Статья 427. Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации
1. Разработка, создание и использование специальных программно-технических средств защиты информации, совместимых со средствами обеспечения информационных систем и информационных технологий, осуществляются таможенными органами в целях защиты информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации, в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
2. Уровень защиты информации, обеспечиваемый средством защиты информации, должен соответствовать категории информации. Соответствие уровня защиты информации определенной категории информации обеспечивается таможенными органами, в ведении которых находятся информационные ресурсы.
3. Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатации средств защиты информации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопрос №85 Ведомственная интегрированная телекоммуникационная сеть (ВИТС) таможенных органов.
ВИТС представляет собой совокупность технических и программных средств передачи и обработки данных, которая совместно с каналами передачи данных позволяет организовать интегрированную передачу разнородного мультимедийного трафика, включая передачу данных, голоса и видеоинформации. ВИТС создается на базе существующей в ФТС России ведомственной сети связи и передачи данных.
ФТС России имеет следующую иерархическую организационную структуру:
центральный аппарат ФТС России; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты и таможенные переходы.
В некоторых случаях добавляется нижний уровень иерархии - автомобильные, железнодорожные, морские, воздушные, речные пункты пропуска.
Общее количество объектов ФТС России, которое должно быть охвачено ВИТС, составляет около 800.
С учетом организационной структуры ФТС России Техническим заданием определена следующая четырехуровневая структура ВИТС:
первый уровень - центральный узел связи, объединяющий основные объекты центральной зоны ФТС (практически, объекты ФТС в г. Москве и Московской области);
второй уровень - магистральная сеть, объединяющая региональные таможенные управления и таможни прямого подчинения с центральным узлом связи;
третий уровень - региональная сеть, объединяющая подчиненные таможни с региональными таможенными управлениями;
четвертый уровень - сети таможен, объединяющие таможенные посты и таможенные переходы с таможнями.
Центр управления ВИТС должен обеспечивать решение определенных групп задач.
1. Задачи собственно сетевого управления, в число которых входят:
управление конфигурацией, включающее:
регистрацию устройств сети, их сетевых адресов и идентификаторов; определение конфигурации 1Р-устройств сети; определение типа и версии сетевой операционной системы; описание протоколов сетевых взаимодействий; построение топологической карты физических соединений сети - по уровням ответственности администраторов сети;
управление сбоями, включающее:
наблюдение за трафиком; мониторинг сетевых устройств; обнаружение чрезмерного числа конфликтов и повторных передач данных; предупреждение и профилактику ошибок путем анализа работы сети;
управление производительностью, включающее:
сбор и анализ статистических данных о функционировании сети; анализ трафика; анализ сетевых протоколов и оценку эффективности использования ресурсов сети; управление приоритетами пользователей и приложений; определение потребности в ресурсах для развития сети;
управление безопасностью СУ ВИТС, включающее:
управление доступом к ресурсам СУ ВИТС; управление доступом и полномочиями администраторов ЦУС; обеспечение защиты от несанкционированного доступа к управляющей информации и интерфейсам СУ ВИТС; регистрацию попыток несанкционированного доступа к средствам системы управления.
Задачи управления распределенными приложениями ВИТС, включающие мониторинг использования приложениями сетевых и локальных ресурсов и возможность изменения управляемых параметров работы этих приложений.
Задачи мониторинга текущего состояния системно-технического обеспечения ВИТС, ведение визуализированной базы данных, содержащей информацию о технических и учетных параметрах технического и программного обеспечения.
Задачи поддержки принятия решений по модернизации технического и программного обеспечения ВИТС и управления самой модернизацией, включающие контроль и управление установкой нового технического и программного обеспечения и оптимизацию этого процесса.
Задачи инвентаризации сети, в число которых входят:
учет объектов инвентаризации - системных ресурсов, оборудования и программного обеспечения (ПО); техническое обслуживание объектов инвентаризации, включающее планирование технического обслуживания аппаратно-программных комплексов и учет проводимых работ по гарантийным обязательствам и сопровождению; регистрацию лицензий и учет использования программных средств; учет конфигурационных параметров объектов сети; предоставление оперативно-технической информации.
6. Задачи обеспечения информационной безопасности, а именно:
обеспечение целостности передаваемой посредством сети информации на уровне технологии передачи данных, реализуемой в оборудовании 1Р-сети; обеспечение защиты от несанкционированного доступа к ресурсам сети; регистрацию попыток несанкционированного доступа со стороны каналов связи к объектам информационной защиты; разграничение прав доступа пользователей и приложений; обеспечение комиссионности доступа к наиболее критичным с точки зрения работоспособности сети функциям конфигурирования элементов сети.
7. Задачи моделирования работы существующих сетей, включая анализ нагрузок на отдельные их участки и поддержку принятия решений по перепланированию.
В условиях финансово-экономического кризиса одной из приоритетных задач становится разъяснение участникам внешнеэкономической деятельности позиции ФТС России, доведение до них оперативной и достоверной информации об особенностях деятельности таможенных органов в сложившейся ситуации. Сегодня решение этой задачи существенно осложняется тем, что по ряду объективных причин ограничен выпуск периодических изданий ФТС России, а организация конструктивного взаимодействия со средствами массовой информации требует значительных усилий и не всегда приводит к желаемому результату.
В связи с этим игнорирование возможностей международной сети «Интернет» является стратегической ошибкой. Сегодня Internet в России является реальной и одной из наиболее эффективных массовых информационных систем. Практически все информационно-аналитические службы используют информацию из этой системы, а простота доступа к ресурсам сети безотносительно их расположения выводит ее на ведущие позиции наряду с телерадиовещанием.
Вопрос №86 Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) таможенных органов.
Межгосударственные обмены таможенной информацией в новых политических и экономических условиях трансформировались для государств Сообщества в широкомасштабную задачу создания ЕАИС формирования единого информационного пространства таможенных служб.
Для решения этой задачи на основе современных информационных технологий требуется выработка и проведение согласованной политики по формированию информационного пространства государств.
Концепция предполагает определение необходимых условий для реализации комплекса мероприятий по дальнейшему развитию межгосударственных информационных обменов на принципах независимости и взаимовыгодности использования международных стандартов при создании и развитии информационных систем, широкого применения техники и технологий государств-участников Сообщества.
Концепция ориентирована на решение следующих важнейших задач:
- определение приоритетных направлений сотрудничества государств-участников Сообщества по развитию межгосударственных информационных обменов;
- предложение механизма реализации согласованной деятельности посредством политики независимого и взаимовыгодного сотрудничества государств Сообщества с учетом их национальных интересов и приоритетов.
Решение указанных задач является началом процессов по созданию качественно новой информационной среды и формированию информационного пространства Сообщества на базе ЕАИС.