Особенности развития Балканских государств в 1990-е гг.

Хорватия

В то же время после выборов в Сабор в рамках провозгласившего независимость хорватского государства резко обострились этнические противоречия. 25 июля 1990 съезд сербов Хорватии принял Декларацию о суверенитете и автономии сербского народа. Были сформированы представительный орган – Сербский сабор и правительство – Сербское национальное вече. В декабре 1990 была принята новая конституция Хорватии, согласно которой сербы были отнесены к национальному меньшинству. В стране вводилась государственная символика периода Второй мировой войны, напоминавшая сербам о кровавых временах власти усташей. В знак протеста 21 декабря 1990 в городе Книн сербы провозгласили создание Сербской автономной области Краина (САОК), приняли ее устав и отказались войти в состав Хорватии. Эти решения были поддержаны Сербией. Попытки Туджмана договориться с Сербией оказались безуспешными. Милошевич отклонил предложение Хорватии о новом соглашении между югославскими республиками на том основании, что оно возможно только в случае изменения границ между республиками. Это означало бы уступку Сербии тех хорватских районов, где проживало значительное по численности сербское население. Однако Хорватия не отказалась от части своей территории, после чего в стране вспыхнуло восстание сербского меньшинства. 1 апреля Исполнительный совет Национального веча САОК принял решение о присоединении Краины к Республике Сербии и о введении на территории Краины законов Сербии и конституции Югославии. Проведенный 12 мая референдум утвердил это решение подавляющим большинством голосов. Независимая Хорватия. 19 мая 1991 в Хорватии прошел плебисцит по вопросу о суверенном и независимом государстве. За независимость было подано подавляющее большинство голосов (91,7%). В голосовании не принимали участие жители Краины. Независимость Хорватии была провозглашена 25 июня 1991. 8 сентября 1991 Сабор Хорватии принял решение о полном разрыве с СФРЮ. Немногим позднее в Хорватии началась гражданская война между хорватами и краинскими сербами, которая продолжалась до 1995. С августа 1991 вооруженные столкновения между хорватами и сербами переросли в войну хорватской армии с силами Югославской народной армии (ЮНА). 5 декабря 1991 Сабор Славонии принял решение об отзыве своего представителя в СФРЮ Стипе Месича, занимавшего пост председателя президиума СФРЮ. 19 декабря 1991 сербы провозгласили создание своего государства – Республики Сербская Краина (РСК), не признанного, однако, мировым сообществом. В состав республики помимо Краины вошли также Западная Славония и Восточная Славония. В период гражданской войны ЮНА предприняла бомбардировки многих городов Хорватии, в результате которых Осиек, Винковци, Карловац, Задар и Дубровник были в значительной степени разрушены, а Вуковар – полностью уничтожен. Лишь в начале 1992 военные действия были прекращены; к этому моменту примерно треть территории Хорватии (Краина и Восточная Славония) находились под контролем сербских войск. В марте 1992 в Хорватию был введен и размещен в основном в буферных зонах 14-тысячный контингент миротворческих сил ООН. В мае 1992 Хорватия была принята в члены ООН. В августе 1992 в независимой Хорватии состоялись первые (досрочные) выборы в Палату представителей, на которых две трети мест получила партия Хорватское демократическое содружество. Палата жупаний была избрана в феврале 1993. На проходивших в августе 1992 первых в Хорватии прямых президентских выборах Туджман, получивший 56,7% голосов избирателей, был переизбран на пост президента. Вслед за выводом частей ЮНА с территории Хорватии началась эскалация войны в Боснии и Герцеговине, где сербские войска стали осуществлять захват территорий и «этнические чистки». В 1993 хорватские милиционеры в Боснии при военной поддержке правительства повернули оружие против боснийского правительства, представлявшего разные национальные слои населения. 3 июля 1993 они создали сепаратистское государство, которое назвали «Герцег-Босна». Тем временем Туджман и Милошевич стали сотрудничать с «посредниками» Европейского союза и ООН с целью навязать расчленение Боснии и Герцеговины, а затем аннексировать районы, которые их вооруженные силы захватили и «этнически очистили». Сговор сопровождался непрекращающимися военными действиями и эпизодами интенсивной перестрелки на оккупированной Сербией территории Хорватии. К концу 1993 Туджман потребовал вывести миротворческие войска ООН из этих районов, так как они отказались предпринимать какие-либо действия против нарушения сербами условий прекращения огня. Весной 1994 под дипломатическим нажимом США Хорватия выступила гарантом соглашения о прекращении огня между хорватами и мусульманами Боснии и Герцеговины. Это соглашение предусматривало ликвидацию «Герцег-Босны». Однако в условиях явной враждебности между мусульманами и хорватами после военных действий 1993–1994 соглашение не было выполнено и осталось лишь на бумаге. В 1994–1995 нарастало недовольство правительства Хорватии миротворческими усилиями ООН. В мае 1995 хорватская армия захватила часть удерживаемой сербами территории, и после активных боевых действий в начале августа 1995 территория Краины была возвращена в состав Хорватии. Военные действия сопровождались изгнанием подавляющего большинства сербов из Хорватии на территорию Боснии и Герцеговины и СРЮ. В общей сложности к концу 1990-х годов страну покинули ок. 500 тыс. сербов. В декабре 1995 Хорватия приняла участие в подписании Дейтонских соглашений по Боснии и Герцеговине. Военные победы Хорватии над сербами на хорватской территории, а также участие в авиационных налетах НАТО в августе-сентябре 1995 приблизили окончание военных действий. На выборах в Палату представителей Сабора Хорватии, состоявшихся 29 октября 1995, больше половины мест (75) получило Хорватское демократическое содружество, Хорватская социально-либеральная партия была представлена 12 депутатами, СДП – 10, ХКП – 10 депутатами. В Палате жупаний ХДС имела 41 депутатский мандат, ХКП – 9, ХСЛП – 7. В начале ноября 1995 было сформировано однопартийное правительство на базе ХДС, главой которого стал бывший министр экономики Златко Матеша.





