Государство Караханидов: этнополитическая история, социально-экономическое развитие и культурный ренессанс.
Родоначальник Сатук Богра-хан. В 942 г. он сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. Главное племя – карлуки, а также ягма, чигили. Государство поделено на многочисленные уделы, удельные правители обладали большими правами вплоть до чеканки собственных монет. Политическая жизнь – распри, междоусобицы. В 30-х г. XI в. распадается на 2 части: Западное ханство - Бухара, восточное - Баласагун. В XII в. каракитаи завоевали Семиречье, затем остальные владения караханидов. В 1210 г. в борьбе с найманами пресеклась восточная караханидская династия. Военное управление было отделено от административного, иерархический принцип. Икта - право на сбор налогов. Экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство, но на Юге часть племен переходила к Земледелию. Распространение получил ислам — государственная религия. Сложение новой тюркской письменности на основе арабской графике. Мусульманская литература на тюркском языке (Баласагуни, Кашгари).
Образование государства Караханидов. Около 940 г. племена Тянь-Шаня захватили Баласагун и, свергнув карлыкского кагана, положили начало новой династии. Один из первых правителей нового государства Сатук Бограхан Лбдулкерим - принял ислам и титул Дослан Карахан, по которому вся династия получила название Караханидов. Правители ханства в 990 г. присоединили города Тараз и Исфиджаб. К концу X в. сложилась территория ханства, которая простиралась от Амуцарьи и нижнего течения Сырдарьи и на западе до Жетысу и Кашгара на востоке. Главную роль в государстве играли карлыкские племена чигили и ягма. Ханство было разделено на два больших удела. Верховный каган с титулом Арслан Кари хан по традиции был владетелем восточной части государства, резиденция его находилась в г. Баласагуне, Второй каган с титулом Богра Кара хан владел западной частью с резиденцией в г, Таразе. Владетели мелких уделов носили титулы "илек" и "тегин". Они были независимыми по всем вопросам от верховных каганов, некоторые из них чеканили свои монеты и вели дипломатические отношения с соседними странами. Власть передавалась не по наследству, а по так называемой "лестничной системе" - от старшего к младшему брату.
В 999 г. Илек Наср завершил завоевание Мавераннахра, но у Балха карлыки потерпели сокрушительное поражение от газневидского султана и отказались от завоеваний к югу от Амударьи. Вскоре среди Караханидов начались раздоры между двумя ветвями -потомками Али иХасана. Этими междоусобицами воспользовались кочевые племена киданей. владевшие Центральной Азией. В 1017г. килани вторглись в Жетысу и дошли почти до Баласагуна. Но правитель караханидов Туган хан заставил их отступить на восток и после трехмесячного преследования разбил их.
Ослабление караханидов. Во время правления слабого и безвольного Арслан хана авторитет центральной власти был окончательно подорван, и войны между правителями уделов стали обычным, делом. В 1056 г. Арслан хан начал войну против своего брата Богра хана, но. попав в плен, потерял свои владения. Его сын Кбрагим погиб в войне с правителем Барсхана Янал-тегином, а сын Богра хана был отравлен своей женой. После этого правителем Жетысу и Кашгара стал Тогрул-Карахан Юсуф, который вместе со своим братом Богра ханом Харуном вел войну с Шемсул-мульком Насром, владетелем независимого Мавераннахра. Война закончилась миром, и границь. между западными и восточными караханидами прошли по Сырдарье.
Вскоре Мавераннахр попал под власть сельджукских султанов, взявших в 1089 г. Бухару и Самарканд, но не упразднивших местную династию Караханидов. Жетысу же с 30-х годов XII в, стал подвергаться постоянным набегам киданей.
В 1141г. после разгрома объединенного сельджукско-караха-нидского войска политическая власть перешла в руки киданских правителей. Однако еще некоторое время караханиды сохраняли вассальную зависимость от киданей, И только в начале XIII в. государство караханидов перестало существовать. Период караханидского господства в Казахстане характеризуется сдвигами в экономической и культурной жизни тюркоязычных племен. На его территории заметным становится оседание тюрков-кочевников. Развивались поселения и города, соответственно и городская культура. В Караханидском государстве сформировалась новая политическая система. Ислам объявлен государственной религией, была принята арабская графика, заменившая дреснетюркскую письменность. В целом караханидская эпоха представляла собой качественно новый этап в социально-экономической, политической и культурной жизни наших далеких предков.
Главное занятие населения- кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем, в 11-12 вв. часть тюркских племен переходила к земледелию. В идеологии – древнетюркские религиозные представления. Получил распространение ислам, принятый каганатом в 960 году в качестве государственной религии. Исламизация привела к вытеснению древнетюркской письменности и сложению новой письменности на основе арабской графики.Рост самосознание тюркских этносов при караханидах привел к появлению мусульманской литературы на тюркском языке (М.Кашгари, Ю.Баласагуни)