Указом Президента России от 24 сентября 2007г.
в структуре федеральных органов исполнительной власти было предусмотрено образование еще одного вида федеральных органов исполнительной власти- Федеральных комитетов (Комитет по делам молодежи; Комитет по рыболовству).
В целом следует оценить Указы от 09.03.2004г. №314 от 24.09.2007. № 1274 как важные шаги на пути административных реформ, имеющие позитивное общественное значение. Но при этом целесообразно указать на видимые (не решенные) методологические проблемы организации исполнительной власти:
1.Проблема ответственности за реализацию государственной политики в определенной сфере деятельности.
2. Не устраняется конфликт интересов не только между ведомствами (это всегда было), но и внутри ведомства.
3.Неопределенность отношений между структурами может усугубиться неопределенностью отношений между должностными лицами, субъективным фактором.
4.Новая административная реформа превратила министерства в
супер-министерства (министерства-монстры).
5. В структуру федеральных органов исполнительной власти Указом от 24.09.2007г. №1274 дополнительно включен еще один вид федеральных органов исполнительной власти – комитеты(комитет по делам молодежи; Комитет по рыболовству).
6. Фактически усложняется структура государственного аппарата, в целом наблюдается возрастание его численности.
Однако надо отметить,что рядизменений в систему и структуру федеральных органов исполнительной власти был внесен Указом Президента Российской Федерации Медведева Д.А. от 12.05.2008г. № 724. При этом число министерств увеличено до 17 (вместо 15), определено некоторое перераспределение полномочий между ними. Комитеты: по делам молодежи, по рыболовству преобразованы в федеральные агентства, входящие в структуру профильных министерств (министерство спорта, туризма и молодежной политики; министерство сельского хозяйства). В целом в системе федеральных органов власти 34 федеральные службы, 31 федеральное агентство. Президент России непосредственно руководит деятельностью 5 министерств (внутренних дел, МЧС, иностранных дел, обороны, юстиции), 11 федеральных служб, 4 федеральных агентств.
Особо следует подчеркнуть необходимость регуляции не Указом, а Законом статуса государственных административных органов, их производств (административного процесса).
Исполнительная власть в субъектах Российской Федерации – это часть единой государственной власти Федерации. Осмыслить это необходимо не с позиции разделения или единства государственных органов. Нужно смотреть глубже: у нас единое государство – Российская Федерация, есть совокупность полномочий государства, а значит, нужен обеспечивающий их единый государственный механизм, в котором различные его части (государственные органы на всех уровнях управления) выполняют в совокупности политические, социально-экономические и иные задачи и для этого наделяются компетенцией и полномочиями, т.е. действуют от имени и по поручению единого государства.
Органы исполнительной власти занимают приоритетное значение в триаде ветвей власти субъекта Российской Федерации. Конституция России не выделяет их доминирующее положение, однако вхождение в единую систему органов исполнительной власти России (ст. 77, ч. 2), осуществление ряда полномочий органов федеральной власти обусловливают их ведущую роль в управлении наиболее важными процессами в регионе.
Администрация субъекта Федерации – Конституция России этот термин не использует, возлагает осуществление исполнительной власти в субъектах Российской Федерации на систему специальных органов.
Администрация края, области, автономной области, автономного округа обеспечивает осуществление общих для данной территории задач социально-экономического развития, исполнения законов Российской Федерации, актов Президента и Правительства РФ, связь между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Для осуществления своей компетенции многие администрации разрабатывают и утверждают схемы управления областью (правда зачастую они совпадают с перечнем органов и структур).
Структура администрации в субъектах Российской Федерации представлена двумя моделями: единоначалие в руководстве исполнительным органом и коллегиальность в управлении. Та или иная модель означает соответствующий баланс полномочий главы администрации (высшего должностного лица) и подчиненных ему управленческих структур.
Первая модель: глава администрации единолично создает структуру и осуществляет непосредственное руководство всеми структурными подразделениями администрации. В Уставе вообще не упоминается о правительстве (коллегиальном органе), а полномочия губернатора, столь обширны, что де-факто он является «хозяином» области.
Вторая модель структуры администрации субъекта Российской Федерации предусматривает учреждение правительства как самостоятельной организационно-правовой формы исполнительной власти с нормативно установленными компетенцией, полномочиями в осуществлении исполнительно-распорядительных функций. Примером может служить московский вариант организации исполнительной власти. Правительство субъекта Российской Федерации в своем статусе, как правило, имеет два начала: оно издает общезначимые для всего населения территории нормативные акты, т.е. является носителем, субъектом публичного права. В то же время оно является юридическим лицом, т.е. субъектом гражданско-правовых, частноправовых отношений, может заключать сделки в сфере собственности, земли и т.д.
Есть и промежуточная модель организации администрации. В Санкт-Петербурге Правительство не является юридическим лицом, не является и самостоятельным субъектом публично-правовых отношений, ибо его постановления утверждает губернатор. Скорее, это статус коллегии при губернаторе.
В системе исполнительной власти необходимо различать структуры, которые по характеру деятельности не относятся к той или иной организационно-правовой форме, а являются ее рабочим, обеспечивающим органом, создаются на основе Положения, регламента, приказа в рамках компетенции конкретного государственного органа. Так, не относятся к организационно-правовым формам исполнительной власти консультативные и координационные органы, образуемые в рамках института Президента, Правительства. Их создание определяется Указом Президента Российской Федерации «О координационных и консультативных органах, создаваемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации» и положениями, которые разработаны на его основе.