Критерии различия товаров в ТН ВЭД России
Для проведения различия между товарами в ТН ВЭД России используется различные критерии, основными из которых являются:• функции, выполняемые товарами;• материалы, из которых изготовлены товары.Эти критерии могут использоваться одновременно или по отдельности.В большинстве случаев в ГС классификация осуществляется только по материалам или только по функциям товара.
Вопрос № 107. Структура и принципы построения ТН ВЭД ТС: классификационная и кодовая системы.
Кодирование товаров – это технический прием, в котором товар представлен в виде знака или группы знаков по правилам, установленных системой классификации. Кодовая система товарной номенклатуры создается, чтобы информация была в удобной форме для ее сбора, проверки, передачи и обработки. Таким образом классификация товаров с помощью ТНВЭД позволяет: производить кодирование товаров; производить таможенные экономические операции (взимать таможенные платежи, определять таможенную стоимость, вести отчетность, планирование и т.д.); изучать товарную структуру внешней торговли.
Каждый товар по ТН ВЭД имеет 10-значный цифровой код.
Первые две цифры кода обозначают товарную группу,
первые четыре – товарную позицию,
пятая и шестая – субпозицию,
остальные – подсубпозиции.
Принцип построения ТН ВЭД России заключается в распределении информации о кодах товаров в соответствии с пятью уровнями детализации:
1-йуровеньРазделы
2-йуровеньГруппа(Подгруппы)(2значныйкод)
3-йуровеньТоварнаяпозиция(4значныкод);
4-йуровеньСубпозиция(6значныйкод);
5-й уровень Подсубпозиция (10значный код).
Объектом любой внешнеторговой сделки является конкретный товар. Для идентификации товара была введена Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), разработанная на базе Номенклатуры Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (НГС) и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры Европейского сообщества. ТН ВЭД является основой системы мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности страны.
При построении структуры классификационной группировки ТН ВЭД:
1. Определяется соответствующая товарная позиция товарной номенклатуры Таможенного тарифа, в текстовом описании которой описан классифицированный товар. При этом необходимо определить, не существует ли соответствующих примечаний к разделу или группе, регламентирующих классификацию таких товаров.
2. После определения соответствующей товарной позиции определяются последовательно подпозиция, категория и подкатегория, текстовое описание которых соответствует товару.
3. В случае, если не существует товарной позиции, текстовое описание которой конкретно описывает товар, последовательно применяются Основные правила интерпретации классификации товаров (от второго до четвертого).
4. Первые четыре правила применяются исключительно последовательно, переходя от Правила 1 к Правилу 2(а), от Правила 2(а) к Правилу 2(б) и так далее. Нельзя применять Правило 3(а) не применив последовательно Правила 1, 2(а), 2(б). Только в случае невозможности применения предшествующего правила при классификации товара допускается применение следующего. Шестое правило может быть применено при необходимости определения группировки в рамках определенной товарной позиции
Вопрос № 109. Порядок принятия предварительного решения по классификации товаров по ТН ВЭД ТС.
Предварительное решение по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД принимается соответствующим таможенным органом на основании заявления заинтересованного лица. На территории РФ обязательны при декларировании товаров предварительные решения российских таможенных органов, экземпляр которого выдается на руки заявителю. Заявление о принятии предварительного решения может быть подано в письменном или электронном виде. Такое заявления должно содержать данные, позволяющие правильно и однозначно классифицировать товар, а именно:
- полное коммерческое наименование;
- полное фирменное наименование;
- технические характеристики;
- коммерческие характеристики.
В случае необходимости предоставления дополнительных сведений, таможенный орган обязан проинформировать об этом заявителя в течение 30 календарных дней с момента регистрации заявления. На предоставление этих данных у заявителя ест 60 дней после получения уведомления. Таможенный орган обязан принять предварительное решение в течение 90 календарных дней с момента регистрации заявления. Этот срок может быть приостановлен на время, необходимое заявителю для сбора и подачи дополнительных сведений. Срок действия предварительного решения – 3 года.
В отдельных случаях предварительное решение может быть отозвано, изменено или прекращено его действие.
Основанием для прекращения действия предварительного решения является решение таможенного органа принятое по отношении к этому предварительному решению. Таможенный орган может прекращать действие своего предварительного решения или предварительного решения нижестоящего таможенного органа. Основанием для этого может быть предоставление заявителем подложных, неполных или недостоверных сведений о товаре. Такое решение вступает в силу со дня принятия.
