Нормы права: понятие, признаки, структура, классификация
Норма права -общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное
обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на
регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
Норма права - общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной
форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного
принуждения.
Признаки правовой нормы:
«Регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие типовой характер (например,
отношений по поводу наследования имущества); «Закрепляют, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения, но могут и
программировать их развитие, направлять их в определенное русло; «Имеет определенную форму (письменную, документальную) и содержание (представительно-обязывающее - предоставляя права какому-либо субъекту, одновременно возлагает на него
соответствующие обязанности); «Содержит общеобязательное правило поведения и распространяется на всех, кто вступает в сферу е
действия; «Либо непосредственно исходят от государства в лице его органов либо имущества в результате
проведения референдума, либо санкционируются государством, закрепляются в официальных
государственных актах; «Реализация нормы права обеспечена государственным принуждением; «Носит общий характер, то есть отличается нормативностью; «Характеризуется неперсонифицированностью - адресуется не конкретному лицу или распространяется на
конкретный случай жизни, а на всех или большие группы людей (военнослужащих, учащихся, пенсионеров);
• Имеет многократное применение - не прекращает своего действия после ее исполнения;
• Имеет государственно-властный характер - положения нормы являются властным предписанием; государство устанавливает, что является правомерным, а что не правомерным.
Итак, для характеристики нормы права и определения ее понятия важно указать, что это:1) правило поведения; 2) оно исходит от государства; 3) закреплено в определенной форме; 4) общеобязательно; 5) регулирует общественные отношения; 6) выполнение нормы права обеспечено государственными средствами.
Содержание нормы права:
• Логическое содержание - заключенное в норме права суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается. Считается, что в норме права содержится предписывающее (прескриптивное), описывающее (дескриптивное) и оценочное суждения. Конституция, Статья 50, часть 2: «При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением ФЗ» (предписывающее суждение); Статья 65 (список субъектов РФ) - описывающее суждение; Статья 45, часть 2: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (оценочное суждение).
• Волевое содержание - выражается в стремлении общества и государства урегулировать общественные отношения определенным образом с учетом общесоциальных интересов.
• Социально-юридическое содержание - общественные отношения, ставшие предметом правового регулирования, а также юридические средства, используемые при регламентации данного общественного отношения.
Классификация правовых норм:
1.По субъектам правотворчества (сфере действия):
• Нормы законов - нормы общего действия - распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства;
• Нормы подзаконных актов (указы Президента, акты правительства) - нормы ограниченного действия -имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами; нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав РФ, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей;
• Локальные нормы - принимаются на предприятиях, в организациях, фирмах и действуют только в пределах данной организации (правила внутреннего трудового распорядка).
2.По выполняемым функциям
• регулятивные (нормы-правила поведения) - содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений;
• охранительные (нормы-стражи порядка) - направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юридического воздействия на правонарушителей; определяют также условия и порядок освобождения от наказания;
3.По социальному назначению и роли в правовой системе:
• учредительные (нормы-принципы) - отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства;
• обеспечительные (нормы-гарантии) - содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права;
• декларативные (нормы-объявления) - включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления;
• дефинитивные (нормы-определения) - формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.);
• коллизионные (нормы-арбитры) - призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями;
• оперативные (нормы-инструменты) - устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.;
4.По предмету правового регулирования (нормы подразделяются по отраслям): уголовно-правовые;
гражданско-правовые; трудовые; административные и т.п.
Отраслевые нормы подразделяются:
• материальные - предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого, непосредственного их регулирования, закрепляют, например, правовой режим собственности, порядок ее приобретения;
• процессуальные - закрепляют процедуру защиты и осуществления норм материального права
(совокупность правовых норм, устанавливающих статус субъектов права); содержат предписания, устанавливающие процедуру применения норм права. Два вида процессуальных норм:
• обслуживающие отрасль в целом - нормы уголовного, гражданского или административного процесса;
• обслуживающие конкретный правовой институт - избирательный или законодательный процесс, порядок рассмотрения трудовых споров.
5.По методу правового регулирования:
• императивные - категорические, строго обязательные предписания, не допускающие каких-либо отступлений или иной трактовки; строго обязательны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения (нормы УП, АП НП, а также учредительные предписания);
• диспозитивные - устанавливая тот или иной вариант поведения, дают возможность субъектам в пределах закона выбрать рациональный для них вариант (ГП, СП, ТП ПП);
• поощрительные - предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом. Цель - воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий, при этом субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного результата (нормы, устанавливающие государственные награды, почетные звания);
• рекомендательные - устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения, имея в виду проявление субъектами высокой ответственности, инициативы, а также учет местных условий, возможностей и средств. Субъекту предоставляется возможность самому определить свое поведение, но при этом в норме указывается наиболее предпочтительный его вариант (следование - поощрение; игнорирование - негативные последствия).
