Условия и факторы качества управленческих решений. Ни одна производственная система не функционирует в вакууме, ее окружает или она находится в сильно дифференцированной среде

Ни одна производственная система не функционирует в вакууме, ее окружает или она находится в сильно дифференцированной среде. Внешняя среда воздействует всеми силами и институтами, с которыми организация сталкивается в своей оперативной и стратегической деятельности. Буквально все, что можно назвать вне организации, может быть включено в это понятие, так как все элементы среды могут оказывать на нее влияние, т.е. влияние с точки зрения эффективности ее менеджмента. Среда никогда не бывает стабильной, и, конечно, каждая организация должна не только знать свою среду «обитания» и ее природу изменений, но и уметь реагировать на эти изменения: неудача в приспособлении к среде приведет к неудачному бизнесу вообще.

К компонентам внешней среды, оказывающим влияние на эффективность и устойчивость функционирования организации, относятся те, на которые организация не может воздействовать, которыми она не управляет. Эти компоненты влияют на организацию напрямую (например, государство) либо косвенно (например, экономическая ситуация). В экономической литературе, в отличие от литературы по практике ведения бизнеса, высказывается мнение, что внешними компонентами, важными с точки зрения влияния на положение организации, являются экономические. Остальные, например социальные, юридические, технологические и политические компоненты, образуют вспомогательные (или второстепенные) внешние среды. С другой точки зрения среду можно охарактеризовать двумя чертами: широтой и периодичностью (частотой) воздействия на организацию — и использовать эти характеристики для разделения среды на среду ближайшего окружения и отдаленную (общую) среду фирмы. Поскольку экономическая организация в данном контексте определяется как ресурсообразующая система, где затраты ресурсов объединяются вместе для получения результата (продукта), ближайшее окружение организации состоит из потребителей, поставщиков, рабочей силы, финансовых институтов, конкурентов и инвесторов. Эти группы контактируют с организацией (в разных смыслах) непосредственно и наиболее часто. Основная среда состоит из сил, проявляющихся время от времени не регулярно или не напрямую, а именно: социальных, культурных, политических, юридических и технологических факторов.

Согласно функциональному способу силы внешней среды разделяются по их природе. На практике чаще всего встречается классификация, объединяющая социальную, экономическую, политическую и технологическую среды. Однако каждая из них имеет существенную разницу между ближайшим окружением и общей средой. В связи с этим классификации не противоречат друг другу и должны выбираться в соответствии с поставленной задачей изучения среды организации в общем смысле.

Внутренняя среда (микросреда фирмы), в которой принимаются конкретные решения по ведению бизнеса, интерпретируется как универсальная вне зависимости от формы организации фирмы и объединяет все функциональные среды внутри производственной системы. Внутренняя среда состоит из различных компонентов. В фирме, принадлежащей одному предпринимателю, функции берутся на себя одним лицом, в то время как в больших организациях они разделены и закреплены за специализированными внутренними структурами. Однако, несмотря на размер, функциональные области универсальны (например, кадровая, производственная и маркетинговая функции) для всех производственных систем. Микросреда организации, интерпретируемая как спектр функциональных структур, вырабатывает решения по деятельности фирмы в условиях влияния на нее со стороны основных сил, внешних по отношению к фирме.

Оценивая принятые решения, следует учитывать факторы, играющие роль, как при их разработке, так и при реализации. При разработке следует учитывать:

­ методологический уровень разработки решения;

­ объем, достоверность, оперативность и другие характеристики используемой информации;

­ время, необходимое для разработки решения;

­ организацию разработки решения;

­ субъективные факторы;

­ компетентность субъекта, принимающего решение;

­ уровень механизации и автоматизации информационной работы;

­ технические средства информационной работы.

В процессе реализации необходимо принимать во внимание:

­ организационные формы управления;

­ стимулирование;

­ время, необходимое для осуществления решения;

­ уровень подготовки управленческих кадров;

­ принятые методы управления;

­ авторитет руководителя;

­ надежность и эффективность технических средств управления;

­ уровень организации контроля за исполнением решения.

К параметрам качества управленческого решения отнесены: показатель энтропии (количественной неопределенности проблемы), степень риска вложения инвестиций, вероятность реализации решений по показателям качества, затрат и продолжительности, степень адекватности теоретической модели фактическому объекту моделирования.

Итак, качество принимаемых решений самым непосредственным образом отражается на всех показателях производственного процесса: на длительности инвестиционного цикла и всех его составляющих, на соответствии оценок финансовой состоятельности и эффективности инвестиций, полученных в результате прединвестиционной фазы, фактическим значениям, полученным в процессе инвестирования. От него также зависят начало окупаемости и прибыльность продукции.

Изучение экономических законов, исследование механизма их действия в конкретных обстоятельствах места и времени ориентировано на повышение эффективности управленческих решений.

Наши рекомендации