Основанием для изменения предварительного решения может быть:
- выявление ошибок, которые допущены при принятии предварительного решения;
- принятие таможенным органом решения в отношении отдельных видов товаров.
Изменение вступает в силу в срок, который указан в решении об изменении.
Основанием для отзыва предварительного решения может стать:
- изменения ТН ВЭД, которые влияют на классификацию товаров;
- решения Всемирной таможенной организации по классификации товаров;
- решения и разъяснения Комиссии ТС по классификации товаров, в отношении которых принято предварительное решение.
Таможенный орган принимает решение об отзыве предварительного решения в течение 30 календарных дней после публикации решения или разъяснения Комиссии ТС и вступает в силу одновременно с ним. Решение об отзыве, изменении или прекращении действия предварительного решения доводится до таможенных органов в течении 1 дня, следующего за днем принятия этого решения.
Предварительные решения, за исключением решений, несущих конфиденциальную информацию, размещаются на официальном сайте Комиссии ТС.
Вопрос № 110. Контроль правильности определения кода по ТН ВЭД ТС, осуществляемый таможенными органами.
Сроки проведения таможенного контроля после выпуска товара с момента окончания его нахождения под таможенным контролем установлены ст. 164 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Для проверки правильности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС после выпуска таможенный контроль проводится в основном в форме проверки документов и сведений (ст. 111 ТК ТС), в виде проведения камеральной таможенной проверки (ст. 131 ТК ТС).
Результаты проведения таможенной проверки оформляются актом камеральной таможенной проверки, который утверждает начальник таможенного органа. При этом датой завершения таможенной проверки считается дата составления акта таможенной проверки.
В соответствии с ч. 5 ст. 178 Федерального закона N 311-ФЗ в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей на основании акта таможенной проверки начальник таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение в сфере таможенного дела.
Таким образом, в данном случае акт таможенной проверки должен сопровождаться Решением о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС. При этом проекты решений о классификации товаров готовятся в ходе проведения таможенной проверки.
Должностные лица отделов таможенной инспекции таможен организуют и проводят в зоне действия таможенного органа контроль после выпуска в виде таможенной проверки.
По результатам проведенной таможенной проверки и в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов (на основании акта таможенной проверки) должностным лицом таможенных органов в соответствии с установленным порядком принимается решение в области таможенного дела - Решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС (далее - Решение).
Проект решения подготавливается в специализированном программном продукте, доведенном до таможенных органов ФТС России. Данный продукт устанавливается индивидуально на рабочее место должностного лица таможенного органа по согласованию с региональным таможенным управлением и ФТС России.
Однако в большинстве случаев на рабочих местах должностных лиц отделов таможенной инспекции такие программные продукты отсутствуют. Если в составе комиссии по проведению таможенной проверки отсутствуют должностные лица таможенного органа, имеющие доступ к такому программному продукту, то на утверждение начальнику таможни выносится только акт камеральной проверки (без Решения) с предложением о направлении материалов проверки в подразделение товарной номенклатуры таможни для принятия соответствующего Решения о классификации товара.
Тем самым создаются предпосылки нарушения требований таможенного законодательства об одновременном представлении начальнику таможни (в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей) акта таможенной проверки и Решения о классификации.
В соответствии с установленным порядком второй экземпляр акта и копия Решения в течение 5 рабочих дней направляются участнику ВЭД. В случае если Решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС принимается в сроки, значительно отличающиеся от даты подписания акта таможенной проверки то участник ВЭД имеет основания и возможность обжаловать данное Решение.
Указанное нарушение процессуальных норм может послужить причиной для обращения участника ВЭД в арбитражные суды о признании недействительным принятого таможенными органами Решения о классификации.
Решение судебного органа для таможни является обязательным к исполнению.
Повторное проведение проверки в отношении одних и тех же сведений о товаре, указанных в одном и том же таможенном документе, что и в материалах проверки, поступивших от вышестоящего таможенного органа, не допускается. В действующих нормативных документах отсутствует процедура принятия нового Решения по классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС в связи с решением суда о признании Решения по классификации не соответствующим требованиям таможенного законодательства из-за несоблюдения процессуальных норм. В ранее действовавшем Приказе ФТС России от 29.09.2004 N 85 были указаны основания для прекращения действия Решения по классификации, такие как: оно принято на основе подложных документов, представленных заявителем; не соблюдены Основные правила интерпретации ТН ВЭД; выявлена ошибка при принятии Решения о классификации товара.