6.По средствам, используемым для регулирования общественных отношений:
^ обязывающие - предписывают субъектам совершить определенные действия;
^ управомочивающие - предоставляют субъектам опрееленные права или возможности совершать
положительные действия;
^ запрещающие - устанавливают запреты на совершение определнных действий под угрозой наказания.
7. По времени: постоянные и временные нормы права (действуют до отмены другим актом);
8. По кругу лиц:
^ общие - распространяются на всех, кто подпадает под их действие, кто находится на территории данного
государства;
^ специальные - распространяются на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, желез-
нодорожников.
9.Специализированные нормы:
^ компенсационные - направлены на возмещение (восполнение) потерь как имущественного, так и
морального характера;
^ коллизионные - предназначены разрешать противоречия между различными нормами, которые по-
разному регулируют одни и те же общественные отношения.
10.В зависимости от характера структурных элементов:
У относительно-определенные;
^ бланкетные;
^ отсылочные
11.По степени определенности.
^ абсолютно определенные - не предусматривают никаких уклонений относительно их применения, все
условия их действия оговорены в тексте;
^ относительно определенные - не содержат достаточно полных указаний о действии данной нормы;
^ альтернативные.
Структура нормы права- совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих функциональную
самостоятельность нормы. Норма права должна четко определять:
^ при каких условиях она должна действовать (гипотеза);
^ какие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных условиях (диспозиция);
^ какие санкции устанавливает государство в случае невыполнения предписаний нормы права (санкция).
Структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции в наиболее общем виде может быть выражена формулой: «если - то - иначе».
Гипотеза - указывает ну условия и обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы права; привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретному случаю, месту, времени. Виды гипотез:
• простые - ставят применение нормы права в зависимость от одного определенного условия; например, ч. 2 ст. 945 ГК РФ указывает: «При заключении договора личного страхования страховщик вправе провести обследование страхуемого лица для оценки фактического состояния его здоровья». Здесь гипотеза простая, содержит одно условие — если заключается договор личного страхования;
• сложные - ставят применение нормы права в зависимость от двух и более условий; например, ст. 101 СК РФ
устанавливает, что усыновление без согласия родителей возможно: если родители более года не проживают
совместно с ребенком, не принимают участия в его воспитании или содержании и не проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы;
»альтернативные - связывают действие нормы права с одним из нескольких условий, перечисленных в норме; например, в ст. 31 СК РФ предусмотрено: «Муж не вправе без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка». Таким образом, достаточно одного обстоятельства из указанных двух, чтобы отказать лицу в возбуждении дела о расторжении брака.
Диспозиция - содержит правило поведения, права и обязанности субъектов права, определяет меру дозволенного
и должного, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения:
»абсолютно-определенные - исчерпывающе формулируют правила поведения (Конституция, Статья 46 ч.1 «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»);
• относительно-определенные - устанавливая правило поведения, дают возможность уточнить его в конкретном случае в пределах нормы (покупатель, купивший товар ненадлежащего качества, может либо заменить его, либо вернуть деньги, либо устранить недостатки)
• бланкетные - отсылают к правилу поведения, содержащемуся в другом акте.
Санкция - называет те неблагоприятные, которые могут наступить для нарушителей нормы права; содержат меры не только наказания, го и предупредительного воздействия, защиты, восстановительные и компенсационные меры. Виды санкций:
• абсолютно-определенные - содержат четкую меру наказания или воздействия на правонарушителя;
• относительно-определенные - допускают возможность использовать меры наказания в определенных рамках - «от - до» (характерно для норм УП);
• альтернативные - содержат указание на несколько возможных санкций, а суд может избрать одну из них;
• кумулятивные - допускают или прямо обязывают применить к правонарушителю наряду с основной мерой наказания еще и дополнительную, например, конфискацию имущества.
Нормативный правовой акт (НПА): понятие, признаки, виды
НПА - главный источник права. Принятие данных актов относится к монопольному праву государства, а сами
акты составляют иерархическую систему.
