Значение Концепции социального государства Российской Федерации для развития российского общества
В последнее время для РФ проблема построения социального государства становится одним из главных приоритетов развития национальной государственности. В стране активно осуществляются меры по реформированию системы социальной защиты населения, происходит смена модели социальной политики, что требует обращения к конституционным основам социального государства.
Конституция - нормативная основа модернизации страны. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ провозгласила: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Положение о социальном государстве ввиду его общественной важности находит своё развитие в других конституционных нормах. К ним следует отнести целый ряд социальных прав, гарантированных в статьях второй главы Конституции, которая конкретизирует и развивает положения ст. 2 и 7 о человеке, его правах и свободах как высшей ценности. Это: право на жизнь (ст. 20), на труд и его оплату (ч. 1-4 ст. 37), на отдых (ч. 5 ст. 37), на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38), на социальное обеспечение (ст. 39), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на экологическую безопасность (ст. 42), на образование (ст. 43), на участие и доступ ккультурной жизни (ст. 44), и главное: «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства» (п. 2 ст. 19). Перечень этих прав и свобод в Конституции РФ в целом соответствует мировым стандартам.
Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека. Современное государство, провозгласившее себя через Основной закон в качестве социального государства, должно не только воздерживаться от произвола, но и активно обеспечивать реализацию прав человека, выполнять определённые социальные обязанности. Важно отметить, что Конституция признаёт права и свободы как основные, не предусматривая их деления наболее или менее значимые. Тем самым подтверждается их равноценность.
Особое значение имеет ст. 37 Конституции РФ, в которой установлено: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещён. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».
В соответствии с аналогичными нормами международного права, в ст. 39 Конституции РФ закреплено право на социальное обеспечение: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Кроме того, «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».
В настоящее время система социальной защиты развивается по нескольким направлениям:
1. Предоставление социальных гарантий - комплекса социально значимых благ и услуг, предоставляемых всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. Социальные расходы, производимые в рамках данной формы социальной защиты, имеют в своей основе систему налогообложения и специальное бюджетное финансирование. Социальная помощь здесь слагается из представления минимального набора государственных социальных гарантий, распространяющихся по потребности в пределах финансовых возможностей общества, без проверки передаваемости и адресности. Социальные гарантии характеризуются универсальностью и относятся ко всем гражданам. Примером социальных гарантий является предоставление пенсий по старости, нетрудоспособности.
2. Введение социальных льгот - разновидностей социальных гарантий, предоставляемых отдельным категориям граждан, прямо названным в законах. Социальные льготы характеризуются универсальностью, предоставлением определенной группе населения, без учета трудового вклада и проверки нуждаемости. Социальные льготы финансируются из бюджета государства.
3. Социальная помощь - особая форма социальной защиты населения, включет в себя предоставление социальных благ в установленном порядке определенным социально уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости.
4. Социальное страхование, под которым следует понимать обязательное и добровольное страхование от социальных рисков, связанных с потерей работы, доходов и трудоспособности.
Важное значение для реализации принципов, целей и задач социального государства обеспечения имеет ст. 40 Конституции РФ, в которой закреплено право граждан на жилище: «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».
Такой важнейшей функции социального государства как охрана здоровья граждан и обеспечение населения медицинской помощью посвящена ст. 41 Конституции РФ. В которой установлено: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию».
Право на образование установлено в ст. 43 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Перечисленные выше и другие статьи второй главы Конституции Российской Федерации, являются конкретным правовым выражением социального государства, его нормативным содержанием.
В то же время, социальное государство - это не раз и навсегда сформировавшийся и застывший тип государства. Оно развивается и трансформируется в той же мере, в какой развивается и трансформируется общество и экономика, сохраняя постоянную взаимосвязь между ними.
Переход к обществу, соответствующему критериям «социального государства», требует социальных и экономических преобразований. Создание социального государства в России сопровождается некоторыми трудностями:
1) права человека в России пока не имеют эффективных механизмов правового обеспечения, поэтому создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);
2) в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;
3) отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;
4) не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;
5) отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;
6) снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства.В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой - политики и экономики («политика - дело грязное»).
