Статья 427. Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации

1. Разработка, создание и использование специальных программно-технических средств защиты информации, совместимых со средствами обеспечения информационных систем и информационных технологий, осуществляются таможенными органами в целях защиты информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации, в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
2. Уровень защиты информации, обеспечиваемый средством защиты информации, должен соответствовать категории информации. Соответствие уровня защиты информации определенной категории информации обеспечивается таможенными органами, в ведении которых находятся информационные ресурсы.
3. Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатации средств защиты информации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Вопрос №85 Ведомственная интегрированная телекоммуникационная сеть (ВИТС) таможенных органов.

ВИТС представляет собой совокупность технических и про­граммных средств передачи и обработки данных, которая совмест­но с каналами передачи данных позволяет организовать интегри­рованную передачу разнородного мультимедийного трафика, вклю­чая передачу данных, голоса и видеоинформации. ВИТС создается на базе существующей в ФТС России ведомственной сети связи и передачи данных.


ФТС России имеет следующую иерархическую организацион­ную структуру:

центральный аппарат ФТС России; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты и таможенные переходы.

В некоторых случаях добавляется нижний уровень иерархии - автомобильные, железнодорожные, морские, воздушные, речные пункты пропуска.

Общее количество объектов ФТС России, которое должно быть охвачено ВИТС, составляет около 800.

С учетом организационной структуры ФТС России Техничес­ким заданием определена следующая четырехуровневая структу­ра ВИТС:


  • первый уровень - центральный узел связи, объединяющий основные объекты центральной зоны ФТС (практически, объекты ФТС в г. Москве и Московской области);

  • второй уровень - магистральная сеть, объединяющая регио­нальные таможенные управления и таможни прямого подчинения с центральным узлом связи;

  • третий уровень - региональная сеть, объединяющая подчи­ненные таможни с региональными таможенными управлениями;

  • четвертый уровень - сети таможен, объединяющие таможен­ные посты и таможенные переходы с таможнями.

Центр управления ВИТС должен обеспечивать решение опре­деленных групп задач.

1. Задачи собственно сетевого управления, в число которых входят:

управление конфигурацией, включающее:

регистрацию устройств сети, их сетевых адресов и иденти­фикаторов; определение конфигурации 1Р-устройств сети; определение типа и версии сетевой операционной системы; описание протоколов сетевых взаимодействий; построение топологической карты физических соединений сети - по уровням ответственности администраторов сети;

управление сбоями, включающее:

наблюдение за трафиком; мониторинг сетевых устройств; обнаружение чрезмерного числа конфликтов и повторных пе­редач данных; предупреждение и профилактику ошибок путем анализа ра­боты сети;

управление производительностью, включающее:

сбор и анализ статистических данных о функционировании сети; анализ трафика; анализ сетевых протоколов и оценку эффективности исполь­зования ресурсов сети; управление приоритетами пользователей и приложений; определение потребности в ресурсах для развития сети;

управление безопасностью СУ ВИТС, включающее:

управление доступом к ресурсам СУ ВИТС; управление доступом и полномочиями администраторов ЦУС; обеспечение защиты от несанкционированного доступа к уп­равляющей информации и интерфейсам СУ ВИТС; регистрацию попыток несанкционированного доступа к сред­ствам системы управления.


  1. Задачи управления распределенными приложениями ВИТС, включающие мониторинг использования приложениями сетевых и локальных ресурсов и возможность изменения управляемых па­раметров работы этих приложений.

  2. Задачи мониторинга текущего состояния системно-техни­ческого обеспечения ВИТС, ведение визуализированной базы дан­ных, содержащей информацию о технических и учетных парамет­рах технического и программного обеспечения.

  3. Задачи поддержки принятия решений по модернизации тех­нического и программного обеспечения ВИТС и управления самой модернизацией, включающие контроль и управление установкой нового технического и программного обеспечения и оптимизацию этого процесса.

  4. Задачи инвентаризации сети, в число которых входят:


учет объектов инвентаризации - системных ресурсов, обору­дования и программного обеспечения (ПО); техническое обслуживание объектов инвентаризации, вклю­чающее планирование технического обслуживания аппаратно-про­граммных комплексов и учет проводимых работ по гарантийным обязательствам и сопровождению; регистрацию лицензий и учет использования программных средств; учет конфигурационных параметров объектов сети; предоставление оперативно-технической информации.

6. Задачи обеспечения информационной безопасности, а именно:

обеспечение целостности передаваемой посредством сети ин­формации на уровне технологии передачи данных, реализуемой в оборудовании 1Р-сети; обеспечение защиты от несанкционированного доступа к ре­сурсам сети; регистрацию попыток несанкционированного доступа со сто­роны каналов связи к объектам информационной защиты; разграничение прав доступа пользователей и приложений; обеспечение комиссионности доступа к наиболее критичным с точки зрения работоспособности сети функциям конфигуриро­вания элементов сети.

7. Задачи моделирования работы существующих сетей, вклю­чая анализ нагрузок на отдельные их участки и поддержку приня­тия решений по перепланированию.

В условиях финансово-экономического кризиса одной из при­оритетных задач становится разъяснение участникам внешнеэко­номической деятельности позиции ФТС России, доведение до них оперативной и достоверной информации об особенностях деятель­ности таможенных органов в сложившейся ситуации. Сегодня ре­шение этой задачи существенно осложняется тем, что по ряду объективных причин ограничен выпуск периодических изданий ФТС России, а организация конструктивного взаимодействия со средствами массовой информации требует значительных усилий и не всегда приводит к желаемому результату.
В связи с этим игнорирование возможностей международной сети «Интернет» является стратегической ошибкой. Сегодня Internet в России является реальной и одной из наиболее эффективных мас­совых информационных систем. Практически все информационно-аналитические службы используют информацию из этой системы, а простота доступа к ресурсам сети безотносительно их расположе­ния выводит ее на ведущие позиции наряду с телерадиовещанием.

Вопрос №86 Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) таможенных органов.

Межгосударственные обмены таможенной информацией в новых политических и экономических условиях трансформировались для государств Сообщества в широкомасштабную задачу создания ЕАИС формирования единого информационного пространства таможенных служб.

Для решения этой задачи на основе современных информационных технологий требуется выработка и проведение согласованной политики по формированию информационного пространства государств.

Концепция предполагает определение необходимых условий для реализации комплекса мероприятий по дальнейшему развитию межгосударственных информационных обменов на принципах независимости и взаимовыгодности использования международных стандартов при создании и развитии информационных систем, широкого применения техники и технологий государств-участников Сообщества.

Концепция ориентирована на решение следующих важнейших задач:

- определение приоритетных направлений сотрудничества государств-участников Сообщества по развитию межгосударственных информационных обменов;

- предложение механизма реализации согласованной деятельности посредством политики независимого и взаимовыгодного сотрудничества государств Сообщества с учетом их национальных интересов и приоритетов.

Решение указанных задач является началом процессов по созданию качественно новой информационной среды и формированию информационного пространства Сообщества на базе ЕАИС.

Наши рекомендации