История конституционного развития россии
Россия вступила на путь конституционного развития в начале XX века с приняти-
ем в 1905-1906 гг. ряда государственных актов, имевших конституционное значение.
1 См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М:
Юристь, 1996. С. 44.
Общая характеристика
конституционного права России
17 октября 1905 г. Николаем II был обнародован Манифест, провозгласивший
«незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновен-
ности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Манифестом учреждалась
также Государственная Дума как бессословный орган, наделенный законодательными
полномочиями.
Актом 19 октября 1905 г. «О мерах к укреплению единства в деятельности мини-
стерств головных управлений» была осуществлена реорганизация Совета Министров,
преобразованного в постоянно действующий орган, назначаемый царем и ответственный
только перед ним.
Положения Манифеста 17 октября 1905 г. послужили базой для принятия 23 апре-
ля 1906 г. новой редакции Основных законов Российского государства, которые закрепи-
ли произошедшие в 1905-1906 гг. изменения в государственном строительстве России.
Основные законы установили двухпалатную парламентскую систему, включавшую в себя
Государственную Думу и Государственный Совет. Для избрания Государственной Думы
вводилось избирательное право. Избирательным законом от 11 декабря 1905 г. к выборам
привлекались широкие слои населения, хотя и на неравных условиях. Государственная
Дума избиралась сроком на пять лет. Ей предоставлялось право утверждения всех зако-
нов. Депутаты не несли ответственности перед избирателями.
Государственный Совет имел те же права, что и Дума. Он рассматривал все зако-
ны, принятые Государственной Думой, и в случае их одобрения передавал законы на ут-
верждение царю. Половина состава Государственного Совета назначалась царем. Другая
половина избиралась от духовенства, Академии наук и университетов, дворянских об-
ществ, торговли и промышленности. По одному члену Государственного Совета выбира-
ло каждое губернское земское собрание.
Эти конституционные акты привели к определенному ограничению власти само-
державного монарха. В то же время Основные законы сохранили сильную власть царя: во-
первых, без его утверждения ни один закон не мог войти в силу; во-вторых, изменение Ос-
новных законов могло осуществляться только по инициативе царя; в-третьих, он наделялся
правом роспуска Государственной Думы и издания указов законодательного характера.
До 1917 г. был принят ряд актов, развивавших положения Основных законов.
К числу таких актов следует отнести Закон о военно-полевых судах, Указ об уравнении
крестьян в правах с другими сословиями, Указ о праве крестьян закреплять за собой их
наделы, новое Положение о выборах, Закон о порядке издания касающихся Финляндии
законов и постановлений и др. Среди источников конституционного права все большее
место стали занимать акты исполнительной власти.
В феврале 1917 г. в результате демократической революции монархия была леги-
тимно свергнута. Император Николай II специальным актом передал власть брату Ми-
хаилу, который в свою очередь отрекся от престола и предоставил решение вопроса о
форме правления будущему Учредительному собранию. Государственная Дума сфор-
мировала Временное правительство, носившее коалиционный характер, что было обу-
словлено стремлением объединить все демократические силы страны.
Временным правительством были упразднены жандармерия, полиция и цензура.
Оно приняло ряд актов конституционного значения: 1 сентября 1917 г. Россия провоз-
глашается республикой, прекратила свои заседания Государственная Дума, приняты за-
коны о печати, о рабочих комитетах и др., специальным актом (август 1917 г.) были вве-
дены критерии использования в новых условиях старых законов и постановлений. Вре-
менное правительство готовило конституционную реформу, которую должно было осу-
ществить Учредительное собрание. Однако Октябрьская революция 1917 г. изменила ход
конституционного развития России, завершила его дореволюционный период и положи-
ла начало советскому периоду.
Конституционное право Российской Федерации
В январе 1918 г. было распущено едва начавшее работу Учредительное собрание, а
10 июля 1918 г. Пятым Всероссийским Съездом Советов была принята первая в истории
России конституция. Эта конституция законодательно закрепила положения марксизма
по вопросу переходного периода от капитализма к социализму. В соответствии с ними
государство этого периода не может быть ничем иным, кроме революционной диктатуры
пролетариата. Конституция РСФСР 1918 г. провозгласила:
• полновластие Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, установле-
ние социалистической собственности на средства и орудия производства, ликви-
дацию эксплуатации человека человеком;
• установление полного национального равноправия и права наций на государст-
венное самоопределение;
• создание новой системы государственных органов и принципы их организации и
деятельности, равноправие трудящихся;
• основные гражданские и политические права и свободы (однако в ней не было за-
фиксировано право на труд и пенсионное обеспечение в старости).
Конституция открыто выражала классовый характер пролетарской демократии.
Она лишала избирательных прав лиц, прибегающих к наемному труду, живущих на про-
центы с капитала, частных торговцев, священнослужителей, бывших сотрудников поли-
ции, жандармерии, охранных отделений. Право избирать и быть избранным предостав-
лялось только тем, кто живет на средства, добытые производительным и общественно-
полезным трудом, а также солдатам и нетрудоспособным.
