Государство и право: современные представления об их соотношении

Государство и право не только зависимы друг от друга, но в то же время они сохраняют и определенную

самостоятельность.

Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в

них требований применяет принудительную силу, то право, активно воздействует на государство путем

установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С

помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливаются их

структура, порядок функционирования и взаимоотношений.

Такая взаимосвязь и взаимозависимость относятся лишь к определенному типу государства и права и не имеют

общего фундаментального характера, так же, как и функции, и роль права по отношению к государству и

обществу.

Независимо от типа, формы или просто преходящих обстоятельств по отношению к государству и обществу

право всегда выступает как регулятор общественных отношений. Оно регулирует сложившиеся в обществе

экономические, политические и иные отношения. Право закрепляет существующий в той или иной стране

государственный и общественный строй. В этом заключаются одна из его функций и назначение. Устанавливая

конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц, общественных и государственных

организаций), право вносит определенный порядок в общество и государство, создает юридические предпосылки

для его активности и эффективности.

Именно поэтому каждое государство стремится не только к изданию отвечающих его интересам законов и других

правовых актов (постановлений, декретов, распоряжений и т.п.), но и к их полному осуществлению.

Наряду с функциями закрепления и регулирования общественных отношений право в любом обществе и

государстве выполняет также воспитательную роль, которая заключается в том, что закон опирается не только на

государственное принуждение, но и на убеждение. И это положение имеет общее, фундаментальное значение.

Воспитательная роль права проявляется и в том, что оно призвано развивать в людях чувство справедливости,

правды, добра, гуманности.

Помимо названных функций право по отношению к любому обществу и государству выполняет и иные функции.

Данный вывод имеет не локальный, а общий, универсальный характер, не подверженный сиюминутным

политическим или иным влияниям.

Современная российская государственность

Государственность– это сложный комплекс элементов, структур, институтов публичной власти, обусловленных

самобытностью социально-экономических, политических, духовно-нравственных условий жизни конкретного

народа на определенном этапе развития общества. Государственность – это качество, состояние общества на том

или ином этапе его развития. Это тот строй общественных отношений, который влияет не только на

государственную власть, но и на другие общественные институты.

Компоненты понятия «государственность»:

государство – центральное звено, определяющее характер всех политических отношений в обществе;

экономический строй, где ведущее место принадлежит отношениям собственности;

социальная организация общества, в том числе национальные, религиозные, иные межличностные отношения;

духовно-культурная организация общества;

правовая система;

информационная система (информация – основной производственный ресурс общества);

человек как субъект и носитель важнейших видов общественных отношений и как главная цель

функционирования государственности;

РФ– демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Смешанная

республика (полупрезидентская) – сильная представительная власть; наличие парламента; наличие

правительства; возможность отставки правительства парламентом; возможность роспуска Президентом ГД;

Президент избирается всенародным голосованием; Президент действует независимо от правительства и

Парламента.

Государственную власть осуществляют: Президент РФ, ФС РФ, Правительство РФ, суды РФ (принцип

Разделения властей).

Смешанная республика обусловлена тоталитарными привычками, отсутствием демократических традиций, а

также слабо развитой партийной системой.

Территориальная организация государственной власти– одна из острейших проблем государственного

строительства – нахождение и поддержание оптимального соотношения между деятельностью федеральной

власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей

самостоятельности.

Федерация смешанного типа, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Механизм

регулирования федеративных отношений – двусторонние договоры между органами федеральной власти и

субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.

Децентрализация и растущая самостоятельность регионовуравновешиваются заложенными в Конституции

принципами, гарантирующими: незыблемость территориальной целостности государства; равноправие членов

Федерации между собой и по отношению к федеральным органам государственной власти; единство основ

государственного строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как народовластие,

разделение властей, многопартийность, равные избирательные права граждан); свободу передвижения людей,

распространения информации, перемещения товаров и денег по всей территории государства; верховенство

федерального законодательства; недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статусов

членов Федерации.

Конституция разграничила предметы ведения и полномочия между органами государственной власти РФ и

органами государственной власти ее субъектов на три группы: предметы ведения РФ; предметы совместного

ведения РФ и ее субъектов; предметы ведения субъектов РФ.

Политический режим(имеет нестабильный переходный характер) – либерально-демократический режим,

несущий на себе печать тоталитарного режима (элементы всеобщего контроля государственных органов за

жизнью граждан, сохранение властных структур чиновников в сфере проживания, передвижения граждан –

прописка).

Законыне стали повсеместной основой политического режима, недостаточна судебная защита прав и свобод

граждан, ответственность за нарушение законов. Не вошло еще в практику и прямое действие Конституции, не

отработаны процедуры прямого применения Конституции правоохранительными органами.

Судебные органы, становясь на позицию прямого применения Конституции, постепенно наполняют конкретным

содержанием ее отдельные правовые положения, создают своеобразные судебные прецеденты.

Специфика российской государственности:

В содержании функцийроссийскогогосударства возрастает удельный вес общесоциальных,

общедемократических, гуманистических начал.

Наши рекомендации