Тема 12. источник (формы) права. правотворчество.
1. Понятие источника (формы) права. Внутренняя и внешняя формы права.
2. Виды источников права.
3. Правообразование и правотворчество.
4. Понятие и виды нормативно-правовых актов.
5. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
1.Категории «форма» и «содержание» в философии являются парными. Форма есть способ существования, выражения и преобразования содержания. Тогда как содержание представляет единство всех составных элементов объектов, его свойств, связей, состояний, тенденций развития.
К праву категория «форма» применяется в двух значениях: а) правовой формы; б) формы самого права. Правовая форма – вся правовая реальность, т.е. это правовые явления, опосредующие всю совокупность фактических отношений и конкретные виды деятельности. Понятие правовой (юридической) формы применяется для раскрытия связи права с иными социальными образованиями, процессами и отношениями.
Форма права – это форма именно права как отдельного явления и соотносится она только с содержанием права. Ее назначение – упорядочение содержания права, придание ему свойств государственно-властного характера.
Различают внутреннюю и внешнюю формы права. Внутренняя форма - это структура права и его связи. К ней относится система права.
В правоведении нет общепринятого мнения относительно того, что следует понимать под внешней формой права. Нам ближе точка зрения профессора В.М. Баранова, считающего, что внешняя форма - это то, в чем выражено (материализовано) право, т.е. какие формы выражения приобретают правовые нормы.
Термин «источники права» также многозначен и употребляется в различных смыслах:
в материальном - это те социально-экономические и духовно-культурные условия жизнедеятельности общества, которые явились первопричиной, вызывающей право к жизни и обуславливающей его действие;
в идеальном смысле – это правовое сознание, т.е. это концепции, идеи, теории, чувства, представления людей о действующем и желаемом праве. Господствующая правовая идеология, ведущие национальные идеи – главный источник формирования права (подробнее см. тему 22);
в юридическом смысле - это различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм. Именно в этом смысле понятие формы совпадает с понятием источника права. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина. В нее могут быть включены памятники права, действующее законодательство, судебная практика, и т.д. – словом все то, где содержатся нормы права.
Таким образом, под источником права понимают официально-документальные и иные формы или способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического значения.
Для отнесения тех или иных внешних форм выражения права к источникам права необходимо признание их таковыми со стороны государства.
2. Известны следующие основные виды источников права:
1) Самый древний - правовой обычай, то есть обычай, применение которого обеспечивается санкцией государства. Его следует отличать от обычая, представляющую собой моральную норму, нравы (см. тему 9) Его особенности: носит локальный (лат. местный, не выходящий за определенные пределы) характер, отличается определенностью правила, непрерывным и единообразным характером его соблюдения, часто связан с религией, по природе носит консервативный характер.
Государство к различным обычаям относится по-разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает. Роль обычая в различных отраслях права неодинакова: в конституционном праве сфера его действия ограничена, а в международном, гражданском, семейном, торговом, земельном – значительна.
2)Правовой прецедент- это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому впоследствии придается обязательное юридическое значение.
Современное прецедентное право присуще странам англосаксонского права (Англия, США, Канада и пр.). При такой форме права судебные (а иногда и административные) органы фактически обладают властью создавать новые правовые нормы.
В отечественной судебной практике применяется разновидность правового прецедента правоположение, как результат правоприменительной деятельности, концентрированное выражение юридической практики. Между тем ни акты Конституционного Суда, ни разъяснения Верховного Суда РФ официально в качестве источников права пока не признаются.
3)Правовая доктрина (лат.учение)или юридическая наука на определенных этапах развития права также служит его источником. Она создает понятия и конструкции, которыми пользуется правотворческий орган. Разновидностью данной формы права является разъяснение, трактаты выдающихся юристов. Правовая доктрина едва ли не важнейший источник права в мусульманской правовой системе. Значимость ее велика в Великобритании.
В нашей стране правовая доктрина не признается в качестве источника права. Скорее всего, это связано с многолетним существованием тоталитарной системы, когда все источники кроме государственных считались несущественными.
4) Договор нормативного содержания представляет собой соглашение между субъектами права, призванное урегулировать их отношения путем создания (учреждения) взаимных прав и обязанностей. Этот вид источников имеет широкое распространение во многих отраслях права и у него перспективное будущее, поскольку в условиях рыночного развития нашего общества государство не может оставаться единственной организацией, ответственной за обеспечение порядка в нем. Значительно возрастает роль различных фирм, корпораций, концернов, которые упорядочивают деловые отношения в основном договорным путем. Таким образом, система договоров – ядро рыночного механизма.
5) Нормативный правовой акт - это акт правотворческого органа государства, содержащий нормы права. Он является основной формой права, поскольку при его помощи достигается наиболее точное и полное выражение юридических норм, верное отражение реальной деятельности и перспектив ее развития. Нормативный акт более всего приспособлен к постепенному обновлению действующего права.
