История Востока в средние века

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

История Востока в средние века

Направление подготовки

«История»

Профиль подготовки

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Форма обучения

Очная

УТВЕРЖДАЮ Декан факультета _______________ _______________________________ «____» ______________ 20____ г. СОГЛАСОВАНО Председатель Учебно-методической комиссии факультета _________________ _______________________________ «____» ______________ 20____ г.

Ставрополь 2011

Содержание

Пояснительная записка……..……………………………………………………………………2

План-график выполнения СРС по дисциплине…………………………..…………………..3

Задания к СРС...................................................................................................................................3

Пояснительная записка

Самостоятельная работа – планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью самостоятельной работы является овладение профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачи самостоятельной работы по дисциплине:

- усовершенствовать навыки самостоятельной работы с источниками и научной литературой по дисциплине «История Востока в средние века»;

- усвоить базовый материал по разделам СРС (терминология, политическая география региона, основные исторические события);

- закрепить способность анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию, и таким образом выявлять общие закономерности и особенные черты политического, экономического, социального и духовного развития отдельных регионов Востока;

- развить способность применять полученные при изучении дисциплины знания в исследовательской, образовательной, культурно-просветительской и экспертно-аналитической деятельности (последние 2 типа деятельности чрезвычайно важны для ЮФО и СКФО, где весьма остро стоят проблемы выстраивания культурного диалога между носителями различных религиозных исповеданий (прежде всего - христианства и ислама), а также проведения грамотной национальной политики).

Объем самостоятельной работы студентов определяется государственным образовательным стандартом и составляет 36 часов. Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.

Самостоятельная контролируемая подготовка студентов предусматривает следующие формы: подготовку коллоквиумам, индивидуальному собеседованию, тестам; работу по конспектированию научной литературы, составление словаря основных терминов и понятий по темам СРС, составление хронологических таблиц, выполнение заданий по исторической карте соответствующего региона.

Для проверки эффективности СРС проводится контроль знаний студентов:

- коллоквиум;

- индивидуальное собеседование с преподавателем;

- тестирование;

- проверка письменных заданий (хронологические таблицы, словари основных понятий и терминов, исторические карты).

План-график выполнения СРС по дисциплине

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы: 72 часа.

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу, и трудоемкость (в часах)
Сам. работа Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)  
           
1. Иран при Сасанидах (224- 651 гг.). 5-6 Подготовка к сдаче коллоквиума, работа на нем.  
2. Сельджуки: особенности становления и эволюции государства. 9-10 Подготовка к сдаче коллоквиума, работа на нем.  
3. Монголы: от завоеваний к империи. 12-13 Подготовка к тестированию  
4. Турецко-османское государство: от бейликов к империи. 15 –16 Подготовка к тестированию  
5. Религии Востока 3, 9, 13 Подготовка словаря на индивидуальное собеседование  
  Итого   Зачет  

Задания к СРС

Источники.

Хрестоматия по истории средних веков. Т.1. - М., 1961. С. 172 – 198.

Литература

1. Бойс М. Зороастрийцы: их верования и обычаи.СПб., 1994.

2. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1983. С. 59-65.

3. Дорошенко Е. А. Зороастрийцы в Иране.М., 1982.

4. История Востока: в 6 т. Т. 2: Восток в средние века / Отв. ред. Л.Б.Алаев, К.З.Ашрафян. М., 2009 (М., 1995) // http://www.bookarchive.ru/dok_literatura/istorija/65221-istorija-vostoka.-tom-2.-vostok-v-srednie-veka.html

5. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. Л., 1958.

6. История Ирана. М.: МГУ, 1977.

7. История стран Азии и Африки в средние века. Ч.1. М., 1987. С. 94-105.

8. Колесников А. И. Государство и сословная структура общества Сасанидского Ирана (III-VII вв.) - Государство в докапиталистических обществах Азии. М., 1987.

9. Колесников А.И. Завоевание Ирана арабами (Иран при «праведных» халифах). М., 1982.

10. Луконин В. Г. Древний и средневековый Иран. М., 1987.

11. Луконин В.Г. Культура Сасанидского Ирана. М., 1969.

12. Периханян А.Г. Общество и право в парфянский и сасанидский период. М., 1983.

13. Пигулевская Н.В. Города Ирана в раннем средневековье. М.-Л., 1956.

