Психологическая, марксистская и другие

Особая роль в познании права первоначально отводилась религии. Поэтому наиболее древние учения о государстве - теологические.

В Древнем Египте, Вавилоне, Иудее господствовала идея божественного происхождения государства и права. Появление права обосновывалось божественным промыслом. Правовые нормы - это нравственные правила жизни, которые исходят от Бога и указывают человечеству правильное направление жизни. Понятие права связывалось со справедливостью, а впоследствии - с правосудием.

Все люди равны и наделены Богом равными возможностями. Следовательно, нарушение этого равенства в человеческих отношениях есть отступление от божественного закона. Важным фактором, поддерживающим бо­жественный порядок в обществе, является наказание: при жизни - со стороны государства, а после смерти за прегрешения, проступки и преступления — божественным судом.

Наибольшее распространение теологические учения получили в период утверждения феодальных отношений. В этот период появляется учение известного ученого-богослова Фомы Аквинского (согласно его учению миром управляет Божественный разум). Право есть действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего.

Ф. Аквинский различал право и закон. Последний представлял собой «известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе», т.е. правителями. Закон оценивается с точки зрения соответствия его праву как высшей справедливости, имеющей божественное происхождение. Вечный закон не доступен человеческому сознанию. Но человек различает добро и зло, должное и недолжное поведение.

Естественный закон есть отражение Вечного закона в человеческих отношениях. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению, продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинство людей, он отражается и конкретизируется в человеческих законах, назначение которых — силой и страху принуждения заставлять людей избегать зла, стремиться к добродетели. Право есть там, где нет противоречия между естественным и человеческими законами. Но человеческие законы не совершенны, поэтому если они противоречат естественным установлениям божественному закону, то им можно не повиноваться. Естественно-правовая теория- идея естественного права возникла в Древней Греции и Древнем Риме (Сократ, Аристотель, стоики, Цицерон, Ульпиан).

Отдельные положения теории естественного права были известны мыслителям Древней Греции и Древнего Рима. В частности, софисты исходили из того, что в основе образования права нет ничего вечного, неизменного. «Право»или «правда» есть результат соглашения людей, их договоренности придерживаться в своих взаимоотношениях определенных правил, чтобы обеспечить безопасность всех и каждого. Таким образом, право - изобретение людей, искусственное образование.Против этого возражали Аристотель, Сократ, Платон. Они утверждали, что не всѐ право искусственное изобретение человеческого разума. Наряду с письменными законами существуют вечные, неписанные законы, независящие о воли людей и составляющие естественное право. Естественное право исходит из свободы и равенства людей. Однако Аристотель в то же время полагал, что сама природа предназначала одних людей быть свободными, а других - рабами. Однако отношения между рабом и господином должны быть дружественными, т.к. они покоятся на естественных началах. В эпоху Средневековья эти теории претерпели серьѐзные изменения. Мыслители этого периода исходи из божественного происхождения права. Но позднее (17-18 вв.) Гроций, Спиноза, Руссо, Радищев отказались от идеи божественного происхождения ествест.права и обратились к воле народов. Признавалось, что вместе с позитивным правом, которое создано государством (законодательно), существует высшее право -естественное право, свойственное человеку от природы.Оно - критерий позитивного права с точки зрения его соответствия справедливости. Если такого соответствия нети, то законы государства являются неправовыми (при этом под естеств. правом понимались законы природы, по которым все равны).

Наши рекомендации