Эти условия остались и в действующей норме. Однако прекращение действия Решения или его отмена по процедурным вопросам и возможность принятия нового Решения нигде не отражены.
Основные положения Киотской конвенции об упрощении таможенных процедур и содействия международной торговле предполагают минимальный контакт непосредственно с товаром. Следовательно, должностные лица таможенных органов, осуществляющих проверку правильности классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС после выпуска товаров, должны быть обеспечены необходимыми условиями для исполнения своих должностных обязанностей.
В частности, кроме необходимости технического оснащения (компьютеризации) рабочих мест, должностные лица должны пройти обучение по вопросам классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС; организации взаимодействия подразделений таможенного органа по принятию решений в сфере таможенного дела и ненарушения прав участников ВЭД; применения специализированных программ.
Кроме того, в соответствии с требованиями таможенного законодательства основанием для принятия Решения о классификации после выпуска товара является акт таможенной проверки, в котором отражены сведения о возможном недостоверном заявлении классификационного кода ТН ВЭД.
В правилах заполнения граф Решения о классификации (Приложение 2 к Приказу ФТС России от 17.03.2010 N 500) наличие сведений о таком документе, как акт, не предусмотрено.
Очевидно, что для подтверждения обоснованности принятия Решения о классификации после выпуска товара обязательно в графе 8 (обоснование выдачи Решения) или графе 9 (для служебных отметок) Решения должна присутствовать информация о реквизитах акта таможенной проверки.
Пробелы в нормативном обеспечении деятельности должностного лица таможенных органов создают негативный имидж для таможенной службы в целом.
Вопрос № 111. Порядок перемещения физ. лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного Союза.
Соглашение было подписано правительствами стран Таможенного союза 18 июня 2010 г. и временно применяется с 6 июля 2010 г.
Товары для личного пользования
Вывод о том, являются ли перемещаемые товары именно товарами для личного пользования (далее – товары для ЛП), делают сотрудники таможни. При этом они исходят из совокупности нескольких условий: заявления физлица (в устной форме или посредством пассажирской таможенной декларации), характера и количества товара, частоты пересечения физлицом границы и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.
Отдельным приложением к документу установлен перечень товаров, которые ни при каких условиях не могут считаться товарами для ЛП. Например, это природные алмазы, котлы центрального отопления, двигатели внутреннего сгорания (за исключением двигателей для водных судов), солярии и др.
Если под видом товаров для ЛП заявлены и выпущены товары, ввезенные с целью использования в предпринимательской деятельности, то они считаются незаконно перемещенными через таможенную границу со всеми вытекающими из данного факта санкциями.
Перемещение товаров с использованием системы двойного коридора
Соглашение предусматривает применение двойного коридора при перемещении товара через таможенную границу. Если в сопровождаемом багаже физлица нет товаров для ЛП, которые необходимо декларировать, оно следует через зеленый коридор. Если же требуется заполнить декларацию или гражданин пожелал сделать это добровольно – через красный. Перечень мест прибытия и убытия, в которых применяется система двойного коридора, установлен Приказом ФТС России от 09.08.2010 N1471. Это воздушные, морские и автомобильные пункты пропуска.
Лимит по весу и стоимости
В соответствии с Соглашением без обязательного таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин разрешено ввозить товары на сумму не более 1500 евро и общим весом до 50 кг. Если этот лимит превышен, уплачивается пошлина в размере 30 процентов от стоимости товара, но не менее 4 евро за килограмм в части превышения.
Отметим, что до создания Таможенного союза (далее – ТС) ограничение по цене ввозимого товара составляло 65 000 руб., а по весу – 35 кг. Таким образом, в настоящее время можно ввезти больше товара по весу, но чуть меньше – по стоимости (по нынешнему курсу евро). Если это необходимо, физлица декларируют товары для ЛП при следовании через таможенную границу одновременно с представлением их таможне. Для этого заполняется пассажирская таможенная декларация. Форма и порядок ее заполнения утверждены Решением Комиссии ТС от 18.06.2010 N287.
Особенности перемещения транспортных средств
Транспортные средства для ЛП, перемещаемые через таможенную границу любым способом, подлежат обязательному письменному декларированию. Исключение составляют временно вывозимые с территории ТС и ввозимые обратно транспортные средства, которые зарегистрированы на территории одной из стран ТС.