Высшим органом государственной власти формально являлся громоздкий и легко
управляемый Всероссийский Съезд Советов. При его формировании, исходя из принци-
па диктатуры пролетариата, классы, составившие основу рабоче-крестьянского государ-
ства, оказались не равны между собой: на Съезд избирался один делегат от 25 тысяч из-
бирателей городского населения и один делегат от 125 тысяч избирателей сельского на-
селения. Законодательную власть осуществлял избираемый Съездом Советов Всероссий-
ский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), наделенный большими полномо-
чиями. ВЦИК назначал Совет народных комиссаров как центр исполнительной власти.
Конституция закрепила сложившуюся структуру органов советской власти, представ-
лявшую собой централизованную иерархическую систему Советов всех уровней с подчи-
нением нижестоящих Советов вышестоящим и центральным органам.
После образования СССР в 1922 г. была принята первая общесоюзная Конститу-
ция СССР 1924 г., а на её основе – новая Конституция РСФСР 1925 г. Она закрепила факт
вхождения РСФСР в Союз ССР, а также национально-государственные и административ-
но-территориальные изменения, которые произошли в России с 1918 г., сохранив свое
классовое содержание. В связи с появлением новых субъектов РСФСР в её Конституции
появились положения, определяющие их статус и полномочия федерации в их отноше-
нии. В главе «Об автономных советских социалистических республиках и областях» оп-
ределялись принципы формирования их органов государственной власти, порядок при-
нятия Основных законов (Конституций) АССР и Положений об автономных областях. К
ведению Всероссийского Съезда Советов было отнесено окончательное утверждение Кон-
ституций АССР. К совместному ведению Съезда и ВЦИК относилось установление гра-
ниц АССР и автономных областей, утверждение Конституций АССР, разрешение споров
между АССР и другими частями Федерации, отмена постановлений Съездов Советов
АССР и автономных областей, нарушающих Конституцию или постановления верхов-
ных органов РСФСР.
Общая характеристика
конституционного права России
Дальнейшее конституционное развитие РСФСР также связано с принятием новых
союзных конституций. Поэтому структура и содержание последующих конституций
РСФСР являлись производными от соответствующих характеристик конституций СССР.
К середине тридцатых годов в общественной и государственной жизни страны
произошли коренные изменения, которые требовали конституционного закрепления.
В декабре 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР принял новую общесоюз-
ную Конституцию, на основе которой была принята Конституция РСФСР 1937 года. Эта
Конституция отразила, как считалось, построение основ социализма и полную ликвидацию
эксплуататорских классов и элементов. Она закрепила господство социалистической систе-
мы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства, провоз-
гласила перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство,
установила конституционный принцип равенства граждан, отменила все ограничения из-
бирательных прав, ввела новую систему представительных органов государственной власти,
расширила закрепленный круг прав и свобод граждан. Все эти изменения представлялись
как расширение социалистической демократии и превращение её из демократии для боль-
шинства в демократию для всех, т.е. во всенародную демократию.
К числу важнейших изменений государственной системы относится введение все-
общего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, упразднение
съездов Советов, а также преобразование политической основы государства – Советов ра-
бочих, солдатских и крестьянских депутатов в Советы депутатов трудящихся.
В Конституцию была введена норма о партии, закрепившая тенденцию превра-
щения коммунистической партии (тогда ВКП(б)) по сути дела в государственную струк-
туру. В ст. 126 Конституции СССР 1936 г. и в соответствующей статье Конституции
РСФСР устанавливалось, что «наиболее активные и сознательные граждане из рядов ра-
бочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистиче-
скую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за
укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро
всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных».
В Конституции РСФСР 1937 г. более развернуто, чем прежде, закреплялись прин-
ципы её вхождения в СССР. Устанавливалось, что вне пределов прав Союза ССР, РСФСР
осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суве-
ренные права. Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за
ней права выхода из Союза ССР. В Конституции было закреплено развитие российской
федерации. Появились отдельные главы о высших органах государственной власти
АССР, об органах государственного управления АССР, об органах государственной вла-
сти автономных областей, впервые установлена норма о национальных округах.
Конституция РСФСР 1937 г, как и Конституция СССР 1936 г., была очень демо-
кратической для своего времени. Однако эта формальная демократичность была в зна-
чительной мере фиктивной, особенно в тех положениях, которые утверждали народо-
властие, полновластие Советов, демократические основы строя и статуса личности. При
этом подавление личной свободы граждан строилось на законах, т.е. носило организо-
ванный характер.
К концу пятидесятых годов СССР обладал ядерным и термоядерным оружием, а
также самыми современными средствами его доставки – межконтинентальными балли-
стическими ракетами. В связи с этим была теоретически обоснована концепция о полной
и окончательной победе социализма в СССР. Это означало не только отсутствие
внутренних условий для реставрации капитализма в СССР, но и невозможность его вос-
становления силами извне.
