Пробелы в праве и способы их восполнения. Институт аналогии и пределы его использования

Пробел в праве – отсутствие в действующем законодательстве нормы права, в соответствии с которой должен

решаться вопрос, требующий правового регулирования.

Мнимые пробелы – преднамеренное молчание законодателя, когда он сознательно оставляет вопрос открытым,

предлагая передать его решение на усмотрение правоприменителя, или законодатель сознательно выводит

данные общественные отношения за сферу правового регулирования – квалифицированное молчание.

Пробелы в праве в общесоциальном смысле – вопрос об их восполнении поднимается в научных работах, СМИ, в

выступлениях депутатов, специалистов отраслей права, опросах общественного мнения.

Пробел в праве в юридическом смысле – имеет место, когда можно констатировать, что вопрос входит в сферу

правового регулирования, должен решаться юридическими средствами, но его конкретное решение в целом или

частично не предусмотрено или предусмотрено не полностью.

В условиях законности наличие пробелов в праве нежелательно (существенный недостаток действующей

правовой системы – результат отсутствия достаточного внимания к совершенствованию законодательства,

своевременному учету в нем тенденций развития общественной жизни, изъянам законодательной техники). Чем

меньше пробелов в праве – тем совершеннее законодательство, прочнее законность.

Причины возникновения пробелов в праве:

Поскольку законодатель не смог охватить регулированием все жизненные ситуации;

Вследствие недостатков юридической техники;

Вследствие объективной невозможности законодателя поспеть за развитием общественных процессов.

Способы восполнения пробелов в праве:

1. Издание недостающей правовой нормы (основной способ);

2. Использование института аналогии (сходства жизненных ситуаций и норм права): Аналогия закона и Аналогия права.

Для того чтобы установить пробелы в законодательстве, необходимо выявить:

а) требуют ли правового регулирования данные общественные отношения;

б) обеспеченность правовой регламентации соответствующими социально-экономическими и иными условиями;

в) отсутствие нормы, регулирующей конкретную ситуацию (или она неполно регулирует ее);

г) сходство анализируемых условий и обстоятельств и тех, которые предусмотрены применяемой нормой. При
этом такое сходство должно быть в существенных, главных правовых признаках;

д) отсутствие запрета в законе на восполнение пробела правоприменителем;

е) сходную норму сначала в той же отрасли права и лишь затем обратиться к другим отраслям.
Различают реальные и мнимыепробелы в праве.

Единственный способ устранить пробелы в праве— принятие соответствующим правотворческим органом недостающей нормы права или группы норм. Но процесс правотворчества занимает продолжительное время. Поэтому для восполнения пробелов используется институт аналогии,т.е. сходства жизненных ситуаций и норм права.

Существует 2 способа оперативного преодоления пробелов в праве:

- аналогия закона(применяется при отсутствии нормы, регулирующей конкретные общественные отношения, но при наличии в законодательстве сходной нормы, регулирующей близкие общественные отношения);

- аналогия права(возможна тогда, когда отсутствует сходная норма права и дело решается на основе общих принципов права.К такого рода принципам относятся принципы справедливости, разумности, гуманизма, равенства субъектов перед законом и др.)

Аналогия закона и аналогия права — исключительные средства.Аналогия права используется только в том случае, если не удастся обнаружить сходную норму права. В решении по делу мотивируются причины применения аналогии. Это позволит проверить правильность решения дела. Таким образом, применение аналогии не является произвольным решением дела.

Решение дела по аналогии не устраняет пробела в праве, а лишь его восполняет. Применение аналогии обязательно для данного дела, но другой суд может применить по схожему делу иную аналогию.

Восполнять пробелы в праве полномочны судебные органы всех видов. Но главную роль играют акты высших судебных инстанций — Верховного суда, Высшего арбитражного суда, Конституционного суда РФ. Они формулируют в своих постановлениях правила поведения общего характера, которые обращены ко всем судебным учреждениям и к неопределенному кругу лиц — потенциальным участникам судебного процесса. Разъяснения высших судебных инстанций рассчитаны на неоднократное применение и обязательны для всех судебных органов.

Наши рекомендации