Понятие государственного механизма
Вопрос о государственной власти — это одновременно вопрос и о механизме ее осуществления.
Любое государство для осуществления своих функций создает развернутую целостную систему различных государственных организаций. Совокупность всех государственных организаций, которые, так или иначе, участвуют в осуществлении государственных функций, называется «механизм государства (государственный механизм)».
Наряду с понятием государственного механизма в специальной литературе употребляется понятие «государственный аппарат», причем зачастую оба понятия отождествляются. Представляется, что при всей своей близости они отражают разные явления государственно-правовой действительности и, следовательно, полностью не совпадают. Понятие «государственный механизм» не только шире по объему, но и имеет несколько иную смысловую нагрузку.
Во-первых, государственный механизм включает в себя не только государственные органы, т. е. собственно государственный аппарат, но и другие государственные организации: государственные предприятия - фабрики и заводы, государственные учреждения - больницы, учебные заведения и т.п.
Важное место в механизме любого государства занимают, помимо органов, предприятий и учреждений, особые «отряды вооруженных людей»: армия, милиция (полиция), организации пенитенциарной системы (тюрьмы, иные учреждения уголовно – исполнительной системы), которые можно рассматривать как «материальные придатки» государственной власти.
Во-вторых, понятие аппарата государства есть отражение «статики» государственной власти, тогда как механизм государства - характеристика динамики ее осуществления. Поясним эту мысль на примере.
В зависимости от конкретно - исторической ситуации фактические роль и значение каждого органа, его место в структуре государственного аппарата могут кардинально изменяться. Например, при нападении внешнего врага, во время ведения военных действий, очевидно, что центральное место в системе всех органов государства займет министерство обороны; борьба со стихийным бедствием потребует активизации деятельности министерства по чрезвычайным ситуациям; при возникновении эпидемии усилится влияние органов здравоохранения и т. п.
Речь в этих случаях идет об изменении фактических взаимоотношений между государственными органами, т. е. об изменении механизма осуществления государственной власти. При этом формально структура государственного аппарата может оставаться неизменной, и только в некоторых случаях изменение механизма может повлечь и перестройку государственного аппарата.
2. Признаки государственного органа.
Центральное место в структуре механизма любого государства занимает государственный аппарат — система органов, осуществляющих государственную власть, поскольку именно аппарат государства является основным проводником его политики.
В отличие от предприятий и учреждений, органы государства, как составные части государственного аппарата, обладают характерными признаками:
Во-первых, орган государства — это коллектив людей (единоличное лицо), который профессионально занят управленческим трудом.
Во-вторых, при осуществлении своих функций орган государства наделяется государственно-властными полномочиями, которые реально воплощаются в том, что:
¾ орган государства выступает от имени государства;
¾ его распоряжения являются обязательными для адресатов;
¾ в пределах своей компетенции государственный орган может издавать правовые акты;
¾ при необходимости исполнение его приказов может быть обеспечено принудительной силой.
В-третьих, орган государства наделяется соответствующими правами и обязанностями(обладаетопределеннойкомпетенцией).
В-четвертых, деятельность государственного органа осуществляется на правовой основе.
С учетом перечисленных признаков можно дать следующее определение: орган государства — это коллектив (единоличное лицо), обладающий определенной компетенцией, государственно-властными полномочиями, действующий на правовой основе, который управляет обществом от имени учредившего его государства.
Некоторые авторы в состав государственного аппарата включают, помимо органов государства, администрацию государственных предприятий и учреждений, поскольку подобные структурные подразделения обладают большинством признаков, свойственных органу государства (занимаются управленческим трудом, обладают государственно-властными полномочиями и т. п.). Думается, что подобные взгляды нуждаются в уточнении.
Действительно, администрация предприятия или учреждения выступает носителем государственно-властных полномочий, ее деятельность носит управленческий характер, осуществляется на правовой основе и т.д. Однако сфера такой деятельности ограничена внутренней компетенцией данной организации, а указания администрации большей частью обязательны только для сотрудников предприятия (учреждения).
Государственно-властные полномочия органа государства выходят за пределы структуры самого этого органа, его указания и распоряжения являются обязательными и для тех лиц, которые в штате данного органа не состоят и не являются его сотрудниками. Следовательно, администрацию предприятий и учреждений правильнее рассматривать как составную часть государственного механизма, а не государственного аппарата.