Типология государств: формационный и цивилизационный подходы
Типология – разновидность классификации. По средствам типологии различные государства подразделяются на
определенные типы. Тип государства – совокупность устойчивых черт государства на определенном этапе его
развития. В настоящее время в юридической литературе применяются два основных подхода к типологии
государств – формационный и цивилизационный.
Наиболее распространенным является формационный подход – основан на объединении государств в рамках
конкретной общественно-экономической формации. Главный критерий классификации – способ производства,
который определяется господствующей формой собственности на средства производства.
Каждой формации соответствует свой тип государства и права (рабовладельческий, феодальный, буржуазный,
социалистический). Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в
экономическом базисе и носит объективный характер. При этом общественно-экономические формации сменяют
друг друга закономерно, а весь исторический процесс есть последовательная смена формаций и
соответствующих типов государств.
Данный подход был широко распространен в марксистско-ленинской ТГП. Она рассматривала данный подход в качестве единственно правильного. Согласно марксистско-ленинской теории человеческое общество проходит пять общественно-экономических формаций, общество может находиться на определенной ступени:
1. первобытнообщинная (безгосударственная);
2. рабовладельческая;
3. феодальная;
4. капиталистическая;
5. коммунистическая (его первой стадией является социализм). Соответственно этим формациям выделялись четыре исторических типа государства.
В современных условиях обнаружилась недостаточность формационного подхода для типологической характеристики всех государств. Главные недостаткиэтого подхода в том, что он:
1. базируется на материале европейских стран. Восточные же государства, отличавшиеся большим своеобразием и спецификой государственной организации, не укладывались в рамки формационной теории;
2. характеризует развитие обществ и государств как одномерное, линейное, заранее предопределенное: одна формация закономерно сменяет другую. Это движение имеет необратимую силу и все народы должны обязательно пройти все формации. Однако это положение не всегда подтверждается социальной практикой. Так, формационный подход пока не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии – первобытнообщинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях развития, и пошли разными путями в государствообразовании.
Современная отечественная ТГП не отвергает формационный подход, но вносит в него некоторые коррективы. Вместо четырех типов государства выделяется 5 (восточный (азиатский) тип). Если марксистско-ленинская теория исходила из того, что каждый тип государства более совершенный, в частности считалось, что на смену рабовладельческому приходит феодальное государство. Современная типология: первые типы государства были восточный, рабовладельческий и феодальный.
Цивилизационный подход – при характеристике развития конкретных государств и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы (особенности духовной жизни, форм сознания, том числе религии, миропонимания, мировоззрения, своеобразие обычаев и так далее). В совокупности эти факторы образуют понятие «культура»; родственные и близкие культура образуют цивилизацию. Духовно-культурные факторы способны:
- полностью блокировать влияние того или иного способа производства; частично парализовать его действие;
- прервать поступательное формационное движение;
- усиливать социально-экономическое развитие.
Таким образом, данный подход основан на выделении различных цивилизаций. Основоположник английский историк Тойнби. Он выделял 21 цивилизацию, при этом разделял их на:
1. первичные – государства, являющиеся частью базиса, а не только надстройки. Ключевая роль таких государств в развитии социально-экономической сферы. Такие государства тесно связаны с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят: древнеегипетская, ассиро-вавилонская, шумерская, японская, сиамская и другие;
2. вторичные – не так всесильны, не составляют элемента базиса, но входят в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс (западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская); Позиция Тойнби подвергалась критике не только в отечественной, но и в западной литературе из-за отсутствия четких критериев (уровень экономического развития, этнические особенности, религия, мораль, особенности культуры) типологии государства. Тем не менее, в современной отечественной литературе цивилизационный подход в типологии государства рассматривается как один из основных.
Выделяют следующие этапы цивилизации:
1. локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская);
2. особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и другие);
3. всемирная цивилизации, охватывающая все человечеством и формирующаяся в настоящее время в основе принципа глобального гуманизма, основанном на не отрицании национальных особенностей, разнообразии верований, сложившегося миропонимания. На первое место выдвигаются ценности человека, его право на свободное развитие, его благо.
В юридической литературе отсутствует общепризнанная типология государств по цивилизационному критерию. Можно использовать определенный вариант цивилизационного подхода в типологии государства, основываясь на истории человеческого общества. Всю историю человеческого общества современная наука разделяет на четыре периода (цивилизации): 1. древняя цивилизация; 2. средние века; 3. новое время; 4. новейшее время. Соответственно выделяют четыре типа государства.
С учѐтом уровня экономического развития все государства можно разделить на три типа: доиндустриальное; индустриальное; постиндустриальное.
Ещѐ одна типология учитывает пути возникновения государства. Два основных типа государства – восточный (азиатский) и западный (европейский). Каждый из этих типов имеет подтипы. Цивилизационный подход.
Достоинства цивилизационного подхода:
- ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу;
- позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе и то факт, что общества и государства развиваются неодинаково и избирают разные пути движения к прогрессу
- позволяет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного класса над другими, но и как самостоятельную ценность для общества.
Недостатки цивилизационного подхода:страдает схематичностью и нечѐткостью.
Оба этих подхода взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе, что позволит наиболее полно характеризовать тип государства с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов, а также экономический фактор – способ производства.