14. Фрай Р. Наследие Ирана. М., 1972. - С. 284-332.

Интернет ресурсы

http://www.vostlit.info/- сайт Восточная литература содержит множество западных и восточных средневековых текстов.

http://www.ivran.ru/ - сайт Института Востоковедения РАН

http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_content&task=blogsection&id=1&Itemid=48 – Институт восточных рукописей РАН (СПб.)

Литература

1. Агаджанов С.Г. Государство сельджуков и Средняя Азия в XI - XII веках. М., 1991.

2. Босворт К.Э. Нашествия варваров: появление тюрок в мусульманском мире // Мусульманский мир: 950- 1150. М., 1981.

3. Гордлевский В.А. Государство сельджукидов Малой Азии // Гордлевский В.А. Избранные сочинения. Т. 1. М., 1960.

4. Гусейнов Р.А. Сельджукская военная организация // Палестинский сборник. Вып. 17 (80). М.-Л., 1967.

5. Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.

6. История Востока: в 6 т. Т. 2: Восток в средние века / Отв. ред. Л.Б.Алаев, К.З.Ашрафян. М., 2009 (М., 1995) // http://www.bookarchive.ru/dok_literatura/istorija/65221-istorija-vostoka.-tom-2.-vostok-v-srednie-veka.html

7. История Ирана. М., 1977. С. 138-144.

8. История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. С. 333-346, 380-384.

9. Каэн Кл. Кочевники и оседлые в средневековом мусульманском мире // Мусульманский мир. М., 1981.

10. Короголы Х. Огузский героический эпос. М., 1976.

11. Курпалидис Г.М. Государство Великих Сельджуков: официальные документы об административном управлении и социально-экономических отношениях. М., 1991.

12. Фадеева И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке. Средневековье и Новое время. М., 2001. С. 42, 48, 256.

13. Энн К.С. Лэмбтон. Аспекты расселения сельджуков - огузов в Иране // Мусульманский мир. М., 1981.

Интернет ресурсы

http://www.vostlit.info/- сайт Восточная литература содержит множество западных и восточных средневековых текстов.

http://www.ivran.ru/ - сайт Института Востоковедения РАН

http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_content&task=blogsection&id=1&Itemid=48 – Институт восточных рукописей РАН (СПб.)

Источники.

Хрестоматия по истории средних веков. Т.2. М., 1963. С. 72 - 97.

Литература

1. Бартольд В.В. Образование империи Чингис-хана // Там же. Т.5. М., 1968.

2. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // Сочинения. В 9-ти т. Т.I. М., 1963.

3. Буниятов З.М. Государство хорезмшахов-Ануштегинидов. 1097 - 1231. М., 1986.

4. Викторова Л.Л. Монголы: Происхождение народа и истоки культуры. М., 1980.

5. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов: Монгольский кочевой феодализм. Л., 1934.

6. Владимирцов Б.Я. Чингис-хан. Горно-Алтайск, 1992.

7. Гольман М. Изучение истории Монголии на Западе. М., 1988.

8. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. М., 1994.

9. Гумилев Л.Н. Тайная и явная история монголов ХIII–ХIV вв. // Татаро-монголы в Азии и Европе. М., 1977.

10. Дальний Восток и Центральная Азия. М., 1985.

11. Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988.

12. История Востока: в 6 т. Т. 2: Восток в средние века / Отв. ред. Л.Б.Алаев, К.З.Ашрафян. М., 2009 (М., 1995), Гл. 4.

13. История Востока: в 6 т. Т. 2: Восток в средние века / Отв. ред. Л.Б.Алаев, К.З.Ашрафян. М., 2009 (М., 1995) // http://www.bookarchive.ru/dok_literatura/istorija/65221-istorija-vostoka.-tom-2.-vostok-v-srednie-veka.html

14. История Монгольской Народной Республики. М., 1983.

15. Капица М.С. Еще раз о роли Чингис-хана в истории // Вопросы истории. 1988. - № 7.

16. Кара Дьердь. Книги монгольских кочевников: Семь веков монгольской письменности. М., 1972.

17. Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М.-Л., 1941.

18. Крадин Н.Н. Кочевые общества (проблемы формационной характеристики). Владивосток, 1992.

19. Крадин Н.Н. Структура власти в государственных образованиях кочевников // Феномен восточного деспотизма. М., 1993.