В апреле 1997 состоялись первые региональные и муниципальные выборы на всей территории Хорватии (включая Восточную Славонию), на которых победу одержало ХДС, получившее большинство голосов в 40% жупаний.

В январе 1998 Восточная Славония (последний анклав Хорватии, контролировавшийся сербами) была возвращена под хорватскую юрисдикцию. В то же время курс на продолжение поддержки боснийских хорватов после подписания Дейтонских соглашений вызывал споры. Хорватия все больше внимания стала уделять реструктуризации экономики и приватизации, а с 1998 боснийские хорваты дистанцировались от правительства в Загребе.

В 1997 укрепились позиции 75-летнего Ф.Туджмана и его партии ХДС. На парламентских выборах (в Палату жупаний) 13 апреля 1997 ХДС обеспечила себе 41 место из 68, Хорватская крестьянская партия получила 9 мандатов, Хорватская социально-либеральная партия – 7, Социал-демократическая партия – 4, «Истарский демократический сабор» – 2. В соответствии с Конституцией президент Туджман своим указом назначил еще пять депутатов в Сабор, в том числе двух – из населенных сербами областей Восточная Славония, Баранья и Западный Срем.

15 июня 1997 на президентских выборах, ставших вторыми в истории независимой Хорватии, победу вновь одержал Туджман (61,4% голосов); кандидат от СДП Здравко Томач получил ок. 22% голосов, а Владо Готовач (ХСЛП) – 17,6%.

14 декабря 1998 Туджман призвал к единению армии и народа, осудив вмешательство США и Европейского суда во внутренние дела Хорватии. Он заявил о необходимости сократить число проживающих в стране сербов, а также лиц, считающих себя югославами (соответственно 12 и 9% всего населения). 17–18 декабря 1918 Туджман посетил с официальным визитом Москву, где были подписаны Декларация о дружбе между Хорватией и Россией, а также соглашение о военном сотрудничестве (в 1995 армию Хорватии помогали реформировать военные специалисты из США).

В ходе событий в Косове Туджман и правящие круги страны выразили понимание причин вмешательства НАТО, однако многие хорваты сдержанно относились к военным действиям альянса – даже с учетом антисербских настроений. 21 мая 1999 Туджман выступил с собственным планом урегулирования кризиса, указывая на огромные убытки в связи с войной, однако эта инициатива не получила поддержки со стороны США. В то же время официальный Загреб установил дружественные отношения с Черногорией.

Сербия

В то же время после выборов в Сабор в рамках провозгласившего независимость хорватского государства резко обострились этнические противоречия. 25 июля 1990 съезд сербов Хорватии принял Декларацию о суверенитете и автономии сербского народа. Были сформированы представительный орган – Сербский сабор и правительство – Сербское национальное вече. В декабре 1990 была принята новая конституция Хорватии, согласно которой сербы были отнесены к национальному меньшинству. В стране вводилась государственная символика периода Второй мировой войны, напоминавшая сербам о кровавых временах власти усташей. В знак протеста 21 декабря 1990 в городе Книн сербы провозгласили создание Сербской автономной области Краина (САОК), приняли ее устав и отказались войти в состав Хорватии. Эти решения были поддержаны Сербией.