6) Новое российское правопонимание к источнику права относит акт референдума.Он представляет собой решение важнейших вопросов государственной и общественной жизни путем всенародного голосования. Однако в ряде высокоразвитых стран (США, Великобритания) общегосударственные референдумы не предусмотрены в связи с тем, что правоведы считают, что с их (референдумов) помощью можно решить только локальные вопросы. Референдум – мера исключительная и требует осторожного с ним обращения. Он является средством урегулирования трудных вопросов, которые не могут быть решены парламентским путем.
3. Правотворчество является последним этапом правообразования и начинается с осознания необходимости правового урегулирования социальной ситуации, общего представления о юридическом предписании, которое следует издать и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы.
Таким образом, правотворчество - это деятельность государственных органов (в случае референдума всего народа) и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов.
Содержание правотворчества есть процедура возведения норм и принципов естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в закон.
Правотворчество подчинено определенным требованиям или принципам, то есть тем руководящим началам, которым должна соответствовать правотворческая деятельность государственных органов:
1) Народный характер, который проявляется в том, что а) законодательные органы состоят из депутатов, представляющих население; б) все субъекты правотворческой деятельности в своих нормативных правовых актах должны выражать интересы граждан.
2) Демократизм, означающий, что исключительное право издавать законы принадлежит высшему представительному органу государственной власти, либо непосредственно народу, а также демократичность процедуры разработки и принятия акта (гласность, участие граждан, их объединений в правотворчестве, использование института всенародного обсуждения законопроектов, освещение законотворческого процесса в средствах массовой информации и прочее).
3) Законность, что предполагает скрупулезное соблюдение регламента законодательных органов, процедуру обсуждения, порядка опубликования актов, соблюдение строгой иерархии принимаемых нормативных актов.
4)Научный характер и его связь с правоприменительной практикой, что означает необходимость отображения правотворчеством объективных потребностей общественного развития при принятии, отмене, изменении нормативны актов с учетом достижений юридической науки и конкретного мнения ученых правоведов. Связь правотворчества с правоприменительной практикой дает возможность судить о качестве и эффективности принятых нормативных актов, информирует о необходимости их изменения или отмены.
В зависимости от того, кто «творит» право, принято выделять следующие виды правотворчества:
1. Непосредственное правотворчество народа. Наиболее ярким его проявлением является референдум. Референдумы могут быть общенациональными, региональными и местными. Акт референдума не требует утверждения или принятия со стороны государства и вступает в действие с момента, определенного в законе (Федеральный Конституционный закон «О референдуме РФ» принят 10 октября 1995 года).
2. Правотворческая деятельность государства - наиболее распространенный вид, он осуществляется различными государственными структурами, обладающими правотворческими полномочиями. В Российской Федерации правом издавать нормативные акты, наделены: Государственная Дума, Совет Федерации Федерального Собрания, Президент, Правительство, федеральные министерства и иные ведомства, представительные органы субъектов Федерации.
3. Правотворчество должностных лиц. Хотя в современном российском законодательстве нет определения должностного лица, по мнению профессора В.К. Бабаева, к их числу относятся граждане, занимающие определенную должность в органах государственной власти, управлении либо в иной государственной организации, наделенные правом принимать для осуществления возложенных на него функций правовые акты и обеспечивать их реализацию.
В процессе правотворчества реализуются следующие функции: обновление законодательства, т.е. издание новых нормативных актов; устранение устаревших юридических норм; восполнение пробелов в праве.
4. Результатом правотворческой деятельности являются разнообразные нормативные акты.
Нормативные правовые акты – это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы.
Особенности нормативно-правовых актов:
- Имеют государственный характер, то есть государство обеспечивает реализацию актов, включая возможность применения принудительных мер к лицам, уклоняющимся от их исполнения.
- Принимаются не всеми, а строго определенными субъектами, связанными рамками своей компетенции.
- Имеют временные, субъектные и пространственные пределы действия.
- Всегда содержат юридические нормы, что делает их нормативными регуляторами, имеющими общеобязательный характер.
Нормативные правовые акты следует отличать от индивидуальных и интерпритационных.
Индивидуальные акты- это акты по конкретному юридическому делу, они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими (судебный приговор).
Интерпритационные актыне содержат новых юридических норм, а разъясняют (толкуют) существующие нормы права.
Классифицируют нормативные акты по следующим основаниям:
По сфере действий они подразделяются на:
акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории (гражданский, уголовный кодексы);
акты ограниченного действия - распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории (закон о беженцах и т. п.);
акты исключительного (чрезвычайного) действия, которые реализуются лишь при наступлении чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, военные действия).
По основным субъектамгосударственного правотворчества нормативные правовые акты подразделяются на акты референдума; акты законодательной власти (законы, регламенты и постановления палат парламента); акты Президента (указы); акты исполнительной власти (нормативные акты Правительства, федеральных министерств, глав администрации); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера) и акты должностных лиц государственных и негосударственных учреждений).
По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
С нормативными правовыми актами связано понятие законодательства.