Понятие гос. политики, её формирование и реализация.
Гос. политика – это совокупность целей, задач, приоритетов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной власти с привлечением институтов гражданского общества.
Разработка гос. политики должна отвечать принципам открытости, прозрачности, рациональности, конкурентности, ориентированности на результаты и предоставление качественных услуг населению.
Процесс формирования и реализации гос. политики (или, как иногда его называют, политический цикл) обычно проходит 4 этапа (действия):
1. определение общественных проблем и целей политики (инициирование политики);
2. разработка и легитимация государственной политики (формирование политики);
3. реализация и мониторинг гос. политики (осуществление политики);
4. оценка и регулирование гос. политик (оценки политики).
Существуют различные модели разработки государственной политики. Выделяют 3 модели гос политики:
1. Модель ”сверху - вниз”, или централизованная модель , когда решения принимаются на высших уровнях управления, а затем доводится до нижних уровней и конкретных исполнителей, которые играют пассивную роль и выступают в роли простых исполнителей.
2. Модель “снизу - вверх”, или демократическая модель, при которой формирование политики начинается с нижних структур государственного управления, активно привлекаются общественные группы и организации, участвующие в разработке и осуществлении различных программ и проектов. На основании их предложений и с учетом их мнения разрабатывается целостная государственная политика.
3. “Смешанная” модель объединяет эти два подхода, когда существуют механизмы привлечения к разработке политики граждан и общественных организаций при сильном централизованном управлении.
Постоянной задачей Правительства РФ является рационализация государственной политики, что означает определение круга приоритетных отраслей, сфер и проблем, которым необходима государственная поддержка.
Общую стратегию внешней и внутренней политики в РФ определяет Президент. Он же ставит общие цели перед федеральными органами исполнительной власти, и в частности в своем ежегодном послании к Федеральному Собранию РФ. Правительство РФ определяет конкретные цели и стратегию государственной политики в отдельных областях.
Формирование гос. политики является одним из важных этапов, поскольку от ее правильности и точности зависят успех реализации целей и полученные результаты.
Реализации государственной политики – это постоянный, динамичный процесс достижения поставленных целей, в котором принимают участие различные органы государственной власти институты гражданского общества.
Основной частью осуществления государственной политики является формирование оптимального механизма ее реализации, включающего совокупность средств, методов и ресурсов, обеспечивающих выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами. Механизм реализации включает нормативно-правовые, организационно-управленческие, финансово-экономические и социально-психологические средства и методы воздействия на управляемый объект и предполагает наличие необходимых ресурсов, создание управленческих структур и выработку соответствующих решений.
В числе инструментов, широко используемых в системе го управления, находятся разработка и реализация целевых программ.
Целевые го программы – это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области гос, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ.
К основным типам оценок гос. политики относятся:
1. оценка процесса реализации программ (изучение методов управления, их эффективности, способностей и возможностей организационный структур справиться с поставленными задачами);
2. оценка результатов политики (предполагает изучение того, в какой степени были выполнены поставленные задачи и цели, удалось ли полностью осуществить запланированные мероприятия и достичь соответствующих показателей);
3. оценка последствий программы (является наиболее сложным типом оценки, хотя ее все чаще используют в практике, особенно при изучении последствий экономического регулирования. Трудность состоит в том, что последствия могут проявиться не сразу, а через определенный промежуток времени, иногда довольно продолжительный);
4. оценка экономической эффективности (проводится на основании двух методов: издержки – выгоды; издержки – эффективность. Она позволяет определить, насколько рационально были израсходованы соответствующие ресурсы, выделенные под данную программу).