Попытки Туджмана договориться с Сербией оказались безуспешными. Милошевич отклонил предложение Хорватии о новом соглашении между югославскими республиками на том основании, что оно возможно только в случае изменения границ между республиками. Это означало бы уступку Сербии тех хорватских районов, где проживало значительное по численности сербское население. Однако Хорватия не отказалась от части своей территории, после чего в стране вспыхнуло восстание сербского меньшинства. 1 апреля Исполнительный совет Национального веча САОК принял решение о присоединении Краины к Республике Сербии и о введении на территории Краины законов Сербии и конституции Югославии. Проведенный 12 мая референдум утвердил это решение подавляющим большинством голосов.

Независимая Хорватия. 19 мая 1991 в Хорватии прошел плебисцит по вопросу о суверенном и независимом государстве. За независимость было подано подавляющее большинство голосов (91,7%). В голосовании не принимали участие жители Краины. Независимость Хорватии была провозглашена 25 июня 1991. 8 сентября 1991 Сабор Хорватии принял решение о полном разрыве с СФРЮ. Немногим позднее в Хорватии началась гражданская война между хорватами и краинскими сербами, которая продолжалась до 1995. С августа 1991 вооруженные столкновения между хорватами и сербами переросли в войну хорватской армии с силами Югославской народной армии (ЮНА).

5 декабря 1991 Сабор Славонии принял решение об отзыве своего представителя в СФРЮ Стипе Месича, занимавшего пост председателя президиума СФРЮ. 19 декабря 1991 сербы провозгласили создание своего государства – Республики Сербская Краина (РСК), не признанного, однако, мировым сообществом. В состав республики помимо Краины вошли также Западная Славония и Восточная Славония.

В период гражданской войны ЮНА предприняла бомбардировки многих городов Хорватии, в результате которых Осиек, Винковци, Карловац, Задар и Дубровник были в значительной степени разрушены, а Вуковар – полностью уничтожен. Лишь в начале 1992 военные действия были прекращены; к этому моменту примерно треть территории Хорватии (Краина и Восточная Славония) находились под контролем сербских войск. В марте 1992 в Хорватию был введен и размещен в основном в буферных зонах 14-тысячный контингент миротворческих сил ООН.

В мае 1992 Хорватия была принята в члены ООН.

В августе 1992 в независимой Хорватии состоялись первые (досрочные) выборы в Палату представителей, на которых две трети мест получила партия Хорватское демократическое содружество. Палата жупаний была избрана в феврале 1993. На проходивших в августе 1992 первых в Хорватии прямых президентских выборах Туджман, получивший 56,7% голосов избирателей, был переизбран на пост президента.

Вслед за выводом частей ЮНА с территории Хорватии началась эскалация войны в Боснии и Герцеговине, где сербские войска стали осуществлять захват территорий и «этнические чистки». В 1993 хорватские милиционеры в Боснии при военной поддержке правительства повернули оружие против боснийского правительства, представлявшего разные национальные слои населения. 3 июля 1993 они создали сепаратистское государство, которое назвали «Герцег-Босна». Тем временем Туджман и Милошевич стали сотрудничать с «посредниками» Европейского союза и ООН с целью навязать расчленение Боснии и Герцеговины, а затем аннексировать районы, которые их вооруженные силы захватили и «этнически очистили». Сговор сопровождался непрекращающимися военными действиями и эпизодами интенсивной перестрелки на оккупированной Сербией территории Хорватии. К концу 1993 Туджман потребовал вывести миротворческие войска ООН из этих районов, так как они отказались предпринимать какие-либо действия против нарушения сербами условий прекращения огня.

Весной 1994 под дипломатическим нажимом США Хорватия выступила гарантом соглашения о прекращении огня между хорватами и мусульманами Боснии и Герцеговины. Это соглашение предусматривало ликвидацию «Герцег-Босны». Однако в условиях явной враждебности между мусульманами и хорватами после военных действий 1993–1994 соглашение не было выполнено и осталось лишь на бумаге.

