Колониальная политика англичан в индии.
После семилетней войны английская Ост-Индская кампания была фактически единственной влиятельной иностранной силой в Индии. В 1773 г. английский парламент принял акт об управлении Индии, согласно которому Ост-Индская компания признавалась владетелем индийских территорий и ставилась под контроль английского правительства. Парламент назначал генерал-губернатора и четырех советников, образовавших Бенгальский совет. В Калькутте был создан Высший суд. До начала XIX в. Ост-Индская компания использовала методы первоначального накопления в своей политике. Форму эксплуатации страны включали в себя: получение огромных контрибуций и других выплат с терпевших поражение в войнах с англичанами и превращавшихся в вассалов Компании индийских государств; прямое ограбление индийских феодалов, присвоение накопленных ими ценностей; вывоз тканей и продуктов ремесла, закупаемых по монопольно низким ценам; торговые монополии на соль и другие товары; присвоение поступавшего в казну из подконтрольных Компании территорий земельной ренты-налога. В совокупности получаемые таким путем средства достигали громадных размеров.
Англичане в подавляющем большинстве с пренебрежением относились к современным обычаям Индии к ее самобытной культуре. Лишь единицы всерьез занимались изучением древнейшей истории и культуры.
На рубеже XVIII - XIX вв. Индия начинает превращаться в рынок сбыта английских товаров, а с середины XIX в. - Индия становится сферой приложения английского капитала. Стали прокладываться шоссейные дороги, было начато железнодорожное строительство. Важнейшие пункты Индии связал телеграф. Было окончательно упорядочено денежное сообщение, в 1830 - 1840-е гг. ликвидированы внутренние таможни, открыты первые, принадлежащие англичанам коммерческие банки. Началось восстановление пришедших в запустение старинных оросительных систем и строительство новых каналов, предназначенных для орошения и судоходства. Британские капиталисты стали вкладываться также в строительство предприятий фабрично-заводской и горнодобывающей промышленности. Однако условия труда и жизни индийских рабочих были тяжелыми. Заработная плата было очень низкой. На фабриках и шахтах широко применялся детский и женский труд. Рабочий день составлял 16 часов.
Вмешавшись в традиционные формы земельных отношений в Индии, англичане закрепили за индийскими заминдарами статус земельных собственников. Правда, статус этот не был надежным: если заминдар не сдавал в казну строго установленного с его земель налогового сбора, он легко мог лишиться своего владения, продававшегося в этом случае буквально с молотка в руки того, кто брался регулярно вносить в казну компании указанную сумму.
После восстания сиапев в Индии политика Англии несколько изменилась.
Еще не закончилось восстание сипаев, когда английский парламент в 1858 г. принял закон о ликвидации Ост-Индской компании. Индия стала составной частью Британской империи, а королева Виктория была провозглашена императрицей Индии. Управлять страной должен был генерал-губернатор, вскоре получивший официальный титул вице-короля. Деятельность его и всей администрации Британской Индии контролировалась и направлялась ответственным перед парламентом министерством по делам Индии. Вслед за тем последовал ряд важных реформ.
Военная реформа привела к расформированию синайских полков и к существенному изменению состава вооруженных сил: число англичан в армии сильно увеличилось; большую роль в ней стали играть наемники из числа сикхов и гурков. В специальном обращении к индийским князьям, ее вассалам, королева Виктория пообещала уважать их традиционные права. В частности, было введено право передачи княжества по наследству приемным сыновьям (если линия прямого наследования прерывалась). Британская корона обязалась со вниманием отнестись к существованию в Индии традиционной кастовой системы. Были также приняты законы, препятствовавшие заминдарам и иным арендодателям произвольно повышать арендную плату. Многие постоянные арендаторы получили право отчуждать свои земли.
