Которыми должны овладеть студенты по ходу изучения курса
Предисловие
Курс истории России ХХ в. неразрывно связан с событиями предшествующих веков, особенно ХIХ в., с тенденциями экономического, социального, политического и духовного развития общества дореволюционной России.
Но после 1917 г. в истории страны имел место разрыв многих преемственных связей, традиций и тенденций политического развития. В этом противоречии заключаются трудности понимания и освоения новейшей истории России, СССР и вновь – России.
Другая опасность для изучающего историю Отечества в ХХ в. заключается в ее чрезмерной политизированности, вовлеченности в круг постоянного внимания со стороны государства и партий, находившихся у власти.
Все это требует от студентов внимательного анализа и обобщения исторических фактов, их сопоставления, критического осмысления. К тому же историю России ХХ в. – начала ХХI в. нельзя изучать в отрыве от европейской и мировой истории. Учебный курс необходимо связать с историей зарубежных государств, как расположенных по границам нашей страны, так и в отдалении от нее.
Семинарские занятия призваны дополнить и улучшить знания студентов, полученные в лекционных курсах преподавателей, закрепить у них навыки самостоятельной работы над источниками и литературой, помочь овладеть основным набором приемов и методов изучения исторических процессов.
Планы семинаров составлены в соответствии с программой курса для студентов исторического факультета (Калининград, 2003). Литература к занятиям разделена на обязательную и дополнительную. Последнюю необходимо привлекать при подготовке докладов и сообщений, рассчитанных на 10 – 15 минут. Тематика докладов и сообщений дается к каждому занятию.
Значительную долю сложных и противоречивых проблем отечественной истории студент университета должен освоить самостоятельно. Перечень вопросов для самостоятельного изучения приводится в конце настоящего издания. Литература к семинарам подобрана из имеющихся в библиотеке университета источников.
Перечень знаний, умений и навыков,
которыми должны овладеть студенты по ходу изучения курса
Умение подобрать, проанализировать, систематизировать и обобщить факты, выстроить на основе текстовых и иных материалов периодизацию, содержание и смысл важнейших событий. Одновременно необходимо овладеть различными методами изучения, исследования исторических процессов и явлений: проблемным, проблемно-хронологическим, сравнительного анализа, статистическим и т. д.
Для подготовки докладов и сообщений нужно научиться подбирать литературу и источники по заданной теме, подготовить конспект выступления. Важно также научиться писать реферат и рецензию на те или иные работы.
Но самое существенное – студенты должны научиться выявлять причинно-следственные связи, тенденции и закономерности в истории страны в ХХ – начале ХХI в.
Учебно-тематический план семинарских занятий
по курсу «История России» (III – IV курсы д / о)
№ темы | Название темы | Количество часов |
1. | Революции 1917 г в России. | |
2. | Внешняя политика Советского государства. Брестский мир. | |
3. | Первые социально-экономические преобразования Советской власти. | |
4. | Гражданская война и военная интервенция в России. | |
5. | СССР в период новой экономической политики. | |
6. | Индустриализация в СССР. | |
7. | Коллективизация. | |
8. | Политические процессы в СССР в конце 20-х – 30-е гг. | |
9. | Культура и духовная жизнь советского общества в конце 20-х – 30-е гг. | |
10. | Внешняя политика СССР в конце 1920-х – 1941 гг. | |
11. | Какое общество было построено в СССР в 30-е гг. | 2 – 4 |
12. | Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. | |
13. | Жизнь советского общества в 1945 – 1953 гг. | |
14. | Внешняя политика СССР в середине 50-х – начале 60-х гг. | |
15. | Экономика СССР в условиях научно-технической революции: достижения и просчеты (просмотр и обсуждение фильмов об А.Н. Косыгине, Л.И. Брежневе). | |
16. | Духовная жизнь советского общества (1967 – 1984) (при наличии времени проводится специальный семинар по истории диссидентства). | 4 – 6 |
17. | СССР в условиях перестройки во второй половине 80-х – начале 90-х гг. | |
18. | Общественно-политическая жизнь страны в годы перестройки (письменная контрольная работа). | |
19. | Перестройка внешнеполитического курса СССР. | |
20. | Распад СССР. Россия и СНГ в 90-е годы ХХ в. – в начале ХХI в. | |
21. | Социально-экономическое и политическое развитие России в условиях перехода к рыночной экономике. | |
Итого | 80 – 84 |
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ РОССИИ»
(1917 – 1964 гг.)