Конституционное право Российской Федерации
В начале шестидесятых годов была принята новая, третья по счету Программа
КПСС. В ней было заявлено о вступлении СССР в период развернутого строительства
коммунизма, основы которого, согласно Программе, должны были быть построены к на-
чалу восьмидесятых годов. Программа КПСС торжественно провозгласила, что «нынеш-
нее поколение советских людей будет жить при коммунизме».
Для конституционного закрепления новой исторической «реальности» было при-
нято решение о принятии новой Конституции СССР. Комиссию по разработке её проек-
та возглавил Н.С. Хрущев. Однако по внутриполитическим причинам эта работа не была
завершена.
В период правления Л.И. Брежнева к началу семидесятых годов всем стало оче-
видно, что построение коммунизма в СССР отодвигается на неопределенную историче-
скую перспективу. Теория и практика КПСС вызывали сомнение, наступил определен-
ный кризис в научном коммунизме, идеи и органы КПСС стали утрачивать авторитет и
влияние как в широких массах населения, так и внутри самой КПСС.
Укрепить позиции КПСС были призваны выдвинутые в то время концепции раз-
витого социализма, общенародного государства и возрастания роли партии в ходе ком-
мунистического строительства. Вновь был поставлен вопрос о принятии новой Консти-
туции СССР. Председателем комиссии по разработке проекта Конституции был назна-
чен Л.И. Брежнев.
Новая Конституция СССР была принята в 1977 г. после всенародного обсуждения.
В 1978 г. на её основе была принята Конституция РСФСР.
В Конституции утверждалось, что советское общество вступило в этап развитого
социализма, означавший превращение советского государства из диктатуры пролетариа-
та в общенародное государство, на базе которого сформировалась новая историческая
общность людей – советский народ. Именно народ был объявлен субъектом, которому
принадлежит вся власть. В то же время Конституция не утрачивала классового характера.
Идея диктатуры пролетариата была преобразована в идею о руководящей роли рабочего
класса. В преамбуле к Конституции РСФСР 1978 г. прямо говорилось о сохранении в ней
идей и принципов Конституций РСФСР 1918, 1925 и 1937 гг.
Конституция РСФСР 1978 г. в качестве основы экономической системы утверждала
государственную (общенародную) и колхозно-кооперативную собственность, закрепляла
плановое ведение хозяйства на базе жесткой централизации. В основу организации госу-
дарственной власти Конституция формально закладывала принцип верховенства Сове-
тов, которые из Советов депутатов трудящихся были переименованы в Советы народных
депутатов, как органы власти общенародного государства. Фактически же Советы подме-
нялись партийными органами КПСС. Конституция в ст.6 откровенно и прямо закрепила
КПСС в качестве «руководящей и направляющей силы советского общества, ядра всей
политической системы, государственных и общественных организаций».
В Конституции РСФСР 1978 г. были значительно расширены рамки социалистиче-
ской демократии, закреплен полный перечень прав граждан, введены такие новые права,
как право на жилище, охрану здоровья и др. Впервые закреплялось положение о том, что
наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсужде-
ние, а также ставятся на всенародное голосование, что Конституцию принимает и про-
возглашает народ РСФСР.
Развитие получили также нормы, регулирующие федеративное устройство
РСФСР. Так, Конституция не предусмотрела необходимости утверждения органами
РСФСР Конституций АССР, преобразовала национальные округа в автономные и пере-
числила их поименно, повысила уровень актов об автономных областях и автономных
Общая характеристика
конституционного права России
округах, указав, что их статус определяется законом РСФСР, а не Положением, как ранее.
С 1989 г. в Конституцию РСФСР вносились многочисленные изменения и дополнения,
существенно изменившие ее первоначальную редакцию.
Вопрос о новой Конституции Российской Федерации был поставлен на Первом
съезде народных депутатов России в 1990 г. Им была организована Конституционная ко-
миссия для разработки проекта Конституции. Такой проект был подготовлен и рассмот-
рен Верховным Советом РСФСР и одобрен Съездом народных депутатов. Однако её при-
нятию препятствовали последствия распада в 1991 г. СССР и ожесточенное противобор-
ство законодательной и исполнительной властей. Оно выразилось в разработке еще одно-
го проекта Конституции. Его подготовило Конституционное Совещание, созванное летом
1993 г. по решению Президента Российской Федерации.
Серьезные разногласия между ветвями власти привели к острому конституцион-
ному кризису, связанному с применением силы обеими сторонами в октябре 1993 г. Кри-
зис разрешился в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда и Верхов-
ного Совета РСФСР.
Осенью 1993 г. Конституционное Совещание продолжило работу над проектом
новой Конституции, который в конце года и был вынесен на всенародное голосование.
Оно проводилось в соответствии с «Положением о всенародном голосовании по проекту
Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г.», утвержденным Указом Прези-
дента РФ от 15 октября 1993 г. Согласно этому Положению для принятия новой Консти-
туции Российской Федерации требовалось, чтобы большинство избирателей, принявших
участие в голосовании, проголосовало за её принятие при условии, что в голосовании
приняло участие более половины всех избирателей.
Новая Конституции Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 г. все-
народным голосованием и вступила в силу с момента её официального опубликования
25 декабря 1993 г.__