Типология государства (формационный и цивилизационный подход)

Разнообразие государств, существовавших в истории человечества ранее и имеющих место в настоящее время, требуют их определенной упорядоченности, классификации по общим и особенным признакам. Важнейшей классификацией государств является их разделение и объединение по типам, т.е. совокупности наиболее существенных признаков, характеризующих социальную сущность и назначение государства.

Наиболее общим критерием типологии государства до недавнего времени выступала общественно-экономическая формация. Она представляет собой исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства (системе производительных сил и производственных отношений) и выступающий как важнейшая ступень поступательного развития человечества. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие общественные отношения (надстроечные явления).

С точки зрения марксистской теории вся история человечества представляет собой последовательную смену (от низших типов к высшим) общественно-экономических формаций. Всего выделяют пять общественно-экономических формаций (типов общественного строя): первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую (буржуазную) и коммунистическую. Последняя подразделяется на два подвида — социалистическую и собственно коммунистическую. Типология государства с точки зрения формационного подхода опирается на типологию общества.

Согласно формационному подходу в процессе смены общественно-экономических формаций в результате социальных революций с объективной необходимостью происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более высокому. Всего выделяется четыре типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный социалистический. (Марксистская теория исходит из того, что государство — это классовое явление и поэтому его не может быть в бесклассовых обществах первобытнообщинном и коммунистическом).

Рабовладельческий, исторически первый тип государства, представляет собой организацию господствующего класса в рабовладельческом обществе. Наиболее характерной особенностью такого общества и государства являлось рабовладение, т.е. наличие частной собственности на такое средство производства, как раб. Важнейшая функция такого государства — защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе и на рабов. Членами государства признавалось меньшинство населения — прежде всего рабовладельцы и некоторые представители других слоев (крестьяне, ремесленники, торговые люди).

Феодальный тип государства основан на сельскохозяйственном производстве, при котором крестьянин признается членом государства, но не имеет права собственности на землю, хотя и владеет некоторыми средствами производства (домом, строениями, инвентарем). Феодальное государство объединяет всех членов общества, но они не равны по своему социальному статусу и подразделяются на сословия; в этом обществе существует крепостничество.

Буржуазный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от собственников средств производства.

Социалистический тип государства базируется на общественной собственности на средства производства и предполагает сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Социалистическое государство, по представлениям марксистско-ленинской науки, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества и по мере стирания классовых различий между различными слоями общества постепенно должно сокращать сферу своего воздействия на социальную жизнь и с ликвидацией деления общества на классы в конечном итоге должно исчезнуть.

Другим основным современным подходом в типологии государства является цивилизационный подход, который имеет несколько направлений.

Английский историк А. Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации, под которым он понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций — египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др., не связанные между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих, подобно ветвям дерева, рядом друг с другом.

В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов. Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (это, к примеру, древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др. цивилизации). Второй этап — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.). Третий этап — современная цивилизация с присущей для нее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

В настоящее время в цивилизационном подходе преобладает так называемое «технологическое» направление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью (стадией) научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство.

Функции государства

Функции государства - главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства.

Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Так, явления в экономической жизни страны требуют концентрации усилий государства, всех его органов на решении экономических задач. Рост преступности заставляет государство своевременно предпринимать серьезные практические действия по усилению борьбы с ней, выявлению и устранению причин и условий, которые ее порождают. Угроза внешней агрессии мобилизует государственный механизм на подготовку населения страны к её отражению.

Функции государства принято классифицировать по разным основаниям. По социальному значению государственной деятельности выделяют основные функции, которые непосредственно характеризуют социальную сущность государства и неосновные — не раскрывающие социальной сущности государства. По территориальной направленности выделяют внутренние и внешние функции. По сферам общественной жизни выделяют гуманитарные /социальные/ и политические функции. По времени действия различаются постоянные и временные функции.

Функции государства не являются чем-то раз и навсегда данным, застывшим и неизменным. С течением времени могут отмирать одни функции, изменять содержание другие, появляться третьи. Так, при характеристике социалистического государства выделялись следующие внутренние функции (то есть такие, осуществление которых происходило внутри страны): хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная, регулирования меры труда и меры потребления, социального обслуживания населения, правоохранительная, природоохранительная. Указывалось и на то, что до начала 30—х гг. существовала функция подавления сопротивления зксплуататорских классов, которая в дальнейшем отмерла в связи с ликвидацией этих классов. Активное вторжение человека в окружающую природную среду обусловило появление природоохранительной функции. К внешним функциям социалистического государства (т.е. таким, осуществление которых связано с деятельностью государства на международной арене относили: поддержание мира, оборону страны, сотрудничество с другими социалистическими странами, помощь развивающимся странам, внешние сношения с капиталистическими странами.

В учебной литературе по теории государства и права чаще всего анализировались внутренние и внешние функции государства. Однако, деление функций на внутренние и внешние во многом является условным. Ведь деятельность государства внутри страны — в сферах экономики, политики и других зависит, а нередко и в значительной степени от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей. И, наоборот, степень обороноспособности страны, уровень ее отношений с другими странами во многом связаны с развитием экономики и другими внутренними факторами. Кроме того, такой подход в значительной мере отражает идеологию «железного занавеса», раскола мира на две враждующие системы.

Более важной представляется классификация функций государства по сферам общественной жизни, в которых они осуществляются. Исходя из этого, можно выделить следующие функции:

экономические (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, организация общественных работ, планирование производства, организация внешнеэкономических связей и пр.);

политические (обеспечение государственной и общественной безопасности и национального согласия, охрана суверенитета государства и др.);

социальные (охрана прав и свобод граждан, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению надлежащих условий труда, его оплате и т.д./;

культурные (организация образования, поддержание науки, культуры и т.д.) ;

природоохранительные (охрана природы и рациональное использование природных ресурсов).

Наши рекомендации