20. Кычанов Е.И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. Чингис-хан. Личность и эпоха. М.,1995.

21. Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М.,1997.

22. Кычанов Е.И. О татаро-монгольском улусе ХII в. // Восточная Азия и соседние территории в средние века. Новосибирск, 1986.

23. Нефедов С.А. Теория культурных кругов (на основе анализа монгольских завоеваний)// История и современность. Вып.1., 2008. С.189-205.

24. Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана. М., 1997.

25. Татаро-монголы в Азии и Европе. М., 1977.

26. Трепавлов В.В. Социально-политическая преемственность в государственном строе Монгольской империи XIII в. М., 1993.

Интернет ресурсы

http://www.vostlit.info/- сайт Восточная литература содержит множество западных и восточных средневековых текстов.

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/medieast.htm - электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Исторические источники по истории Востока в VI-XVIII вв. на русском языке в Интернете

http://www.ivran.ru/ - сайт Института Востоковедения РАН

http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_content&task=blogsection&id=1&Itemid=48 – Институт восточных рукописей РАН (СПб.)

http://gumilevica.kulichki.net/ - сайт Gumilevica включает проект «Анналы» содержит труды историков прошлого (А. Дж. Тойнби, А. А. Васильев: Византия до падения Константинополя и после), современности (В. А. Белявский, О. Г. Большаков, Ю. В. Андреев), коллективные монографии институтов РАН по истории Востока в древности, средневековья (до монголов и после), Европы до падения Рима.

Источники.

1.Аграрный строй Османской империи в XV-XVII вв. М., 1963.

2.Вакуфная грамота Хани-хатун - внучки султана Мехмеда II // Письменные памятники Востока. М., 1974.

3.«Канун-наме» Мехмеда II Фатиха о военно-административной и гражданской бюрократии Османской империи // Османская империя. Государственная власть и социально-политическая структура. М., 1990.

4.Книга законов султана Селима I. М., 1969.

5.Новые документы о сипахийском землевладении в Османской империи в конце XVI в. // Восточные источники по истории народов юго-восточной и центральной Европы. Т. 1. М. Институт Востоковедения. 1964.

6.Хрестоматия по истории средних веков. М., 1963. Т. 2. С. 260-272.

Литература

1. Гасратян М. А., Орешкова С. Ф., Петросян Ю. А. Очерки истории Турции. М., 1983.

2. Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции. Средние века и новое время. М., 1992.

3. Иванов Н. А. О типологических особенностях арабо-османского феодализма.//Типы общественных отношений на Востоке в средние века. М., 1982.

4. Мейер М. С. Влияние демографических процессов на социально-экономическую жизнь Османской империи XVI в.//Зарубежный Восток и вопросы экономической истории. М., 1986.

5. Мейер М.С. К вопросу об изменениях в структуре правящего класса в Османской империи в XVIII в. // Проблемы истории Турции. М., 1978. С. 60-66.

6. Мейер М.С. К характеристике правящего класса в Османской империи XVI-XVIII вв. (по данным «тезреке дефтерлери»). // Османская империя: государственная власть и социально-политическая структура. М., 1990. С. 180-189.

7. Мейер М.С. О соотношении светской и духовной власти в османской политической системе в XVI-XVIII вв. // Ислам в истории народов Востока. М., 1981. С. 51-63.

8. Орешкова С.Ф. Государственная власть и некоторые проблемы формирования социальной структуры османского общества. // Османская империя: система государственного управления, социальные и этнорелигиозные проблемы. М., 1986. С. 5-19.

9. Орешкова С.Ф. Османская автократия: опыт типологической характеристики. // Государство в докапиталистических обществах Азии. М., 1978. С. 190-201.

10. Орешкова С.Ф. Османская государственная структура: проблемы жалованья и пожалований. // Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. М., 1993.

11. Орешкова С.Ф. Османский источник второй половины XVII в. О султанской власти и некоторых особенностях социальной структуры османского общества. // Османская империя: государственная власть и социально-политическая структура. М., 1990.

12. Османская империя: система государственного управления, социальные и религиозные проблемы. М., 1986.

13. Петросян Ю. А. Османская империя: могущество и гибель. М., 1990.

14. Радукеев Е.Р. Место вооруженных сил в структуре османской социальной системы на Балканах. // Османская империя: государственная власть и социально-политическая структура. М., 1990. С. 97-103.

