Предметы ведения Российской Федерации
Российская Федерация - это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1992 г. и Федеративным договором от 31 марта 1992 г.[1]
Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношения между человеком, гражданином,
обществом и государством; форму государственного устройства РФ и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами. Это свидетельствует о том, что Российская Федерация носит конституционно - правовой характер и не может рассматриваться в качестве договорно - конституционной модели федерации.
Российская Федерация обладает высшей властью в отношении своей территории. Конституция РФ, федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Она определяет статус, режим и осуществляет защиту государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа.
В сфере ведения Российской Федерации находятся также вопросы гражданства Российской Федерации, которые регулируются ее Конституцией, Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993 г.[2] Российская Федерация определяет основания и процедуру приобретения и прекращения гражданства, административный и судебный порядок обжалования решений по вопросам гражданства; порядок разрешения споров между Федерацией и ее субъектами по вопросам гражданства.
Защита прав граждан Российской Федерации за границей - прерогатива федеральных органов государственной власти.
В ст. 5 Конституции РФ указывается, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.
Отрицание верховенства федеральных законов по предметам ведения Российской Федерации, провозглашения по отношению к ним верховенства законов субъектов Федерации ведет к войне законов в рамках единого государства и в конечном счете черевато развалом Российской Федерации.[3]
В сфере ведения Российской Федерации пребывают также вопросы денежной и кредитной политики.
Денежная система Российской Федерации включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения. Согласно Федеральному закону РФ от 26 апреля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О центральном банке РСФСР (Банке России)», официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Введение на ее территории других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.
К числу, пожалуй, наиболее важных элементов конституционно - правового статуса Российской Федерации относится наличие единых Вооруженных сил, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.[4]
Российская Федерация определяет структуру и организацию Вооруженных сил, разрабатывает и проводит оборонную политику Федерации.
К числу основных правомочий Российской Федерации относится ее право внешних сношений с иностранными государствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересы всей Российской Федерации в целом, так и интересы каждого ее субъекта.
Российская Федерация обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир.
Конституция РФ закрепляет предметы ведения, принадлежащие исключительно Российской Федерации (ст. 71 КРФ), и предметы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 КРФ).
В сфере государственного строительства к предметам ведения, принадлежащим исключительно Российской Федерации, относятся принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств.
В исключительном ведении Российской Федерации находятся судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно - процессуальное и уголовно - исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданское - процессуальное и арбитражно - процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.
Российская Федерация устанавливает государственные награды и почетные звания Российской Федерации. В ее исключительном ведении находятся федеральная государственная служба, установление основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного и национального развития Российской Федерации. Другие имеющиеся у нее полномочия Российская Федерация осуществляет совместно с ее субъектами.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 78), федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им право на осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В свою очередь органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.
Объем полномочий Федерации и ее субъектов корректируется договорами и соглашениями о перераспределении полномочий между ними.
Конституция Российской Федерации устанавливает также (ст. 79), что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничение прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.