Переходными положениями Соглашения установлены важные правила перемещения транспортных средств внутри ТС. Если автомобиль ввезен из третьих стран в Казахстан или Белоруссию после 1 января 2010 г. не по единым ставкам, указанным в приложениях к Соглашению, то при ввозе в Россию он будет считаться иностранным. За такой автомобиль потребуется внести разницу уплаченных таможенных платежей. Эту разницу можно оплатить до ввоза авто в Россию в бюджет Белоруссии или Казахстана соответственно. Однако в документе есть оговорка, что такое авто признается в РФ иностранным только до 1 января 2013 г.
Автомобили, ввезенные в Белоруссию и Казахстан после 1 января 2010 г. и зарегистрированные там, могут временно ввозиться в Россию без уплаты пошлины. Однако их должны ввозить только лица, постоянно проживающие в этих двух странах. Отчуждение, передача в пользование и распоряжение такими транспортными средствами в РФ возможны только после декларирования и уплаты таможенных пошлин и налогов.
Декларировать в письменной форме рекомендуется:
— товары для ЛП, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физлица;
— товары для ЛП, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения (кроме мер нетарифного и технического регулирования);
— товары для ЛП, перемещаемые любым способом (в том числе временно ввозимые), стоимость и (или) количество которых превышает нормы беспошлинного перемещения таких товаров;
— транспортные средства для ЛП, перемещаемые любым способом, за исключением зарегистрированных в одной из стран Таможенного союза, временно вывозимых с территории Союза и ввозимых обратно;
— наличные денежные средства и (или) денежные инструменты (в установленных таможенным законодательством случаях);
— культурные ценности;
— товары для ЛП, ввозимые в сопровождаемом багаже, если физлицо имеет и несопровождаемый багаж;
— товары для ЛП, указанные в п. п. 3 – 10 раздела первого Приложения N3 к документу.
К последнему пункту, например, могут относиться товары для ЛП, ввозимые дипломатическими работниками, а также товары, полученные в наследство (при условии документального подтверждения этого факта), урны с прахом и т.п.
Напомним, что несопровождаемый багаж Таможенный кодекс ТС определяет как товары для ЛП, принадлежащие физлицу и переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (транспортной экспедиции) для фактического перемещения через границу в связи с въездом этого физлица на территорию ТС или его выездом с такой территории.
Что же касается денежных средств, то в письменном виде обязательно декларируются как при ввозе, так и при вывозе наличные денежные средства и (или) дорожные чеки на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 000 долл. США.
Документ:
Федеральный закон от 05.04.2011 N 60−ФЗ «О ратификации Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском»
Вопрос №112. Уплата таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования.
1. Таможенные пошлины, налоги уплачиваются физическими лицами при таможенном декларировании товаров для личного пользования в письменной форме на основании таможенного приходного ордера, форма и порядок заполнения которого определяются решением Комиссии таможенного союза.
Один экземпляр таможенного приходного ордера вручается лицу, уплатившему таможенные пошлины, налоги.
Заполнение таможенного приходного ордера и начисление таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, производит должностное лицо таможенного органа.
2. Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со статьей 77 ТКТС.
3. Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено ТКТС и международными договорами государств-членов таможенного союза.
4. Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза, если иное не предусмотрено ТКТС и международными договорами государств-членов таможенного союза.
5. Для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государств-членов таможенного союза в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.
6. Для целей исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу, если иное не установлено настоящим пунктом.
7. Для целей исчисления налогов в случае, если будет установлено (подтверждено) в порядке, определенном международным договором государств-членов таможенного союза, что товары, помещенные под процедуру таможенного транзита, находятся на территории другого государства-члена таможенного союза, применяются ставки, установленные законодательством этого государства-члена таможенного союза.
8. Единые ставки таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств-членов таможенного союза.
Порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов, совокупного таможенного платежа, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, а также сроки их уплаты определяются международным договором государств-членов таможенного союза.
Вопрос №113. Документы и сведения, необходимые при перемещении товаров автомобильным транспортом.
Прибытие и убытие товаров, перевозимых автомобильным транспортом, осуществляется в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу РФ. Такие пункты пропуска устанавливаются отдельными решениями Правительства РФ. Перечень пунктов пропуска как автомобильных, так и иных, установлен, в частности постановлением Правительства РФ от 21.02.2008 N 110 (ред. от 20.06.2011) "Об определении перечней пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, пищевых продуктов, материалов и изделий" постановлением Правительства РФ от 21.02.2008 N 109 (ред. от 20.06.2011) "Об определении перечней пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продуктов животноводства и кормов, подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)" и др.
При международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик обязан представить таможенному органу следующие сведения (гл. 23 ТК ТС):
о государственной регистрации транспортного средства;
наименование и адрес перевозчика товаров;
наименование страны отправления и страны назначения товаров;
наименование и адрес отправителя и получателя товаров;
о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;
о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;
наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков;
вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;
о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию ТС запрещен или ограничен;
о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной.
Данные сведения заявляются путем представления таможенному органу следующих документов:
документов на транспортное средство;
международной товаротранспортной накладной;
имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары.
Внутренний таможенный транзит (ВТТ) товаров, перемещаемых автомобильным видом транспорта, осуществляется либо по национальной процедуре - с применением транзитной декларации и предъявлением требований к допуску транспортных средств к перевозкам товаров под таможенными печатями и пломбами, либо по международной процедуре.
На транспортные средства должны быть прикреплены прямоугольные таблички с надписью "TIR". Одна табличка помещается спереди, а другая такая же табличка сзади дорожного транспортного средства или состава транспортных средств таким образом, чтобы они были хорошо видны. Эти таблички должны быть съемными.
Вопрос №114. Документы и сведения, необходимые при перемещении товаров морским транспортом.
1. При международной перевозке морским (речным) транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:
1) о регистрации судна и его национальной принадлежности;
2) наименование и описание судна;
3) фамилию капитана;
4) фамилию и адрес судового агента;
5) о количестве пассажиров на судне, их фамилии, имена, гражданство (подданство), даты и места рождения, порт посадки и высадки;
6) о количестве и составе членов экипажа;
7) наименование порта отправления и порта захода судна;
8) наименование, общее количество и описание товаров;
9) о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;
10) наименование порта погрузки и порта выгрузки товаров;
11) номера коносаментов или иных документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки, на товары, подлежащие выгрузке в данном порту;
12) наименование портов выгрузки остающихся на борту товаров;
13) наименование первоначальных портов отправления товаров;
14) наименование судовых припасов, имеющихся на судне, и указание их количества;
15) описание размещения товаров на судне;
16) о наличии (об отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений;
17) о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен, включая валюту Российской Федерации и валютные ценности, которые находятся у членов экипажа, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества;
18) о наличии (об отсутствии) на борту судна опасных товаров, включая оружие, боеприпасы.
2. Перевозчик сообщает сведения, указанные в пункте 1, путем представления таможенному органу следующих документов:
1) общей декларации;
2) декларации о грузе;
3) декларации о судовых припасах;
4) декларации о личных вещах экипажа судна;
5) судовой роли;
6) списка пассажиров;
7) документа, предписываемого Всемирной почтовой конвенцией;
8) коносаментов или иных документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки.
Вопрос №115. Документы и сведения, необходимые при осуществлении авиаперевозок.
Прибытие на таможенную территорию ТС товаров, перемещаемых воздушным видом транспорта осуществляется в аэропортах, открытых для международного сообщения. Перечень таможенных органов, обладающих компетенцией по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом, установлен Приказом ФТС РФ от 28.09.2010 N 1786 (ред. от 10.03.2011) "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом"
Перечисленные в данном приказе таможенные органы обладают компетенцией на совершение таможенных операций в воздушных пунктах пропуска в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом, а также товаров, перемещаемых иными видами транспорта, которые:
помещаются под таможенную процедуру беспошлинной торговли;
необходимы для обеспечения деятельности аэропорта (аэродрома), магазина беспошлинной торговли и авиаперевозчиков, расположенных на территории аэропорта (аэродрома), входящего в регион деятельности соответствующего таможенного органа;
перемещаются в рамках заключенного договора авиаперевозки с использованием международной авианакладной.
При международной перевозке воздушным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения (гл. 23 ТК ТС):
указание знаков национальной принадлежности и регистрационных знаков судна;
номер рейса, указание маршрута полета, пункта вылета, пункта прибытия судна;
наименование эксплуатанта судна;
о количестве членов экипажа;
о количестве пассажиров на судне, их фамилии и инициалы, наименование пунктов посадки и высадки;
указание видов товаров;
номер грузовой накладной, количество мест по каждой грузовой накладной;
наименование пункта погрузки и пункта выгрузки товаров;
о количестве бортовых припасов, погружаемых на судно или выгружаемых с него;
о наличии (об отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений;
о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию ТС запрещен или ограничен, включая валюту РФ и валютные ценности, которые находятся у членов экипажа, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, оружие, боеприпасы.
