Кризис Османской империи и борьба за конституцию во второй половине XIX в. Режим «зулюма».
Отправной точкой конституционного движения следует считать создание в июне 1865 г. в Стамбуле тайного общества, которое известно в истории Турции как «Общество новых османов». Это была политическая организация, насчитывавшая в своих рядах около 250 членов. В конспиративных целях она была разбита на группы по семь человек. В числе руководителей и идеологов общества были выдающийся писатель и публицист Намык Кемаль, известные литераторы и публицисты Зия-бей и Али Суави. Активными членами общества стали многие выходцы из богатых семей феодальной бюрократии, получившие светское, а порой и европейское образование. В тайное общество вступили многие военные чиновники. Большинство сторонников «новых османов» составляла турецкая чиновная и творческая интеллигенция, феодально-бюрократическая по происхождению.
Поначалу общество не имело определенной политической программы. Его членов объединял лишь поиск средств для обеспечения экономического и политического прогресса страны. Диапазон их идейных воззрений был широк - от опоры на просвещенного монарха-реформатора до только еще получавших признание идей парламентаризма.
Весной 1867 г. группа членов общества, в том числе наиболее видные его идеологи, вынуждены были эмигрировать в Европу в ответ на репрессивные меры в отношении ряда газет и их издателей, с которыми были близко связаны руководители тайного общества.
Эмигрировавшие в Европу «новые османы» вскоре начали издавать на турецком языке свои газеты. Большую роль в пропаганде идей «новых османов» сыграли газеты «Мухбир», которую издавал Али Суави в Лондоне в 1867-1868 гг., и «Хюрриет» («Свобода»), издававшаяся Намык Кемалем и Зия-беем в 1869-1870 гг. в Лондоне, а позже в Женеве. «Хюрриет» и стала в полном смысле слова органом «Общества новых османов». Именно на ее страницах были сформулированы такие важнейшие политические требования и цели «новых османов», как превращение Османской империи в конституционную монархию и созыв палаты депутатов. «Хюрриет» критиковала султанское правительство за неудачи танзиматских реформ, выступала за ограничение прав султана и ответственность правительства перед законом. В теоретических статьях на страницах этой газеты был впервые в Османской империи высказан взгляд на необходимость разделения законодательной и исполнительной власти и выдвинут принцип выборности высших органов управления, например палаты депутатов. В прессе и политической публицистике «новых османов» нашло выражение их стремление сохранить единство империи Османов и власть над ней турецкого султана. Идеологи «новых османов» пропагандировали доктрину османизма, согласно которой все подданные султана - независимо от вероисповедания «османы», «дети одной родины
В 1871-1872 гг. часть деятелей эмиграции возвратилась в Стамбул. Здесь уже в июне 1872 г. Намык Кемаль начал издавать газету «Ибрет» («Назидание»), которая вскоре стала рупором «новых османов» на родине, распространителем идей конституционализма. Однако, вскоре выход газеты на время прекратился. Деятельность «новых османов» подготовила почву для политической борьбы за конституционную реформу.
Весной 1876 г. сложились условия для этой борьбы в результате резкого обострения экономического и политического кризиса Османской империи. С лета 1873 г. до весны 1875 г. в ряде областей Анатолии вследствие сильной засухи и неурожая разразился страшный голод. Отсутствие кормов вызвало массовый падеж скота. Летом 1874 г. на юго-востоке Анатолии, а также в Сирии и Ливане вспыхнула эпидемия холеры. Голод и эпидемия унесли жизни нескольких сотен тысяч людей. В 1874-1875 гг. неурожай и падеж скота вызвали голод и в ряде районов европейской части Турции. Ухудшение экономического положения страны привело осенью 1875 г. к объявлению Портой своего частичного финансового банкротства. В 1875/76 бюджетном году доходы страны оказались уже почти вдвое меньше ее расходов. В поисках выхода из финансового тупика Порта в конце 1874 г. распорядилась повысить официальный размер ненавистного народу натурального налога ашара с 10 до 12,5%.
Эти действия привели к взрыву возмущения крестьянских масс в разных районах империи и разожгли пламя национально-освободительных движений на Балканах. Волна антитурецких крестьянских восстаний охватила в 1875 г. Боснию и Герцеговину. Осенью 1875 г. в очередной раз поднялся на борьбу болгapcкий народ.
