Институт аналогии имеет ограниченное действие. Он не применяется в уголовном праве, поскольку здесь действует принцип «Нет преступления без указания о том в законе».
Но аналогия может применяться в гражданском, земельном, трудовом, семейном и других отраслях права.
Аналогия закона применяется, если данные отношения прямо не урегулированы законодательством или
соглашением сторон и отсутствует применяемый к ним обычай делового оборота. В этом случае надлежит
использовать сходные отношения.
При невозможности использовать аналогию закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих
начал и смысла гражданского законодательства (аналогии права) и требований добросовестности, разумности и
справедливости.
Правило об аналогии закона и аналогии права используются только при применении ФЗ и не могут распространяться на действие подзаконных актов.
Юридические коллизии: понятие, виды, причины возникновения, способы разрешения и предупреждения
Юридическая коллизия -это расхождение или противоречие между отдельными нормами, актами, регу-лирующими одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления государственными органами и должностными лицами своих полномочий. Виды коллизий:
а) между нормами права;
б) между нормативными правовыми актами, в том числе внутри системы законодательства; между законами и
подзаконными актами; между федеральными актами и актами субъектов федерации;
в) компетенции или отдельных полномочий государственных органов и должностных лиц;
г) при реализации одних и тех же правовых предписаний, в том числе между актами правоприменения;
д) актов толкования;
е) юридических процедур;
ж) между национальным и международным правом.
Причины появления коллизий.
Одни из них носят объективныйхарактер, другие — субъективный.
Коллизии, вызванные объективными причинами, связаны с динамикой развития общественных отношений.
Несвоевременное внесение корректив в правовое регулирование неизбежно влечет коллизии между содержанием
ранее действовавших норм и потребностями нового юридического оформления изменившейся ситуации.
Коллизии, обусловленные объективными факторами, вызываются также особенностями характера общественных
отношений и необходимостью их дифференцированного регулирования. Сами общественные отношения
предполагают их регулирование разными правовыми средствами.
Субъективные причины, вызывающие коллизии, обусловлены особенностями правотворческого процесса,
нечеткостью разграничения правотворческих полномочий государственных органов и должностных лиц. В
результате одни и те же общественные отношения могут получить правовое решение на разных уровнях.
Субъективные коллизии могут возникнуть и в результате ошибок в юридической технике, неточного
формулирования правовых предписании, использования многозначных терминов и конструкций, несоблюдения
правил лингвистики, стилевой строгости.
Виды коллизии норм права
(получили наибольшую разработку в литературе)
■ темпоральные -имеют в виду расхождение норм во временных пределах.Способом разрешения темпоральных коллизий служит правило, согласно которому позже принятая норма права отменяетранее действовавшую.
■ пространственные -коллизии обусловлены действием правовых норм в строгих границах.
■ иерархические -есть несогласованность норм разной юридической силы. Эти коллизии появляются тогда, когда на регулирование конкретного общественного отношения одновременно претендуют нормы разного уровня, содержащие различные предписания. Данные коллизии разрешаются на основе правила, согласно которому отдаѐтся предпочтение нормам более высокого уровня, более высокой юридической силы.
■ содержательные- коллизии возникают между общими и специальными нормами права, т.е. между нормами, регулирующими род и вид общественных отношений, если они регулируют одну и ту же ситуацию. Для преодоления этого вида коллизий существует правило: специальная норма отменяет действие общей нормы.
Способы устранения коллизий
1. принятие нового актавзамен коллизирующих или отменуодного из противоречащих друг другу актов.
2. разработка коллизионных норм и принципов,устанавливающих юридические приоритеты, которым должны следовать как правотворческие, так и правоприменительные органы.
3. судебный порядокрассмотрения споров в коллизионных ситуациях, в том числе конституционное правосудие, арбитражное, третейское.
4. судебные толкования.Они позволяют устранить коллизионность норм, актов, процедур и т. д.
5. возможности обжаловатьте или иные акты или действия в судебном или административном порядке.
6. опротестованиеактов органами прокуратуры в установленном порядке.
7. согласительно-примирительныепроцедуры. Они наиболее эффективны при разрешении коллизий компетенции, при различных позициях спорящих сторон.
8. введение временныхили специальных режимов.Эти режимы могут включать приостановление действия какого-либо акта или функционирования отдельного органа или должностного лица. В международной практике таким специальным режимом являются экономические санкции, экономические блокады, режим чрезвычайного положения
54. Правопорядок: понятие, признаки. Соотношение законности, правопорядка и общественного порядка. Международный правопорядок
Правопорядок— это основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников.
Правопорядок принято характеризовать как:
■ объективную необходимость, т.е. любое общество, нуждается в упорядочении важнейших сфер жизни, поскольку анархизм, бессистемность, неупорядоченность, неорганизованность наносят ущерб интересам человека и общества;
■ государственно-правовое явление, формирующееся при решающем участии государства и с помощью юридических средств;
■ явление, тесно связанное с правовой идеологией и психологией,
■ охватывающий наиболее значимые социальные отношения, которые подвергаются регулированию нормами права. (Это область экономики; это взаимоотношения между социальными группами — нациями,
государством и личностью, имущественные, брачно-семейные, личные, природоохранные и другие отношения);
■ явление, сердцевиной которого являются человек, его интересы, стремления, жизненные потребности, получающие правовое оформление в правах, свободах, обязанностях, законных интересах;
■ завершающий этап всех юридических форм и процессов, т.е. юридический результат, к которому стремятся государственная власть и все субъекты права. Юридическим этот результат является потому, что он регулируется правовыми средствами и обеспечивается правовыми методами;
■ форму организации общественной жизни — динамичную категорию, на которую воздействуют различные факторы, в том числе негативного характера — преступность, факты беззакония, политический режим в стране и др.
Различают следующее содержание правопорядка:
• материальное- это закономерности возникновения, функционирования и развития общественных связей и процессов в структуре правопорядка, взаимоотношениях с экономикой, культурой, идеологией.
• государственно-волевое- это совокупный результат государственной воли, а также воли и интересов всех участников правопорядка.
• юридическое- это:
- реализованность права и законности;
- систему правовых отношений и связей между субъектами правопорядка, которая выражается в согласованности субъективных прав и юридических обязанностей и их реализованности;
- состояние урегулированности и упорядоченности правовых процессов, отношений, связей.
Правопорядок— сложная система с множеством взаимодействующих элементов, разнообразием связей между
ними.
В структуре правопорядка выделяют 3 элемента:
1. правовую структуру общества, включающую в себя государство, его органы, негосударственные образования, объединения граждан и др.
2. правовые отношения и связи, т.е. наиболее динамичный элемент правопорядка. Чаще всего этот элемент находит свое оформление в нормах процессуального законодательства, например порядок выборов, законодательный процессуальный порядок, порядок наследования, регистрации и расторжения брака, обеспечение занятости. Сюда же относятся структурные отношения участников правопорядка, как по горизонтали, так и по вертикали;
3. атрибутивные элементы правопорядка. К ним относятся методы регулирования отношений и поведения людей, процедуры возникновения и развития элементов, правила внутреннего трудового распорядка, правила разрешения трудовых конфликтов и др.