В 1994–1995 нарастало недовольство правительства Хорватии миротворческими усилиями ООН. В мае 1995 хорватская армия захватила часть удерживаемой сербами территории, и после активных боевых действий в начале августа 1995 территория Краины была возвращена в состав Хорватии. Военные действия сопровождались изгнанием подавляющего большинства сербов из Хорватии на территорию Боснии и Герцеговины и СРЮ. В общей сложности к концу 1990-х годов страну покинули ок. 500 тыс. сербов.

В декабре 1995 Хорватия приняла участие в подписании Дейтонских соглашений по Боснии и Герцеговине. Военные победы Хорватии над сербами на хорватской территории, а также участие в авиационных налетах НАТО в августе-сентябре 1995 приблизили окончание военных действий.

На выборах в Палату представителей Сабора Хорватии, состоявшихся 29 октября 1995, больше половины мест (75) получило Хорватское демократическое содружество, Хорватская социально-либеральная партия была представлена 12 депутатами, СДП – 10, ХКП – 10 депутатами. В Палате жупаний ХДС имела 41 депутатский мандат, ХКП – 9, ХСЛП – 7. В начале ноября 1995 было сформировано однопартийное правительство на базе ХДС, главой которого стал бывший министр экономики Златко Матеша.

В апреле 1997 состоялись первые региональные и муниципальные выборы на всей территории Хорватии (включая Восточную Славонию), на которых победу одержало ХДС, получившее большинство голосов в 40% жупаний.

В январе 1998 Восточная Славония (последний анклав Хорватии, контролировавшийся сербами) была возвращена под хорватскую юрисдикцию. В то же время курс на продолжение поддержки боснийских хорватов после подписания Дейтонских соглашений вызывал споры. Хорватия все больше внимания стала уделять реструктуризации экономики и приватизации, а с 1998 боснийские хорваты дистанцировались от правительства в Загребе.

В 1997 укрепились позиции 75-летнего Ф.Туджмана и его партии ХДС. На парламентских выборах (в Палату жупаний) 13 апреля 1997 ХДС обеспечила себе 41 место из 68, Хорватская крестьянская партия получила 9 мандатов, Хорватская социально-либеральная партия – 7, Социал-демократическая партия – 4, «Истарский демократический сабор» – 2. В соответствии с Конституцией президент Туджман своим указом назначил еще пять депутатов в Сабор, в том числе двух – из населенных сербами областей Восточная Славония, Баранья и Западный Срем.

15 июня 1997 на президентских выборах, ставших вторыми в истории независимой Хорватии, победу вновь одержал Туджман (61,4% голосов); кандидат от СДП Здравко Томач получил ок. 22% голосов, а Владо Готовач (ХСЛП) – 17,6%.

14 декабря 1998 Туджман призвал к единению армии и народа, осудив вмешательство США и Европейского суда во внутренние дела Хорватии. Он заявил о необходимости сократить число проживающих в стране сербов, а также лиц, считающих себя югославами (соответственно 12 и 9% всего населения). 17–18 декабря 1918 Туджман посетил с официальным визитом Москву, где были подписаны Декларация о дружбе между Хорватией и Россией, а также соглашение о военном сотрудничестве (в 1995 армию Хорватии помогали реформировать военные специалисты из США).

В ходе событий в Косове Туджман и правящие круги страны выразили понимание причин вмешательства НАТО, однако многие хорваты сдержанно относились к военным действиям альянса – даже с учетом антисербских настроений. 21 мая 1999 Туджман выступил с собственным планом урегулирования кризиса, указывая на огромные убытки в связи с войной, однако эта инициатива не получила поддержки со стороны США. В то же время официальный Загреб установил дружественные отношения с Черногорией.

Сербия и Черногория

В начале 1990-х годов будущее участие Черногории в новой Союзной Республике Югославии зависело от развития событий в Сербии, лидеры которой столкнулись с международной изоляцией. 22 сентября 1992 Генеральная ассамблея ООН проголосовала за исключение Сербии и Черногории из состава ООН (их членство было восстановлено лишь в 2001).

На выборах 1992 Демократическая партия социалистов Черногории (ДПСЧ, до 1992 – СКЧ) получила 43,8% голосов электората, а на выборах 1994 – 39,2%. Председателем Президиума Черногории стал лидер этой партии – М.Булатович.

