Основные теории происхождения государства. По вопросу о происхождении гос-ва существуют несколько теорий, важнейшие из них следующие: материалистическая (или марксистская)
По вопросу о происхождении гос-ва существуют несколько теорий, важнейшие из них следующие: материалистическая (или марксистская), патриархальная, теологическая, психологическая, договорная, теория насилия, органическая.
1. Марксистская. В литературе данная теория также называется материалистической. Основы указанной теории были изложены в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», опиравшегося на труд Л. Моргана «Древнее общество», а затем развиты в работах В.И. Ленина.
Ф.Энгельс указывал, что государство существовало не всегда. На определенном этапе экономического развития общества оно распадается на классы. Появляется частная собственность, имущественные излишки скапливаются у экономически господствующего класса. Государство становится орудием защиты прав собственников и поддержания классового господства. Государственная власть сосредоточивается у экономически господствующего класса. Таким образом, государство присуще лишь классовому обществу.
2. Патриархальная теория имеет давнюю историю. Так, еще Аристотель указывал на то, что государство возникает из разрастания и объединения патриархальных семей. Люди, являясь существами политическими, объединяются в семьи, патриархальные семьи, селения и города-государства. Поэтому государственная власть вырастает из семейной власти, из власти отца над женой, детьми и рабами. Патриархальной теории придерживался Конфуций, уподоблявший отношения власти семейным отношениям.
3. Теологические теории происхождения государства зародились в глубокой древности. Основным постулатом этих теорий был тезис о происхождении государства из божественной воли. Эта мысль была отражена, в частности, в Законах Хаммурапи, Послании Апостола Павла к римлянам и других юридических и религиозных памятниках. Развитие христианства и ислама послужило толчком к развитию данных концепций. Например, христианские мыслители (Августин, Фома Аквинский) не только провозглашали государственную власть божественным установлением, но и выводили из этого тезис о необходимости подчинения имеющейся власти, в том числе церковной. Разновидностью теологических теорий в средние века явилась так называемая «теория двух мечей», согласно которой Бог дал церкви два меча, один из которых она вложила в ножны и оставила у себя, а другой отдала светским государям для управления мирскими делами.
4. Представителями психологической теории происхождения государства являлись Л .И. Петражицкий, Э. Фромм, 3. Фрейд и др. Возникновение государства связывалось сторонниками данной теории со следующими причинами психологического характера: 1. Наличие в психике людей потребности в подчинении. Каждому человеку свойственно стремление к подражанию, подчинению либо стремление к власти. 2. Наделение вождей и шаманов в первобытном обществе сверхъестественными качествами, что возвышало их над остальными общинниками.3. Наличие у некоторых индивидов ярко выраженных агрессивных устремлений, для обуздания которых и возникает государство.
Таким образом, по мнению сторонников указанной теории, государство является продуктом психологических противоречий в первобытном обществе и призвано эти противоречия разрешать либо смягчать.
5. Зачатки договорной теории происхождения государства встречаются еще у древнекитайского философа Мо-цзы. Мо-цзы указывал, что раньше у каждого было свое представление о справедливости, что приводило к социальным конфликтам, поэтому люди нашли самого мудрого человека и наделили его правом создавать единый образец справедливости. Впоследствии идея происхождения государства из общественного договора стала центральной в данной теории.
6. Теория насилия в своем завершенном виде сформировалась в XIX в., хотя зачатки этой теории присутствуют еще в концепциях софистов. В частности, софисты рассматривали государство как учреждение, которое существует исключительно для блага сильного. Главную причину возникновения государства представители данной теории усматривали в завоевании одних племен другими. Государство появляется как инструмент поддержания господства над завоеванными народами. Таким образом, государство возникает прежде всего как аппарат принуждения. Победившие племена образуют правящий класс, а побежденные — «класс рабочих и служащих».
7. Органическая. Отдельные элементы данной теории зарождаются еще в античности. Так, Платон сравнивал государство с организмом, где трем началам человеческой души — разумному, яростному и вожделеющему — соответствуют три начала в государстве — совещательное, защитное и деловое.
Широкое распространение данная теория получила в XIX в. Определенное влияние на эту теорию оказали идеи естественного отбора Ч. Дарвина.
Согласно органической теории, государство является продуктом природы, организмом, возникающим и развивающимся согласно законам природы. Отношения между классами и иными социальными группами государства уподоблялись взаимодействию органов организма, при этом правители обычно сравнивались с мозгом. Нередко государству приписывались возрасты, характерные для живого организма (детство, старость и т.д.). Развитие и взаимодействие государств уподоблялись взаимодействию живых существ. Прежде всего был взят на вооружение принцип естественного отбора, отстаиваемый дарвинистами.