Еще в 1835 г. генерал-губернатор Маколей провел реформу образования в Индии, смысл которой заключался в том, чтобы начать подготовку кадров колониальной администрации из самих индийцев, создать из них «прослойку, индийскую по крови и цвету кожи, но английскую по вкусам, морали и складу ума». Активно действуя в этом направлении, англичане открыли в Индии в 1857 г. первые три университета - Калькуттский, Бомбейский и Мадрасский. В дальнейшем число индийских университетов и колледжей с преподаванием на английском языке и по английским программам обучения все возрастало, не говоря уже о том, что многие из индийцев, особенно из числа зажиточной социальной верхушки, получали образование в самой Англии, в том числе в ее лучших университетах - Кембридже и Оксфорде. И пусть такое образование получала лишь ничтожная доля населения, в подавляющем большинстве остававшегося вовсе неграмотным, эта доля индийских интеллектуалов играла непропорционально значительную роль в политике и общественной жизни страны. И воспитание их по английской модели не могло при этом не оказывать своего воздействия.
В 1861 г. парламент принял закон об организации законосовещательных Индийских советов при генерал-губернаторе и губернаторах провинций. Хотя члены этих советов назначались, а не избирались, законом оговаривалось, что половина их должна состоять из лиц, не занятых на службе и тем самым не зависящих от администрации. Была проведена и судебная реформа по английскому образцу. В продолжение этой же линии в 80-х годах были изданы законы о местном выборном самоуправлении. И хотя выборы были многоступенчатыми, а участвовать в них могли лишь очень немногие, едва ли более 1% населения страны, начало избирательной процедуре было положено.
Активное внедрение элементов европейской (британской) политической культуры и практики и европейского образования способствовало проникновению в Индию многих европейских идей и идеалов, знаний и опыта, привело к знакомству с европейскими науками, искусством, культурой, образом жизни. Это знакомство тоже по преимуществу ограничивалось узким кругом социальных верхов и индийских интеллектуалов, но все же оно было фактом, а становившееся нормой использование английского языка как официального и объединяющего представителей различных индийских народов способствовало распространению среди интеллектуальной элиты ориентации на европейские духовные ценности.
Рост влияния англичан и европейской культуры на образованных индийцев протекал на общем фоне усиления в стране позиций колониального капитала и соответствующих изменений в ее экономике. Заметный уже в начале XIX в. и не прекращавшийся на протяжении последующих десятилетий быстрый рост английского промышленного экспорта в Индию способствовал резкому увеличению индийского экспорта в Англию и другие страны Европы. Из Индии вывозились хлопок, шерсть, джут, чай, кофе, опиум и особенно индиго и пряности. Для обеспечения быстрого увеличения количества вывозимого сырья англичане активно создавали плантационные хозяйства капиталистического типа. К традиционным статьям индийского экспорта прибавлялись все новые, включая и зерно,- при всем том, что время от времени Индию сотрясали страшные неурожаи, сопровождавшиеся голодной смертью миллионов.
Выразителем интересов индийской интеллектуальной элиты стал созданный в 1885 г. с благословения англичан Национальный конгресс. Будучи одновременно и лояльным, и оппозиционным по отношению к английским властям, Индийский национальный конгресс (ИНК) стал своего рода знаменем борьбы за демократическую трансформацию традиционной Индии.
В дальнейшем английское правительство старается вести гибкую политику в отношении Индии. Оно временами идет на уступки, оттягивая предоставление Индии статуса доминиона.
Таким образом, колониальная политика англичан с одной стороны, вела превращению Индии в аграрно-сырьевой придаток Англии, к налоговому гнету, разорению ремесленников и крестьян, к страданиям многих людей. С другой - этот болезненный процесс активно способствовал развитию страны, знакомил ее с новыми формами связей и отношений, с производством машинного типа, с основами науки и техники. Английский генерал-губернатор Бентик (1828 - 1835) запретил старинный обычай самосожжения вдов (сати) и фактически уничтожил секту тхагов (душителей), совершавшую религиозные убийства. Англичане и особенно английский язык стали служить чем-то вроде интегрирующего начала, помогающего сплачивать говорящую на разных языках страну в нечто единое и цельное. А это, в свою очередь, с XIX в., особенно со второй его половины, стало основой для становления национального самосознания в Индии, для развития национальных движений.