В начале мая 1876 г. новые османы активизировали свою деятельность. Они опубликовали воззвания, призывавшие собрать палату представителей и заменить Абдул-Азиза другим султаном. Примерно в это же время им удалось привлечь на свою сторону известного турецкого государственного деятеля Мидхата-пашу. Мидхат-паша представлял интересы либеральных помещиков и зарождающейся турецкой буржуазии. Он признавал необходимость более глубоких реформ во имя сохранения Османской империи, но и готов был широко использовать террор против народных масс.
22 мая 1876 г. в Стамбуле разразилась огромная по размаху демонстрация. В ней участвовали учащиеся мусульманских религиозных школ (софты), торговцы, ремесленники, городская беднота. У дворца султана собралось около 40 тыс. демонстрантов, под давлением которых султан вынужден был сменить великого везира Недим-пашу и многих членов правительства. В состав нового кабинета вошел и Мидхат-паша.
Разгул народной стихии испугал не только султана, но и самих «новых османов». Стремясь предотвратить новые революционные выступления масс, они избрали тактику дворцового переворота. Во временном союзе выступили Мидхат и «новые османы» с той частью феодалов и богословов, которая считала султана ответственным за сложившееся катастрофическое положение.
В ночь на 30 мая 1876 г. Абдул-Азиз был свергнут с престола, а затем было объявлено, что он покончил самоубийством. Недолгое время престол занимал душевнобольной Мурад V, которого считали ставленником Мидхат-паши. Затем был достигнут новый компромисс: 31 августа на престол был возведен угодный верхушке феодалов и богословов Абдул-Хамид II, но и Мидхат-паша получал титул великого везиря вместе с разрешением составить проект будущей конституции.
Абдул-Хамид согласился принять проект конституции. Ему приходилось считаться с общим недовольством в стране, с угрозой бунтов. Кроме того, он надеялся использовать провозглашение конституции для того, чтобы сорвать международную конференцию держав, требовавших проведения умеренных реформ в интересах угнетенных народов Балкан.
Принятая 23 декабря 1876 г. «конституция Мидхата» провозглашала Турцию конституционной монархией. Она предусматривала создание двухпалатного парламента. Палата депутатов избиралась на основе высокого имущественного ценза для избирателей. Члены сената назначались султаном пожизненно. Все подданные империи, включая христианское население на Балканах, объявлялись османами и считались равными перед законом. Но при этом государственным языком объявлялся турецкий язык, а государственной религией - ислам, что на практике закрепляло неравенство нетурецких народов перед законом. Конституция сохраняла за султаном почти всю полноту власти. Он по-прежнему имел право назначать и смещать министров, объявлять войну, заключать мир, вводить военное положение и прекращать действие гражданских законов.
Данная конституция, несмотря на всю ее ограниченность, могла бы стать для Турции того времени прогрессивным явлением, если бы она проводилась в жизнь. День объявления «конституции Мидхата» был приурочен к открытию упоминавшейся выше конференции европейских держав. Султан рассчитывал, что введение конституции сорвет конференцию, но этого не произошло. Конференция продолжала свою работу, однако по истечении короткого времени выяснилось, что соглашение между Турцией и державами невозможно. Турецкое правительство, тайно поощряемое Англией, отказалось принять выработанные представителями европейских держав предложения о реформах на Балканах. Это привело к дальнейшему обострению русско-турецких отношений. В начале 1877 г. конференция закрылась.
Пока шла конференция, Абдул-Хамид поощрял конституционное движение. Но так как конференция не привела к соглашению, то султану стала не нужна конституция и ее автор. По приказу султана Мидхат-паша был сначала приговорен к смерти, а затем по настоянию Аравии выслан за границу. Намык Кемаль и другие руководители новых османов были вновь сосланы в отдаленные части империи.
В стране началась мрачная «эпоха Зулюма» (1878 - 1909 гг.).
Империя Османов в эти годы оставалась отсталой аграрной страной с крайне примитивным уровнем сельского хозяйства Сталеплавильных и машиностроительных заводов Османская империя не имела. В конце XIX в. во всей империи было лишь пять литейных и железоделательных мастерских, всего шесть лесопильных предприятий. В стране было несколько десятков небольших хлопчатобумажных, ковровых и суконных фабрик, ряд предприятий мукомольной промышленности, а также государственные военные заводы Стамбула. Остальные районы империи промышленности в современном смысле слова вообще не имели.