В июле 1997 произошел раскол правящей ДПСЧ: одну из ее частей, которая стала называться Социалистической народной партией Черногории (СНПЧ), возглавил М.Булатович, премьер-министр союзного правительства (с 1998), а вторую, сохранившую прежнее название, – М.Джуканович, премьер-министр Черногории, выступивший против кандидатуры С.Милошевича на пост президента СРЮ. Тем самым отчетливо определился курс на бульшую самостоятельность Черногории в экономической и политической жизни, расширение связей с Западом, а также на пересмотр конституционных и правовых основ федерации. Одной из причин разногласий двух республик, образовавших СРЮ, явилось стремление политической элиты Черногории избежать негативных последствий экономических санкций в отношении Югославии и ее международной изоляции. В это время в Черногории ускорились темпы приватизации и структурные преобразования в промышленности. Оппозиционное движение начало открыто пропагандировать идею процветания Черногории в случае ее выхода из Югославии. В 1999, после событий в Косове и бомбардировок территории Югославии, оппозиционные идеи укрепились.

Осенью 1997 в Черногории состоялись очередные президентские выборы. После первого тура выборов 5 октября 1997 М.Булатович опережал своего соперника на 2,3 тыс. голосов. Во втором туре, состоявшемся 19 октября, победу одержал Мило Джуканович (р. 1962) с 50,8% голосами против 49,2%. Югославские власти, а также М.Булатович, который в 1998 стал премьер-министром югославского союзного правительства, отказались признать победу М.Джукановича, который победил главным образом благодаря поддержке албанского и мусульманского национального меньшинства (ок. 20% населения Черногории). Фактически за него проголосовало примерно 30% этнических черногорцев.

Избранный осенью 1997 президентом Черногории 35-летний Миломир Джуканович выступал за единство Югославии, но за равноправное положение Черногории в составе федерации, реализацию программы демократических реформ.

На состоявшихся в мае 1998 досрочных выборах в Скупщину Черногории большинство голосов получила коалиция «За лучшую жизнь» (в ее состав вошли ДПСЧ, СДПЧ, НП) – 48,87% голосов (42 депутатских места), а ее кандидат собрал больше половины голосов; второе место на выборах заняла Социалистическая народная партия Черногории (СНПЧ) М.Булатовича – 35,61% голосов (29 мест). Либеральный союз Черногории получил поддержку 6,21% избирателей (5 депутатских мандатов), Демократический союз Черногории – 1,56% (1 мандат), Демократический союз албанцев – 1,1% (1 мандат). 17 июля 1998 было сформировано правительство республики из представителей ДПСЧ, НП, СДПЧ и Демократического союза албанцев (ДСА). Главой правительства стал Филип Вуянович (ДПСЧ), бывший министр внутренних дел Черногории.

Обострившиеся во второй половине 1998 и начале 1999 межэтнические конфликты в Югославии не вызвали роста дезинтеграционных процессов в стране, а начавшаяся весной 1999 агрессия НАТО затронула и Черногорию. От бомбардировок пострадали аэродром в Подгорице и другие объекты.

5 августа 1999 правительство Республики Черногории опубликовало Платформу новых отношений с Республикой Сербией, призывавшую к пересмотру статуса Черногории и избирательного законодательства. Конституционный суд СРЮ признал такой пересмотр неправомочным.

Словения

В 1989 в республике стали возникать оппозиционные политические партии. Крупнейшие из них (Словенский демократический союз, Социал-демократический союз Словении, Словенское христианско-социальное движение, Словенский крестьянский союз, «Зеленые» и др.) образовали блок «Демократическая оппозиция Словении» (ДЕМОС). В апреле 1990 ДЕМОС одержал сокрушительную победу на первых многопартийных выборах в Скупщину (парламент); правительство Словении

возглавил лидер социал-христиан (позднее – христианских демократов) Лойзе Петерле (1990–1992). Однако на пост президента был избран член Партии демократического обновления (бывшего Союза коммунистов) Милан Кучан (1990–2002).

2 июля 1990 Скупщина приняла Декларацию о суверенитете Республики Словении, а 23 декабря был проведен референдум по вопросу провозглашения Словении независимым государством. Подавляющее большинство жителей высказалось за независимость страны, и 26 декабря 1990 она была объявлена самостоятельным государством. 31 января 1991 словенский парламент принял Декларацию об отделении, а 25 июня 1991 объявил Словению независимой республикой, отозвав своих представителей из общеюгославских органов власти. На следующий день начались столкновения между войсками Югославской народной армии и вооруженными словенскими отрядами, которые продолжались ок.10 дней. В июле было заключено соглашение о перемирии, а в последующие месяцы федеральные войска покинули территорию Словении. 23 декабря 1991 была принята конституция страны, и ее независимость признана большинством зарубежных государств.