15. Смилянская И.М. Социально-экономическая структура стран Ближнего Востока. М., 1979.

16. Фадеева И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке. М., 2001.

Интернет ресурсы

http://www.vostlit.info/- сайт Восточная литература содержит множество западных и восточных средневековых текстов.

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/medieast.htm - электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Исторические источники по истории Востока в VI-XVIII вв. на русском языке в Интернете

http://www.ivran.ru/ - сайт Института Востоковедения РАН

http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_content&task=blogsection&id=1&Itemid=48 – Институт восточных рукописей РАН (СПб.)

Тема 5. Религии Востока.

Цель: выявление особенностей ментальных структур обществ средневекового Востока, через анализ преобладающих в них религиозных систем.

Форма контроля:собеседование пословарю основных терминов, понятий и дат.

Задания для СРС: Опираясь на труд Васильева Л.С. «История религий Востока» (любое издание) составить краткий конспект (словарь) по означенным темам и защитить в соответствии с графиком СРС:

- ислам – 3 неделя;

- конфуцианство, даосизм, буддизм – 9неделя;

- синтоизм, индуизм -13 неделя.

Требования к представлению и оформлению результатов СРС.

Составление словаря основных терминов, понятий, имен и дат по соответствующей теме; собеседование с преподавателем.

Литература

Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2000 (любое издание)// http://lib.rus.ec/b/103657

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

История Востока в средние века

Направление подготовки

«История»

Профиль подготовки

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Форма обучения

Очная

УТВЕРЖДАЮ Декан факультета _______________ _______________________________ «____» ______________ 20____ г. СОГЛАСОВАНО Председатель Учебно-методической комиссии факультета _________________ _______________________________ «____» ______________ 20____ г.

Ставрополь 2011

Содержание

Пояснительная записка……..……………………………………………………………………2

План-график выполнения СРС по дисциплине…………………………..…………………..3

Задания к СРС...................................................................................................................................3

Пояснительная записка

Самостоятельная работа – планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью самостоятельной работы является овладение профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачи самостоятельной работы по дисциплине:

- усовершенствовать навыки самостоятельной работы с источниками и научной литературой по дисциплине «История Востока в средние века»;

- усвоить базовый материал по разделам СРС (терминология, политическая география региона, основные исторические события);

- закрепить способность анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию, и таким образом выявлять общие закономерности и особенные черты политического, экономического, социального и духовного развития отдельных регионов Востока;

- развить способность применять полученные при изучении дисциплины знания в исследовательской, образовательной, культурно-просветительской и экспертно-аналитической деятельности (последние 2 типа деятельности чрезвычайно важны для ЮФО и СКФО, где весьма остро стоят проблемы выстраивания культурного диалога между носителями различных религиозных исповеданий (прежде всего - христианства и ислама), а также проведения грамотной национальной политики).

Объем самостоятельной работы студентов определяется государственным образовательным стандартом и составляет 36 часов. Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.

Самостоятельная контролируемая подготовка студентов предусматривает следующие формы: подготовку коллоквиумам, индивидуальному собеседованию, тестам; работу по конспектированию научной литературы, составление словаря основных терминов и понятий по темам СРС, составление хронологических таблиц, выполнение заданий по исторической карте соответствующего региона.

Для проверки эффективности СРС проводится контроль знаний студентов:

- коллоквиум;

- индивидуальное собеседование с преподавателем;

- тестирование;

- проверка письменных заданий (хронологические таблицы, словари основных понятий и терминов, исторические карты).

План-график выполнения СРС по дисциплине

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы: 72 часа.

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу, и трудоемкость (в часах)
Сам. работа Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)  
           
1. Иран при Сасанидах (224- 651 гг.). 5-6 Подготовка к сдаче коллоквиума, работа на нем.  
2. Сельджуки: особенности становления и эволюции государства. 9-10 Подготовка к сдаче коллоквиума, работа на нем.  
3. Монголы: от завоеваний к империи. 12-13 Подготовка к тестированию  
4. Турецко-османское государство: от бейликов к империи. 15 –16 Подготовка к тестированию  
5. Религии Востока 3, 9, 13 Подготовка словаря на индивидуальное собеседование  
  Итого   Зачет  

Задания к СРС

Наши рекомендации