В 80-х годах XIX в. произошло событие, свидетельствовавшее о превращении Османской империи в полуколонию иностранного капитала. 20 декабря 1881 г. был опубликован указ султана, который объявил о создании Администрации оттоманского публичного долга. Ее административный совет составляли представители Англии, Франции, Германии, Италии, Австро-Венгрии, местных кредиторов Порты и Оттоманского банка. Эта организация получила право с помощью собственного аппарата собирать в различных районах Османской империи ряд государственных налогов и пошлин с целью обеспечить выплаты по огромному внешнему долгу страны. В 1882 г. в распоряжение новой организации были переданы доходы от табачной и соляной монополий, гербовый сбор и сбор от спирта, право сбора десятины в ряде крупных городов и провинций. В дальнейшем этот список доходов продолжал расти.
Порта продолжала пагубную политику пополнения казны за счет кабальных по условиям внешних займов. С 1886 по 1908 г. было заключено 11 займов на сумму более 800 млн. фр. Заключение займов все чаще и чаще сопровождалось согласием Порты выполнить те или иные экономические требования держав - предоставление новых концессий, получение выгодных для европейских промышленников заказов, а иногда и признание каких-либо территориальных претензий.
Страшным злом стали огульные аресты по доносам и ссылки людей, заподозренных в политической неблагонадежности. От шпионов и доносчиков не был огражден буквально никто. Периодически подозрения падали на великого везира, шейх-уль-ислама или министров.
Абдул-Хамид II поставил все учебные заведения и их учебные программы под жесточайший контроль цензуры, сам постоянно вмешивался в дела ведомства просвещения. Любое проявление свободомыслия в процессе школьного обучения пресекалось немедленно. На всех ступенях светской турецкой школы резко возросло религиозное влияние.
Эпоха Зулюма стала и худшей порой для турецкой культуры. Журналистика, достигшая в годы Танзимата и конституционного движения значительных успехов, была сведена на нет усилиями султанских цензоров. Несколько сохранившихся изданий печатали только угодные султану и Порте статьи. Слова «свобода», «равенство», «право», «конституция», «революция», «тирания», «деспотизм» и т.п. были запрещены. Даже такие слова, как «весна» или «возрождение», казались цензорам крамольными, ибо могли, по их мнению, натолкнуть читателя на либеральные мысли.
Абдул-Хамид и его окружение по-своему решали проблемы многонациональной страны. Они превратили ее в тюрьму для всех народов, обеспечивая свое господство с помощью разжигания религиозной и национальной вражды. Султан использовал для провоцирования столкновений между разными народами весь свой огромный аппарат сыска, жандармерию и полицию. В эти годы буквально ужас наводила во многих районах страны полурегулярная кавалерия, организованная султаном с помощью ряда преданных Абдул-Хамиду вождей курдских племен. Особенно пострадали от безудержного террора султанских головорезов районы с армянским населением. Абдул-Хамид и его ближайшее окружение организовали в 1894-1896 гг. страшную резню армян, потрясшую весь мир. Уже в 80-е годы султан начал проводить политику физического истребления армян, но в 1894 г. эта политика приобрела угрожающие размеры после кровавой резни армян в Сасуне. Через год избиение армян началось по всей стране. За два года было уничтожено около 300 тыс. человек. Сотни городов и сел Западной Армении были разорены султанскими войсками и полицией.
Позиция Османской империи в международных вопросах в эти годы чаще всего определялась в европейских столицах, а Абдул-Хамид - ловкий и коварный политик - вел лишь игру, целью которой было укрепление его личных позиций.
В конце XIX в. в Османской империи резко возросло политико-экономическое влияние Германии. В 1898 г. германский кайзер Вильгельм II посетил Османскую империю с весьма торжественно обставленным официальным визитом. Кайзер установил хорошие отношения с султаном, объявив себя покровителем мусульман. Султан и Порта во внешнеполитических делах стали откровенно ориентироваться на Берлин. Турецкая армия была поставлена под контроль немецких инструкторов. Многие ведомства Порты оказались под опекой немецких советников.
Итак, в начале ХХ в. Османская империя потеряла экономическую и политическую независимость. На пути исторического прогресса этой страны стояли феодально-султанский деспотический режим и иностранный капитал со всеми его экономическими и политическими позициями внутри страны.