В декабре 1992 в независимой Словении состоялись первые свободные парламентские выборы. Успеха на них добилась левоцентристская Либерально-демократическая партия (ЛДП). Ее лидер Янез Дрновшек сформировал правительство в составе представителей ЛДП (в 1994 преобразована в партию Либеральные демократы Словении), христианских демократов и Объединенного списка социал-демократов (ОССД – блока во главе с бывшими коммунистами). В 1996 оно добилось ассоциированного членства Словении в ЕС, а также снятия эмбарго на поставку вооружений в страну.

Выборы в ноябре 1996 не изменили существенно расстановку политических сил. В январе 1997 Дрновшек возглавил кабинет, в который вошли члены ЛДС, ОССД, Демократической партии пенсионеров и правой Словенской национальной партии, а в следующем месяце – новое правительство с участием ЛДС, Народной партии (Крестьянского союза) и Демократической партии пенсионеров при поддержке ОССД. Словенское правительство продолжало сбалансированные экономические преобразования, стремясь предотвращать потенциальные финансовые кризисы, осуществлять контроль за краткосрочным движением капиталов, уравновесить платежный баланс и бюджет, снижать процентные ставки и проводя умеренную антиинфляционную политику. В 1998 был урегулирован вопрос о сухопутной границе с Хорватией, но осталась открытой проблема морской границы. В 1999 Словения поддержала блок НАТО в его конфликте с Югославией.

Босния и Герцеговина

18 ноября 1990, после проведения в БиГ первых за послевоенный период выборов на многопартийной основе (в составе СФРЮ), коммунисты передали власть коалиционному правительству, состоявшему из представителей трех партий: Партии демократического действия (ПДД), за которой стояла основная масса мусульман-боснийцев; Сербской демократической партии (СДП) и Хорватского демократического содружества (ХДС). Таким образом, антикоммунистическая коалиция получила 202 из 240 мест обеих палат Скупщины БиГ (ПДД – 86, СДП – 72, ХДС – 44).

После выборов было сформировано коалиционное правительство из представителей партий всех трех боснийских национальных общин. В выборах в Президиум БиГ по мусульманской квоте победили Ф.Абдич и А.Изетбегович, по сербской квоте – Н.Колевич и Б.Плавшич, по хорватской – С.Клюич и Ф.Борас. Председателем Президиума стал лидер боснийских мусульман А.Изетбегович (р. 1925), еще до начала 1990-х годов выступавший за создание исламского государства в Боснии.

Премьер-министром БиГ был избран хорват Ю.Пеливан, председателем парламента – серб М.Краишник. Тактическая предвыборная коалиция распалась уже в начале 1991, поскольку мусульманские и хорватские депутаты предложили обсудить в парламенте Декларацию о суверенитете БиГ, в то время как сербские депутаты выступали за сохранение ее в составе Югославии. Так, общегосударственная Сербская демократическая партия под руководством Радована Караджича еще до формального объявления независимости республик провозгласила своей целью объединение всех сербов в одном государстве. Уже к осени 1991 под впечатлением военных действий в Хорватии мусульманские депутаты призвали провозгласить независимость БиГ, а хорваты и сербы в меморандуме парламенту именовались «национальными меньшинствами». Сербские депутаты в знак протеста 25 октября покинули парламент и создали его аналог – «Скупщину сербского народа». 9 января 1992 они провозгласили образование Сербской Республики БиГ (позднее переименованной в Республику Сербскую) и избрали ее президентом Радована Караджича (р. 1945). Эти решения были приняты с учетом результатов плебисцита в сербской части БиГ.

В ответ на такие действия хорватские и мусульманские депутаты призвали к проведению общегосударственного референдума, который состоялся 29 февраля – 1 марта 1992. Несмотря на бойкот со стороны сербов, в референдуме приняли участие 63,4% избирателей, причем 62,68% из них проголосовали за независимость и суверенитет Боснии и Герцеговины (40% граждан, наделенных правом голоса). 6 апреля 1992 независимость Боснии и Герцеговины была признана странами ЕС, хотя не все вопросы о соотношении трех конституционных составляющих частей (по национальному признаку) единого государства были решены.

С марта 1992 в БиГ начались военные столкновения, связанные с блокировкой мусульманскими полувоенными формированиями частей Югославской Народной армии (ЮНА), покидавших Боснию. Уже в апреле эти события спровоцировали гражданскую войну, которая началась с нападения на Сараево и другие города.