Данные сведения сообщаются путем представления таможенному органу следующих документов:
стандартного документа перевозчика, предусмотренного международными соглашениями в области гражданской авиации (генеральная декларация);
документа, содержащего сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах (грузовая ведомость);
документа, содержащего сведения о бортовых припасах;
авиагрузовых накладных;
документа, содержащего сведения о перевозимых на борту пассажирах и об их багаже (пассажирская ведомость);
документа, предписываемого Всемирной почтовой конвенцией.
Вопрос №116. Уплата таможенных пошлин и налогов при осуществлении взаимной торговли между странами-участницами Таможенного Союза.
Таможенные территории Белоруссии, Казахстана и России в настоящее время объединены в единую таможенную территорию. При перемещении товаров внутри единой таможенной территории не применяются ограничения экономического характера и таможенные пошлины. Исключение составляют компенсационные, антидемпинговые и специальные защитные меры.
Во взаимной торговле между станами – участниками Таможенного союза порядок применения налога на добавленную стоимость и акцизов определяется Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе».
Под экспортом товаров в Соглашении о налогах в Таможенном союзе предусматривается перемещение товаром налогоплательщиками между территорией одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства – члена Таможенного союза. При экспорте товаров внутри таможенного союза применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость. Также предусмотрено освобождение от уплаты или возмещение уплаченной суммы акцизов при документальном подтверждении экспорта.
При осуществлении импорта товаров с территории одного участника Таможенного союза на территорию другого участника таможенного союза косвенные налоги должны взиматься налоговыми органами государства-импортера. Впрочем, законодательство государства может предусмотреть иной способ взимания косвенных налогов при импорте товаров, которые подлежат маркировке акцизными марками или другими знаками и учетно-контрольными марками. В случае, если товары не подлежат косвенному налогообложению при ввозе на территорию государства – участника Таможенного союза, то они не облагаются налогами и при вывозе с территории страны – участника Таможенного союза. Аналогичное правило ранее действовало по Соглашению между Правительством Республики Беларусь и Правительством РФ от 15 сентября 2004 года.
При этом ставки косвенных налогов, по которым облагаются импортируемые товары не должны превышать ставок косвенных налогов, собираемых с товаров, произведенных внутри страны.
Таким образом, ставка НДС при ввозе товаров в Россию из Казахстана и Белоруссии составляет 10% или 18% в зависимости от номенклатуры товара, а ставка акцизов на ввозимые товары определяется статьей 193 Налогового кодекса РФ.
При осуществлении импорта товаров в СЭЗ (особые, специальные или свободные экономические зоны) особенности применения косвенных налогов определяются международными договорами, которые заключают между собой страны – участники Таможенного союза.
Такие договора урегулируют основные вопросы функционирования СЭЗ, определяют порядок налогообложения товаров и устанавливают процедуру свободной таможенной зоны.
Протокол от 11 декабря 2009 года (далее называемый как Протокол по товарам) определяет порядок уплаты косвенных налогов при взаимной торговле между государствами – участниками Таможенного союза. Российская Федерация ратифицировала данный Протокол по товарам 19 мая 2010 года федеральным законом № 98-ФЗ. В силу на территории РФ Протокол о товарах вступил с 1 июля 2010 года.
При оказании услуг и выполнении работ в Таможенном союзе косвенные налоги взимаются в соответствии с Протоколом от 11 декабря 2009 года (далее – Протокол по работам и услугам). Российская Федерация ратифицировала данный Протокол также 19 мая 2010 года и в силу на территории РФ он также вступил с 1 июля 2010 года.
Основным принципом, характеризующим принятый Протокол по работам и услугам, является взимание косвенных налогов в государстве – члене Таможенного союза, чья территория признается местом реализации работ или услуг. Таким образом, если услуги реализованы на территории России, то ставки косвенных налогов, налоговая база, порядок взимания налогов, а также налоговые льготы (в том числе и освобождение от налогообложения) определяются по законодательству Российской Федерации.
Протокол по работам и услугам также установил нюансы налогообложения при переработке давальческого сырья. Такого рода работы должны облагаться НДС так же, как и при экспорте товаров. При этом налоговая база НДС должна быть исчислена как стоимость выполненных работ.
Таким образом после формирования Таможенного союза при взаимной торговле товарами, происходящими с таможенной территории Таможенного союза не применяются ограничения экономического характера (за исключением специальных компенсационных, антидемпинговых и защитных мер) и не