При этом наиболее сложная задача - соблюдение постоянного баланса между рыночной экономикой и устранением явного социального неравенства, порождаемого ею. А основная проблема - установление границ, пределов вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь, которые определяются тем, что, с одной стороны, оно не должно стать тормозом развития экономики, а с другой - обязано правовыми мерами обеспечить каждому человеку реализацию его права на достойную жизнь.
При этом надо особо подчеркнуть и ответственность каждого гражданина нашей страны за личные усилия по развитию своего потенциала, обеспечению за счет своего труда, своих предпринимательских способностей и личных доходов материального благополучия семьи и вклада в процветание страны. Всестороннее развитие личности и гражданского общества на деле должны стать целью развития России. Ориентирами ее достижения должна стать система социальных нормативов, характеризующая стандарты жизни различных слоев россиян.
Самую большую социальную группу современного российского общества в настоящее время составляют малообеспеченные люди, которые нуждаются уже не столько в государственных пособиях, сколько в создании условий для усиления и реализации своего потенциала. Поэтому по мере укрепления мощи государства, бизнеса и общества необходимо постоянно наращивать поддержку усилий граждан и их самоуправляемых организаций по обеспечению экономических основ своей материальной и духовной независимости, всячески способствовать раскрепощению их инициативы и самостоятельности.
В концепции социального государства сделаны акценты и на то, что российское государство, все ветви и уровни власти должны служить процветанию россиян. Основные сферы жизнедеятельности, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья российского человека, возвышающие и оберегающие его потенциал - здравоохранение, правопорядок, наука, образование, культура, забота о детях и молодежи, социальная защита стариков и инвалидов - на деле должны стать приоритетами в государственной социальной политике.
Социальная справедливость рассматривается как один из первостепенных принципов социального государства. Социальная справедливость российского государства направлена на достижение равенства людей: в праве на жизнь и свободу, возможность реализации способностей людей к достижению достойного положения в обществе, и наконец, справедливой доли в общественном продукте и доходах, в достойной оплате его труда. В Российской Федерации должны быть реально обеспечены равные минимальные социальные гарантии каждой семье, независимо от всех других условий.
Социальное государство опирается и на такой основополагающий принцип, каким является высокая экономическая эффективность. Ведь социальное государство - это демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью достижение высокого благосостояния и всестороннего развития личности на основе высокой экономической эффективности социального рыночного хозяйства, социальной справедливости, главенства прав и свобод граждан.
Думается, что дальнейшая работа над социальной концепцией нуждается в усилении позиции, состоящей в том, что российские граждане на деле должны являться хозяевами в нашей стране, иметь широкие и равные возможности для свободного и всестороннего развития и право на получение части национального богатства.
В социальном Российском государстве должен быть и высокоэффективный малый, средний и крупный бизнес. Социальная ответственность и социальная солидарность российского бизнес-сообщества должна выражаться в выплате достойной заработной платы и взносов в системы обязательного и добровольного социального страхования работников, в недопущении высокого экономического и социального неравенства в доходах и уровне жизни.
Подводя итог, можно сказать, что шаги по пути реализации конституционной нормы, провозгласившей Российскую Федерацию социальным государством предприняты, осуществляются и дальше будут делаться.
Прошедшие десятилетия со дня принятия Конституции, было периодом сложного, противоречивого и бессистемного становления в России социального государства с большими социальными издержками. Несмотря на взаимосвязь и взаимообусловленность экономической и социальной политики, последняя осуществлялась по остаточному принципу.
Теперь, по мере укрепления экономики, складываются условия и предпосылки для целенаправленной деятельности по реализации целей и задач социального государства. Это обусловлено востребованностью со стороны граждан России, выступающих за проведение сильной и активной социальной политики, отвечающей сути и принципам социального государства, политическим установкам по вопросам преодоления бедности и обеспечению достойной жизни граждан России на основе научно обоснованной Концепции социального государства РФ и комплексной программы государственных мер. Эта потребность вызвана и внешними причинами - необходимостью гармонизации и сближения законодательства и социальной практики со странами СНГ, ЕврАзЭС, Союзного государства, европейскими странами, подписавшими социальную хартию, многие из которых, по конституциям, являются социальными государствами.
В ходе кампании по выборам Президента РФ в 2012 году кандидатами в Президенты, в том числе и ее победителем В.В.Путиным, были озвучены обещания социальных преобразований, соответствующие многим положениям Концепции. Полагаем, что старт реальному построению в России социального государства.