12 мая 1992 Скупщина боснийских сербов приняла решение о создании армии Республики Сербской под командованием генерала Ратко Младича (р. 1943). К этому времени части ЮНА покинули Боснию, хотя многие ее военнослужащие в составе новой армии принимали участие в боевых действиях. В 1992–1993 они контролировали ок. 70% территории страны, в то время как мусульманские вооруженные формирования – ок. 20%, а остальную часть – хорватские отряды. Этнические чистки происходили во всех трех частях БиГ, которые становились в этническом отношении все более однородными.

3 июля 1992 хорватское население Боснии провозгласило создание Хорватского содружества Герцег-Босна (с 1993 – Хорватская республика Герцег-Босна) во главе с президентом Крешимиром Зубаком. Обострившаяся внутренняя ситуация в Боснии и Герцеговине потребовала вмешательства международных сил – ООН и ОБСЕ.

В 1992–1993 правительство Боснии и Герцеговины искало поддержку у Европейского союза, США и ООН. В стране были размещены небольшие по численности силы безопасности ООН, ей была оказана экономическая помощь. В конце 1992 в Женеве начались мирные переговоры, которыми руководили лорд Д.Оуэн (Великобритания) и С.Вэнс (США), представлявшие соответственно ЕС и ООН. План, сформулированный посредниками ЕС и ООН, первоначально предполагал разделение страны на 10 этнически однородных областей в составе свободной федерации со слабой центральной исполнительной и экономической властью. Боснийские сербы под руководством Радована Караджича, захватившие значительную часть территории, должны были вернуть ее боснийцам-мусульманам. С этим планом были согласны только боснийцы и хорваты, а сербы его категорически отклонили. Хорватские войска начали войну с боснийцами, чтобы присоединить к Хорватии районы, которые еще не контролировали сербы. Президент США Билл Клинтон поначалу выражал поддержку идее многонационального боснийского государства, но вскоре выступил с заявлением о намерении вооружить боснийцев и использовать военную авиацию НАТО против «сербских агрессоров».

К осени 1993 Оуэн вместе со сменившим Вэнса норвежским дипломатом Т.Столтенбергом предложили новый план, в соответствии с которым единая БиГ строилась на конфедеративных началах и включала три национальные территории. В соответствии с подписанными 18 марта 1994 Вашингтонскими соглашениями, Герцог-Босна была преобразована в Федерацию Боснии и Герцеговины, включающую территории, на которых проживали мусульмане-боснийцы и хорваты. Поскольку некоторые районы контролировались сербскими вооруженными формированиями, их следовало сначала освободить, и с этой целью состав миротворческих сил был увеличен до 35 тыс. военнослужащих при ведущем участии стран НАТО. 27 февраля 1994 ВВС НАТО сбили 4 сербских самолета, а 10 и 11 апреля нанесли бомбовые удары по позициям сербов.

Первоначально столкновения носили позиционный характер, но в июле войска боснийских сербов захватили анклавы мусульман Сребреницу и Жепу, угрожая Горажде.

В августе – сентябре 1995 авиация НАТО приступила к бомбардировке позиций боснийских сербов. Это привело к форсированию переговоров, которые проводились при посредничестве США. Правительство Боснии и Герцеговины впервые за время войны согласилось признать автономию сербской общины (на 49% территории БиГ). В свою очередь, Сербия и Хорватия признали Боснию и Герцеговину. Переговоры заложили базу для соглашения между этими тремя политическими силами по вопросу об окончательных границах спорных территорий. После гибели 37 человек 20 августа 1995 в результате взрыва на рынке в Сараево, ответственность за который была возложена на сербов, самолеты НАТО начали наносить массированные удары по их боевым позициям, а объединенные хорватско-мусульманские силы перешли в наступление. Контролируемые ими территории в итоге превысили 51% всей БиГ.

Для разрешения создавшегося положения 1 ноября 1995 на авиабазе близ Дейтона (шт. Огайо, США) начались переговоры по урегулированию боснийского конфликта. Они закончились 21 ноября 1995 после парафирования в Дейтоне президентом Сербии С.Милошевичем (возглавлявшим объединенную делегацию СРЮ и боснийских сербов), президентом Хорватии Ф.Туджманом и председателем Президиума Боснии и Герцеговины А.Изетбеговичем Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине. На территории государства оставлялся миротворческий контингент. Мировое сообщество в БиГ представляют гражданские лица – Верховный представитель по координации гражданских аспектов Дейтонских соглашений, глава миссии ОБСЕ, специальный представитель Генерального секретаря ООН, представители отдельных стран, а также 60-тысячный военный контингент (его численность постепенно сокращается), ядром которого являются войска НАТО. Международное военное присутствие сдерживало прежде враждовавшие стороны от продолжения военных действий. Однако правительства обоих государственных образований в Боснии и Герцеговине не стремились к сотрудничеству. Несмотря на международную финансовую помощь, для экономики страны были характерны полный развал промышленности, торговли и других отраслей экономики, высокий уровень безработицы. Кроме того, многие беженцы не могли или не желали возвращаться в свои дома. Мусульманам была передана сербская часть Сараево, которую покинули примерно 150 тыс. человек.

В целом война в БиГ унесла более 200 тыс. человеческих жизней, погибли и более 200 миротворцев. Из восточной части Боснии было изгнано ок. 800 тыс. мусульман, из западной и центральной частей – ок. 600 тыс. сербов, а из центральной – ок. 300 тыс. хорватов.

Современная Босния и Герцеговина. Дейтонские соглашения вступили в силу после их подписания 14 декабря 1995 в Париже. Босния и Герцеговина сохраняла целостность, но разделялась на два образования: Федерацию Боснии и Герцеговины (ФБиГ) (боснийцы и хорваты) и Республику Сербскую (РС) (сербы). К ФБиГ отошли 51% территории, а к РС – 49%. Каждое образование имело свои законодательные органы, правительство, полицию, аппарат управления, вооруженные силы.

С декабря 1995, в условиях широкомасштабного внешнего военного и политического присутствия, Босния и Герцеговина фактически превратилась в протекторат, хотя численность военного контингента была сокращена до 30 тыс. человек. С января 1996 международное сообщество приступило к осуществлению политического контроля над Боснией и Герцеговиной через посредство своего Верховного представителя. В январе 1996 – июне 1997 этот пост занимал К.Бильдт, бывший премьер-министр Швеции. В июне 1997 его сменил К.Вестендорп, бывший министр иностранных дел Испании.

Первые после войны выборы органов власти прошли 14 сентября 1996. Избрание представителей властных структур проходило на семи уровнях, включая федеральный Президиум, а также парламенты Республики Сербской и Федерации БиГ. В выборах приняли участие несколько коалиций. В одной из них – Едином списке Боснии и Герцеговины (ЕС БиГ) – объединились Социал-демократическая партия, Хорватская крестьянская партия, Боснийская организация и Республиканская партия. Коалицию за единую и демократическую единую Боснию и Герцеговину (КЕД) сформировали Партия демократического действия (ПДД), Партия за БиГ, Либеральная партия и Гражданская демократическая партия. Хорватское демократическое содружество принимало участие в выборах самостоятельно. Две основные сербские партии – Сербская демократическая партия (СДП) и Сербская радикальная партия (СРП) РС – шли на выборы единым списком. Об участии в выборах заявил и Союз за мир и прогресс (СМП) – коалиция боснийских сербов, объединившая Независимую социал-демократическую партию (НСДП), Социалистическую партию РС (СП РС) и Социально-либеральную партию (СЛП). Небольшой единый список под названием «Оппозиция РС» сформировали несколько мелких оппозиционных партий в Республике Сербской. В Федерации БиГ коалиция КЕД получила 67% голосов электората, Хорватское демократическое содружество и СДП/СРП – по 18, ЕС БиГ – 10%. В Республике Сербской СДП/СРП собрали 61% голосов избирателей, Оппозиция РС – 22, КЕД – 13 и ЕС БиГ – 2%. В целом в двух образованиях БиГ победителем на всеобщих парламентских выборах стали: КЕД – 43% принявших участие в голосовании, СДП/СРП – 15%, ХДС – 11%, ЕС БиГ – 7%. В Президиум БиГ были избраны лидеры победивших на выборах партий – мусульманин А.Изетбегович, серб М.Краишник и хорват К.Зубак. Председателем Президиума БиГ стал А.Изетбегович. Президентом Республики Сербской была избрана Б.Плавшич.

После Дейтона целостность страны обеспечивалась выполнением соглашения под контролем НАТО. Парламентские выборы в БиГ, а также выборы президента Республики Сербской проходили 12–13 сентября 1998 под патронажем ОБСЕ и в присутствии 3000 наблюдателей. На этих выборах наряду с прежними коалициями (например, КЕД, СДП/СРП и др.) сформировались и приняли участие новые. В их числе – Слога коалиция, объединившая НСДП, Сербский народный союз (СНС) и Социалистич<

Наши рекомендации