Нормативный правовой акт (НПА) - акт правотворческих органов государства, содержащий нормы права,
принимаемый в особом порядке и в конкретной письменной форме, а также состоящий в иерархических
отношениях с другими актами;
Характерные признаки НПА:
• Письменная форма;
• Содержание норм права, то есть правил поведения;
• Исходят от государства; государственных органов и должностных лиц, наделенных правом правотворчества;
• Особый порядок принятия, называемый «правотворческий процесс»;
• Иерархическая подчиненность.
Иногда право в целом сводят к законодательству (совокупности НПА). НПА - наиболее удобная и совершенная форма права, так как наиболее эффективно сохраняет и доводит до адресата правовую информацию. От НПА следует отличать ненормативные, или индивидуальные, которые принимаются на основе НПА, адресуются конкретным лицам ил органам, издаются по оперативным вопросам и прекращают свое действие с исполнением данного индивидуального акта. Ненормативные акты - указы Президента РФ о назначении министров, послов в другие страны, награждении орденами и медалями, присвоение почетных званий; индивидуальные акты - приговоры суда, приказы руководителей управленческих органов. В зависимости от юридической силы НПА:
• Законы;
• Подзаконные акты.
Закон- это НПА, принятый всенародным голосованием (референдумом), либо высшим представительным (законодательным) органом государственной власти (Дума), регулирующий наиболее значимые общественные отношения и обладающий наивысшей юридической силой в правовой системе.
1. По юридической силе законы могут быть:
-Конституция РФ- основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой и прямым действием; система
норм права, имеющих высшую юридическую силу и регулирующая основы организации и деятельности
государственной власти, еѐ территориальную организацию, а также отношения между человеком и государством.
Может существовать как в писаной, так и неписаной форме, то есть либо в виде единого кодифицированного
акта, либо в виде совокупности НПА, судебных прецедентов и правовых обычаев;
-ФКЗ РФ- существуют с 1994 года, принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и
считается принятым при одобрении большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета
Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней
подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. (Статья 108) - акты повышенной юридической силы, развивающие конституционные нормы, но не являющиеся частью основного закона - направлены на отмену, изменение или дополнение конституции (конкретизирующие положения конституции - органические (их принятие заложено в конституции, которая ссылается на них). Не могут быть отклонены президентом РФ.
- Закон РФ о поправке к Конституции РФ- ни разу не принимался - возможность его принятия установлена в постановлении КС РФ от 31.10.1995 «О толковании статьи 136 конституции РФ».
- ФЗ РФ (ординарные)- основной вид закона РФ - принимаются по менее важным вопросам и не могут противоречить конституции и конституционным законам - принимается ГД и СФ - не могут противоречить ФКЗ (часть 3, статья 76); статья 105 - ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятые Госдумой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более 1/2 от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению Госдумой. В случае несогласия Госдумы с решением Совета Федерации ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. Президент РФ имеет право вето на ФЗ.
2.По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться:
- ФКЗ - по вопросам, предусмотренным Конституцией.
- Закон РФ о поправке к Конституции РФ;
- ФЗ (о выборах президента 10.01.2003, о гражданстве 31.05.2002, о СМИ 27.12.1991, о полит. партиях 11.07.2001);
3.По территориальному признаку:
- федеральные законы;
- законы субъектов РФ - принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура
принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а
также конституциями (уставами) субъектов РФ.
4.По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ
- ФКЗ - президент не обладает отлагательным вето;
- ФЗ - президент обладает отлагательным вето.
Подзаконные актыимеют меньшую юридическую силу, принимаются, в основном органами исполнительной
власти и не должны противоречить законам (указы Президента, акты Правительства, министерств,
государственных комитетов, федеральных служб).
Подзаконные НПА подразделяются (в зависимости от круга адресатов и принимающих органов) на следующие
виды:
овнешнего действия - имеют достаточно широкий круг адресатов и принимаются, как правило, такими
органами как президент и правительство (нормативные указы Президента и постановления Правительства); овнутреннего действия - имеют значительно более узкий круг адресатов (работники министерства или
ведомства) и принимаются органами отраслевого управления (инструкции и приказы). Указы Президента - обязательны для исполнения на всей территории страны, не должны противоречить Конституции и ФЗ. Постановления Правительства - издаются на основании и во исполнение Конституции, ФЗ, нормативных указов президента и не могут противоречить им. Ведомственные акты - издаются министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах их компетенции и регулируют внутриведомственные отношения.
Издание актов органов исполнительной власти субъектов РФ, глав администраций (губернаторов, мэров), местных, муниципальных и иных органов производится в пределах полномочий каждого органа или должностного лица, и они не могут противоречить актам, которые по юридической силе стоят выше по иерархической лестнице.