Тема 1. Революции 1917 года в России(6 часов)
План
1. Россия в условиях двоевластия (февраль – июль 1917 г.).
2. Страна в июле – сентябре 1917 года.
3. Вопрос о власти в октябрьские дни 1917 года.
4. Октябрьское вооружённое восстание.
Обязательная литература
1. Анатомия революции. 1917 год в России. Массы, партии, власть. СПб., 1994.
2. Волобуев П.В. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность. М., 1987.
3. Интеллигенция у власти: Временное правительство в 1917 году: Международный семинар в Санкт-Петербурге // Отечественная история (в дальнейшем – ОИ). 1999. № 4.
4. Иоффе Г.З. Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов. М., 1995.
5. Карр Э. История Советской России: Большевистская революция 1917 – 1923 гг. М., 1990. Гл. 4. От Февраля к Октябрю.
6. Ленин В.И. О задачах пролетариата в данной революции // Полн. собр. соч. М., 1981. Т. 31. С. 113 – 118.
7. Ленин В.И. Письма в ЦК РСДРП (б): 19 октября (1 ноября) и членам ЦК 24 октября (6 ноября) 1917 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (в дальнейшем – КПСС в резолюциях…). М., 1983. С. 618 – 622.
8. Плеханов Г.В. Открытое письмо петроградским рабочим // Вопросы истории. 1988. №12.
9. Шестой съезд РСДРП (б): Резолюция съезда «О политическом положении» // КПСС в резолюциях… 9-е изд. М.: Политиздат, 1983. Т. 1. С. 580 – 582.
10. Седьмая (Апрельская Всероссийская конференция РСДРП (б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1983. Т. 1. С. 493 – 499; 567 – 611.
11. Старцев В.И. 27 февраля 1917. М., 1984; Он же. Вопрос о власти в октябрьские дни 1917 года // История СССР (в дальнейшем ИСССР). 1987. № 5.
Дополнительная литература
1. Булдаков В.П. Красная смута: Природа и последствия революционного насилия. М., 1997.
2. Вада Х. Российские революции 1917 года как комплекс революций в эпоху мировых войн // Россия в XX веке: историки мира спорят. М., 1994.
3. Волобуев П.В. Экономическая политика Временного правительства. М., 1962.
4. Герасименко Г.А. Народ и власть. 1917. М., 1995.
5. Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте: Мемуары. М., 1993.
6. Кулешов С.В. Размышления о революции // Отечественная история (в дальнейшем – ОИ). 1996. № 5.
7. Мельгунов С.П. Как большевики захватили власть: Октябрьский переворот1917 года. Париж, 1984.
8. Минц И.И. История Великого Октября: В 3 т. М., 1977.
9. Незабытая революция: Эпоха Октября глазами россиян. М., 1997.
10. Рабинович А. Большевики приходят к власти: Революция 1917 года в Петрограде. М.: Прогресс, 1989.
11. Раскольников Ф.Ф. Кронштадт и Питер в 1917 году. М., 1990.
12. Спирин Л.М. Россия. 1917 год: Из истории борьбы политических партий. М., 1987.
Доклады и сообщения
1. Состав Временного правительства в марте – октябре 1917 г.
2. Основные политические партии России в марте – октябре 1917 г.: большевики, меньшевики, эсеры, кадеты, октябристы, монархисты.