Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права отрасли
Предмет правового регулирования – это сфера качественно однородных общественных отношений, регулируемых определенной отраслью права.
Предмет правового регулирования не является единственным критерием деления права на отрасли, поскольку:
1) составляющие его общественные отношения весьма разнообразны;
2) одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами.
В связи с этим вспомогательным критерием выделения отраслей права является метод правового регулирования.
Таким образом, метод правового регулирования – это совокупность юридических способов, средств, приемов правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.
Выделяют следующие основополагающие методы правового регулирования:
1) диспозитивный метод равноправия сторон, основан на дозволениях, т. е. предоставление права на определенное поведение.
2) императивный метод является методом властного воздействия на участников общественных отношений, основанным на запретах, обязанностях, наказаниях;
3) рекомендательный метод является методом совета осуществления конкретного желательного для общества поведения;
4) поощрительный метод представляет собой метод вознаграждения за определенное поведение.
Способы правового регулирования обусловливаются характером предписаний, которые зафиксированы в нормах права: управомочивающих, обязывающих или запрещающих.
Отрасль права. Характеристика основных отраслей права
Публичное право включает административное; конституционное; финансовое; уголовное; земельное и др.
Публичное право занимается регулированием отношений государства с гражданами и другими субъектами права.
В систему частного права входят семейное; гражданское; трудовое.
В частном праве царят личные интересы граждан и частных объединений.
К материальным отраслям относят:
1) административное;
2) конституционное;
3) уголовное;
4) семейное;
5) трудовое право и др.
Система права Российской Федерации включает следующие отрасли: 1) конституционное право представляет собой отрасль, нормы которого закрепляют основы государственного и общественного строя 2) административное право представляет собой отрасль права, регулирующую отношения, которые складываются в процессе государственного управления; 3) финансовое право – это совокупность норм, регулирующих отношения по накоплению и распределению государственных финансов; 4) земельное право связывает нормы, регулирующие отношения, которые складываются по поводу владения, пользования и распоряжения землей; 5) гражданское право связывает нормы, регулирующие имущественные отношения и некоторые личные неимущественные отношения; 6) трудовое право – это система норм, регулирующих трудовые отношения рабочих и служащих с предприятиями, организациями; 7) семейное право представляет собой систему норм, которые регулируют брачно‑семейные отношения 8) уголовное право является отраслью права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с совершением деяний, которые предусмотрены Уголовным кодексом;
В системе права отдельное место занимает международное право – частное и публичное. Поскольку это право устанавливается не отдельным государством, а соглашением разных государств и регулирует их взаимоотношения, то можно сказать, что эта отрасль не входит в систему внутригосударственного права.
54. Институт права: понятие и виды
Институт права – это совокупность сгруппированных правовых норм в единый блок, который находится в отрасли права и регулирует разновидность общественных отношений.
Виды правовых институтов
Правовые институты делятся по отраслям права:
1) на гражданские;
2) уголовные;
3) административные;
4) финансовые и т. д.
Отраслевая принадлежность правовых институтов является самым общим критерием их разделения. Поэтому же признаку они классифицируются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).
Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой – из норм двух и более отраслей.
Простой институт в основном небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный, или комплексный, институт является относительно крупным, так как имеет в своем составе более мелкие автономные образования, которые называют субинститутами. Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений.