Япония в период правления сёгунов дома Токугава

Япония во второй половине XIX – начале XX вв.

Япония во второй половине XIX в. Продолжение модернизации страны. Зарождение оппозиционного движения: первые политические партии. Внешняя политика Японии

Китай во второй половине XIX века. Усиление колониальной экспансии, попытки реформ

Политика «самоусиления»: цели и результаты. Внешняя политика Китая, раздел страны на сферы влияния (1897-1898). «Сто дней» реформ

III. «Сто дней реформ»

Приверженцев реформ было в Китае немало, но они вкладывали в свои проекты столь противоречивые идеи, что определить, кто из них действительно видел будущее Китае в прогрессивных преобразованиях непросто. Попробуем систематизировать различные политические группировки в Поднебесной. Первый критерий – это отношение к государственной власти, т.е. к правящей маньчжурской династии.

В конце XIX в. на политической арене Империи обозначились две группировки: «державная» и оппозиционная.

1. «Державная» – это люди, обладающие непосредственно политической властью. Среди них были:

а) консерваторы в лице маньчжурской аристократии, которые вообще ничего не хотели менять, и не ощущали остроты сложившейся ситуации;

б) «умеренные» сторонники перемен – группа, выступавшая за проведение политики «самоусиления». Социальной базой «умеренных» были высшие военные чины, компрадоры, «прогрессивные» чиновники и т.д. Одним из них был Ли Хунчжан. Старый политик и его сторонники считали, что страну нужно реформировать. Договоры 1898 г. дадут Китаю главное – дружеские отношения с Западом. Используя иностранный опыт, Китай сможет возродиться. Под возрождением понималось в первую очередь экономическое возрождение, а точнее – военное. Что же касается политической структуры, то она должна остаться прежней. Такое «возрождение» при сохранении политического деспотизма мыслилось сторонниками политики «самоусиления» как вполне реальное и безопасное. (О нем речь шла выше).

2. Оппозиционеры – это представители китайской интеллигенции, понимающие весь трагизм ситуации в стране. Среди них были:

а) реформаторы во главе с Кан Ювэей. Эта группировка сложилась в 80-90-е гг.;

б) революционеры во главе с доктором Сунь Ятсеном. Революционная оппозиция сформировалась в начале XX столетия. (О ней речь пойдет в следующей лекции).

Приверженцы Кан Ювэя считали, что договоры 1898 г. являются «оковами для Китая». Они, хотя и робко, говорили о необходимости не только экономических, но и политических преобразований. Большинство реформаторов не шло дальше требований установления конституционной монархии. Но и этот жест в условиях Китая был неслыханно смелым. Ряд историков выделяют внутри «конституционной» оппозиции республиканское крыло. Республиканские убеждения были присущи одному из соратников Кан Ювэя, философу, автору книги «Учение о гуманизме» Тань Сытуну. Однако число республиканцев было невелико.

Главным же идеологом «конституционной» оппозиции был Кан Ювей. Он родился в 1858 г. на юге Китая, получил классическое конфуцианское образование. Великий мудрец Конфуций был для Кан Ювэя не только философом-мыслителем, но и реформатором. Из обширной этико-политической концепции Конфуция Кан взял в первую очередь идею нравственной природы человека81. Конфуций считал, что каждый человек может воспитать в себе пять добродетелей: жэнь – человеколюбие; и – долг; ли – нормы поведения; чжи, вэнь – знания; синь, сяо – верность и сыновья почтительность. У Конфуция почтительность сына к отцу «сяо» переносится из семьи на государство. Китайцы – одна большая семья, где правитель считается отцом и матерью нации. Отсюда пошла китайская поговорка: «государь – отец и мать народа». Согласно учению Конфуция пятью добродетелями может обладать только благородный человек, ему же противостоит ничтожный простолюдин. Как известно, у Конфуция между благородным человеком и ничтожным нет неприступной стены. Каждый человек может путем самовоспитания стать благородным мужем. Для этого и создавалась система шэньши.

Кан Ювэй старался приспособить философию древнего мыслителя к собственным планам реформ. В книге «Великое единение» (Датун) он писал: «Поднебесная будет принадлежать всем, не будет классов, все будут равны, но это можно будет сделать после уничтожения частной собственности, когда промышленность, сельское хозяйство и торговля будут в руках общества». Кан создал теорию «Великого Единения» («Датун») – утопического коммунизма с ликвидацией частной собственности и организацией общественного производства. Следует заметить, что идеи равенства в последующих работах автора не развиваются. В 1885 г. Кан Ювэй написал книгу «Рассуждения о японском патриотизме». В ней он делит нации на патриотичные и непатриотичные. К патриотичным нациям Кан относит в первую очередь японцев, ибо они, несмотря на неравноправные договоры 50-х годов XIX в., смогли отстоять государственную независимость. Непатриотичными он считает поляков и жителей Турции. Польша несколько раз была разделена, Османская империя стоит на грани раздела между странами Запада, считал реформатор. Однако есть государства, которым нужен толчок сверху. Это Россия времен реформ Петра Великого и Китай конца XIX столетия. То есть Китаю нужны реформы, которые будет проводить просвещенный монарх.

Постепенно вокруг Кан Ювэя объединяются представители прогрессивной интеллигенции и «новые» помещики. Они выступают за развитие китайского капитализма, за конституционную монархию. Успех преобразований, считают реформаторы, зависит от участия в них императора, то есть это должны быть реформы «сверху». По мнению В.Я. Сидихменова, среди сторонников доктора Кана практически не было людей, которых интересовали нужды народа. Кан Ювэй и его ближайший соратник Лян Цичао были приверженцами расистской теории, так как выступали за объединение народов желтой расы для сопротивления агрессии со стороны белой расы. Поэтому, полагает отечественный исследователь, они и считали Японию образцом для подражания82. Точка зрения известного синолога кажется нам недостаточно обоснованной.

В 1888 г. Кан Ювэй направил императору Гуансюю доклад, в котором предупреждал о внешней опасности, осуждал продажность чиновников и призывал начать реформы. Императрица Цыси посчитала доклад крамольным, и до императора он не дошел. Между тем вокруг Кан Ювэя образовался кружок передовых людей, его единомышленников. Объективно они стремились к постепенной мирной модернизации Китая, но с опорой на старый строй при оздоровлении династии Цин за счет принятия ею улучшенных форм правления83. Поражение Китая в войне с Японией (1895), договоры о разделе Китая на «сферы влияния» (1898) активизировали деятельность всех китайских патриотов. Уже в 1895 г. Кан Ювэй и его сторонники создали своеобразный клуб сторонников реформ под названием «Ассоциация усиления государства».

В 1897-1898 гг. он посылает новые доклады императору. В одном из них Кан писал: «С тех пор как мы уступили Тайвань, каждый знает, что наше правительство не заслуживает никакого доверия». Главная мысль реформатора – стране необходимы не только экономические, но и политические преобразования. Только так можно избежать полного порабощения, сохранить независимость. В апреле 1898 г. он создает новую политическую организацию «Союз охраны государства». Император Гуансюй все больше прислушивается к предложениям реформаторов. Вскоре он вызывает Кана на аудиенцию, 11 июня 1898 г. был опубликован первый указ о реформах. Так начались преобразования, названные в историографии «Сто дней реформ». Своим первым указом император сместил Ли Хунчжана и других сановников со всех постов. На освободившиеся должности назначали реформаторов.

За 100 дней были изданы указы, которые должны были улучшить состояние дел в разных сферах государства.

В области экономики – это постановления о поощрении национальной промышленности, железнодорожного строительства, ремесла. Указы о создании учебных заведений по подготовке технических специалистов.

В области политики принимаются законы, ограничивающие власть маньчжурской аристократии. На государственные посты назначают «талантливых людей». 12 сентября 1898 г. состоялось совещание конституционной палаты, где обсуждался проект конституции.

В области культуры и быта были приняты постановления о запрете «вредных» обычаев, таких, как обычай бинтовать ноги девочкам. Началась борьба с опиумокурением, проводится реформа школьного дела. Правительство планировало открыть Пекинский университет и медицинский институт, принять декрет о печати.

Конечно, за 100 дней невозможно реформировать государство, преобразовать традиционную структуру. Поэтому из всех начинаний выполнено было совсем немного. Маньчжурская бюрократия саботировала реформы и готовилась к перевороту. 21 сентября 1898 г. Гуансюй был арестован. В указе говорилось, что император «добровольно ушел от дел» и просит Цыси взять бразды правления в свои руки. Кан Ювэю и некоторым его соратникам удалось бежать в Японию. Шесть человек было казнено. Император десять лет провел в заточении в ветхом дворце, который находился на одном из островов озера внутри императорского дворца Гугун – Запретного города. Власть перешла к императрице Цыси.

В чем же причины поражения реформаторов?

Во-первых, Гуансюй искал опору в армии. С этой целью он привлек на свою сторону командира одного из вновь созданных воинских подразделений, Юань Шикая. Однако генерал Юань не верил в успех реформ. Он раскрыл планы императора по полному отстранению Цыси от власти своему непосредственному начальнику, фавориту императрицы генералу Жун Лу. Жун Лу помог Цыси совершить государственный переворот. Впрочем, такое поведение было в духе конфуцианских доктрин «ли» – нормы поведения, и «и» – долг.

Во-вторых, важной причиной неудачи реформ является их верхушечность, отсутствие социальной базы у реформаторов. Это понимали и сами руководители движения. Именно поэтому они и хотели привлечь на свою сторону модернизированные части китайской армии. Надежды реформаторов не оправдались, так как в стране было значительно больше сторонников сохранения традиций, чем людей с новаторскими взглядами.

Некоторые отечественные историки считают, что программа реформаторов была своеобразным «прусским путем развития капитализма», путем, не требующим коренной ломки существующего порядка. В случае успеха реформ в Китае возможен был экономический прогресс и становление капиталистических отношений. Можно согласиться с С.Б. Сенюткиным в том, что «сто дней реформ» – это программа изменений, которая не превышала, не игнорировала тогдашний уровень политических, социальных и экономических возможностей китайского общества84. Из крупных начинаний Кан Ювэя императрица сохранила лишь программу военной реформы. Кроме того, в декабре 1898 г. Цыси демонстративно открыла задуманный реформаторами Пекинский университет.

Неудачи реформаторов привели к развитию радикализма как справа (восстание ихэтуаней 1898-1901 гг.), так и слева (деятельность Сунь Ятсена и революция 1911-1913 гг.). Наступило время длительной смуты в Китае.

Литература (см. лекцию 4)

1. Борох Л.Н. Конфуцианство и европейская мысль на рубеже XIX-XX веков: Лян Цицао и теория обновления народа [Текст] / Л.Н. Борох. – М.: Вост. лит., 2001. – 285 с.

Грубе В. Духовная культура Китая [Текст] / История Китая. Духовная культура Китая. – М.: Евролинц., 2003. – 203 с.

3. Непомнин О.Е., Меньшиков В.Б. Синтез в переходном обществе: Китай на грани эпох [Текст] / О.Е. Непомнин. – М.: Вост. лит., 1999. – 334 с.

Тихвинский С.Л. Избранные произведения: в 5 кн. [Текст] / С.Л. Тихвинский. – М.: Наука, 2006. Кн. 1: История Китая до XX в. Движение за реформы в конце XIX века и Кан Ювэй. – 682 с.; Кн. 2: История Китая первой четверти XX в. Доктор Сунь Ятсен. Свержение маньчжурской монархии и борьба за республику. – 390 с.

Семанов В.И. Из жизни императрицы Цыси. 1835-1908. [Текст] / В.И. Семанов. АН СССР, Ин-т востоковедения. – М.: Наука, 1976. – 168 с.

Л Е К Ц И Я VI

Становление индийского капитализма. Зарождение национального самосознания. Реформационное движение, создание Индийского национального конгресса. Раздел Бенгалии, подъем антиколониального движения в 1904-1908 гг.

III. Раздел Бенгалии.

Подъем антиколониального движения 1904-1908 гг.

В начале XX в. политическая обстановка в Индии обострилась в связи с решением вице-короля лорда Керзона разделить Бенгалию. Как уже отмечалось, Бенгалия была сердцем Индии, а Калькутта – столицей государства до 1858 г. Население провинции составляло 78 млн человек: примерно 50% мусульмане, 50% индусы. Мусульманское население преобладало в Восточной Бенгалии, индусское – в Западной Бенгалии. Керзон считал, что раздел Бенгалии «разрубал надвое политические планы тех экстремистов и агитаторов, которые в своей борьбе за политические уступки искали случая, когда они смогли бы направить против британского правительства общую силу бенгальского народа»133. Конечно, раздел Бенгалии должен был решить и некоторые экономические проблемы. Колониальные власти хотели заменить систему постоянного заминдари – временным, и тем самым повысить земельный налог.

В работах востоковедов советского периода отмечалось, что борьба против раздела Бенгалии велась и индусами, и мусульманами, она способствовала «пробуждению Индии», росту национального самосознания и т.д. Большинство современных отечественных историков считают, что, проводя раздел Бенгалии, англичане стремились противопоставить бенгальцев-мусульман бенгальцам-индусам. Натравляя мусульман на индусов, колониальные власти внешне демонстрировали свое благожелательное отношение к мусульманам. В современной российской историографии наряду с вышеизложенной точкой зрения есть и другие оценки. В частности, Л.Б. Алаев полагает, что мусульмане «увидели в создании мусульманской провинции шанс усиления своей политической роли», так как их положение в Бенгалии было значительно хуже, чем положение индусов. Исходя из этого, мусульмане Бенгалии должны были поддержать ее раздел. По мнению Л.Б. Алаева, борьба против раздела Бенгалии как раз и проложила грань между индусами и мусульманами134. Нам кажется, эта точка зрения нуждается в научном обсуждении с привлечением новых документальных материалов и т.д.

Известие о разделе Бенгалии было встречено мощным протестом индийской и особенно бенгальской общественности. Подавались петиции, меморандумы, устраивались демонстрации, митинги. 16 октября 1905 г. был объявлен в Бенгалии днем национального траура. На улицах Калькутты развернулась первая в истории Индии крупная массовая демонстрация. С раннего утра толпы людей шли к берегам Ганга, совершали там религиозные омовения и повязывали себе запястья полоской красной материи – знак единства бенгальского народа. Деловая жизнь города замерла. Весь день в знак траура люди не разводили огня, не готовили пищи. Раздел Бенгалии воспринимался как национальная трагедия, как гибель Индии. Великий индийский поэт-патриот Рабиндранат Тагор в своем стихотворении «Рай» писал:

Ты знаешь, брат, где рай?

Рай воплощен в моем горячем теле,

В моей печали, в нежности, в веселье, в моей любви,

В моем стыде, в моем труде, в бушующей крови,

В волнах моих смертей, моих рождений,

В игре всех красок, всех цветов, в оттенках,

В свете, в тени. Он влился в песнь мою…135

Этой песней для поэта была Бенгалия. Он называл ее «моя золотая Бенгалия».

1905-1908 гг. время наивысшего подъема национального движения в Индии. Оно проходило под лозунгами свадеши и сварадж.

Свадеши – буквально «своя земля». Лозунг свадеши понимался индийским народом в двух смыслах. В узком смысле – это свое производство, своя промышленность. В широком смысле – это своя экономика, культура, религия, образование. То есть, все национальное.

Сварадж – буквально «свое правление». Борьба за «сварадж» фактически являлась борьбой за национальную независимость.

Подъем национально-освободительного движения выразился, во-первых, в росте выступлений наемных рабочих. В 1905 г. прошла крупнейшая стачка в Бомбее, в 1906 г. – забастовка на бенгальском участке железной дороги, в 1907г. – демонстрации протеста в Калькутте, Мадрасе и других городах. Участники движения требовали повышения заработной платы, сокращения продолжительности рабочего дня и др. Пиком рабочего движения стал 1907 г.

Во-вторых, в 1905-1907 гг. прошли крестьянские восстания. Особенно крупным было восстание в Панджабе (1906-1907). Крестьяне выступали за снижение земельного налога и даже напомнили властям, что прошло 50 лет со времени народного восстания 1857-1859 гг. Наивысшая политическая активность в среде крестьянства наблюдалась в 1907 г.

В-третьих, растет влияние Конгресса, он активизирует свою деятельность, принимает одну за другой поправки к первоначальной программе. Конгрессисты выступают против раздела Бенгалии. В декабре 1905 г. на 21 сессии даже умеренное руководство Конгресса признает необходимость вовлечения народа в национальное движение. Правда, руководство Конгресса не поддерживает идею проведения «свадеши» в других районах Индии, полагая, что достаточно участия в движении одной Бенгалии. Однако через год на 22 сессии Конгресса в Калькутте впервые была принята резолюция с требованием установления в Индии «системы правления, существующей в самоуправляющихся английских колониях». Таким образом, в декабре 1906 г. Конгресс подтвердил, что под свараджем понимаются права доминиона. Решение калькуттской сессии было компромиссом между либералами и «крайними». Но фактически в них преобладала позиция либералов. Бал Тилак писал: «Никто из нас не хотел раскола Конгресса, поэтому мы пошли на компромисс, удовлетворившись тем, что наши принципы были признаны только частично».

В 1907 г. национальное движение достигло наивысшего подъема. Это испугало либеральное большинство партии. Первыми забили тревогу бенгальские либералы, их поддержали конгрессисты в других районах Индии. Раскол Конгресса стал неизбежным. В декабре 1907 г. на 23 сессии в Сурате присутствовало 1600 человек, из них только 300-500 членов партии разделяли взгляды Тилака. Умеренное большинство требовало прекратить бойкот английских товаров, осуждало «насильственные» (неконституционные) методы борьбы. Радикалы во главе с Тилаком вынуждены были выйти из партии. В результате репрессий колониальных властей Тилак был арестован. Над лидером индийских радикалов состоялся суд. 23 июля 1908 г. в Бомбее прошла массовая политическая стачка, в которой участвовало около 100 тысяч человек. Она продолжалась шесть дней, ибо на шесть лет тюремного заключения был осужден Бал Тилак. На второй день начались столкновения с полицией, в которых погибло около 200 человек. Колониальные власти вызвали на помощь даже австралийскую пехоту. Движение было подавлено.

Каковы же последствия национального подъема 1905-1908 гг.?

Начиная с первой мировой войны, некоторые конгрессисты знакомятся с гандизмом. В 20-40-е годы гандизм станет идеологией Конгресса. Пока же молодой индийский адвокат М. Ганди живет в Южной Африке, ведет переписку с Л.Н. Толстым, увлекается его идеей «непротивления злу насилием». В дальнейшем Ганди разработает собственную концепцию ненасильственного сопротивления. Уже в 1907 г. в Южной Африке в знак солидарности с Индией Ганди объявил «сатьяграху» – особую форму протеста, неподчинения колониальным властям, неприменения насилия даже в ответ на насилие.

События 1904-1908 гг. разбудили мусульманское население Индии, оно также принимает участие в освободительном движении. В 1905 г. против раздела Бенгалии выступили не только индусы, но и мусульмане. В 1906 г. в Дакке в исламском центре Бенгалии была создана Мусульманская Лига. По типу и структуре она была похожа на Конгресс. В первые годы во главе Лиги стояли крупные землевладельцы, и новая партия действовала нерешительно. Но постепенно к руководству этой организацией пришли молодые энергичные деятели буржуазно-националистического толка, такие, как Мухаммед Джинна. В 1913 г. Мусульманская Лига принимает устав, аналогичный уставу Конгресса. В нем также содержится требование предоставления Индии самоуправления в рамках Британской империи. В 20-30-е гг. Мусульманская Лига активно сотрудничает с Конгрессом и Ганди.

Последствием национальных выступлений 1905-1908 гг. стала серия «успокоительных» мер, предпринятых колониальной администрацией. Эти меры должны были предотвратить массовые антиколониальные выступления индийцев.

Что же это за меры?

В 1909 г. английский парламент принял закон, по которому увеличилось число индийцев – членов совещательных советов. Совещательные советы имели право не только обсуждать вносимые английской администрацией законопроекты, но и могли обращаться с собственными предложениями к колониальным властям. Реформы вице-короля Минто и министра по делам Индии Морли были необходимы как уступки индийской националистической оппозиции.

В 1910 г. вице-королем Индии стал Хардинг, он умело сочетал политику «кнута и пряника». В следующем году в Индию впервые прибыл английский король Георг V. Он сам, а не через посредников короновался короной императора Индии. Английский монарх объявил об отмене раздела Бенгалии и о перенесении столицы Индии из беспокойной Калькутты в Дели. Этими актами колониальные власти рассчитывали сыграть на национальных чувствам индийцев, особенно мусульман. Они представляли себя продолжателями былых владык Дели – Великих Моголов.

Национально-освободительное движение оставило глубокий след в сознании индийского народа. Это был первый серьезный удар по зданию британского колониального господства. Здание устояло, но удары будут следовать и далее, разрушая колониализм в самом сердце Британской колониальной империи.

Литература

Вивекананда Свами. Философия йоги [Текст] / Свами Вивекананда. [Пер. Я.К. Попова]. – Магнитогорск: Амрита, 2002. – 507 с.

Тилак Б.Г. Арктическая родина в Ведах [Текст] / Б.Г. Тилак [Пер. с англ. Н.Р. Гусевой]. – М.: Гранд: Фаир-Пресс, 2002. – 525 с.

Ванина Е.Ю. Средневековое мышление: индийский вариант [Текст] / Е.Ю. Ванина. – М.: Вост лит., 2007. – 375 с.

История Индии [Текст] / сост. А.Р. Андреев. – М.: Альтернатива, 2004. – 768 с.

Киреев В.С. Каста и деятельность ростовщиков и банкиров в колониальной Индии [Текст] / В.С. Киреев // Восток (Oriens). – 2004. – № 1. – С. 37-486; № 2. – С. 68-81.

Комаров Э.Н. Просветительство, либерализм и демократизм в индийском национально-освободительном движении [Текст] // Э.Н. Комаров. Узловые проблемы Индии: сб. ст. – М.: Наука, 1981. – 281 с.

Костюченко В.С. Вивекананда [Текст] / В.С. Костюченко. – М: Мысль, 1977. – 190 с.

Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм [Текст] / В.С. Костюченко. - М.: Мысль, 1983. – 272 с.

Павлова Т.А. Свами Вивекананда, миссия Рамакришны и террористы в Индии в начале XX в. (По материалам колониальной полиции) [Текст] / Т.А. Павлова // Восток (Oriens). – 2006. – № 5. – С. 37-47.

Радхакришнан С. Индийская философия [Текст] / С. Радхакришнан. – М.: Изд. ин. лит., 1957. – Т. 2. – 732 с.

Райков А.В. Пробуждение Индии. (Деятельность национально-революционных организаций в 1900-1918 гг.) [Текст] / А.В. Райков. – М.: Наука, 1968. – 152 с.

Роллан Р. Жизнь Рамакришны; Жизнь Вивекананды; Вселенское Евангелие Вивекананды: [Текст] / Р. Роллан [Пер. с фр.]. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 432 с.

Русско-индийские отношения в XIX в. Сборник архивных документов и материалов [Текст] / Отв. ред. П.М. Шаститко. РАН. – М.: Вост. лит., 1997. – 374 с.

Рыбаков Р.Б. Буржуазная реформация индуизма [Текст] / Р.Б. Рыбаков. – М.: Наука, 1981. – 183 с.

Ткачева А.А. Новые религии Востока [Текст] / А.А. Ткачева, АН СССР, Ин-т востоковедения. – М.: Наука, 1991. – 214 с.

Л Е К Ц И Я IX

Ганди и гандизм

Япония в период правления сёгунов дома Токугава

(XVII – XIX вв.)

Историческая справка. Установление сёгуната Токугава. Социально-экономическое развитие страны: циклы подъема и упадка. Политический кризис начала XIX века. Гражданская война 1862-1869 гг. Революционный переворот Мэйдзи исин. Первые буржуазные реформы

I. Историческая справка

Япония – государство в западной части Тихого океана, расположенное на островах Хонсю, Хоккайдо, Сикоку, Кюсю. Площадь Японии составляет 377,7 тыс. квадр. км. Численность населения 127 млн человек (2009).

В 1853 г. известный русский писатель И.А. Гончаров впервые увидел Японию. Он писал: «9–го августа, при той же ясной, но, к сожалению, чересчур жаркой погоде, завидели мы тридесятое государство… Вот этот запертой ларец, с потерянным ключом, страна, в которую заглядывали до сир пор с тщетными усилиями склонить и золотом, и оружием, и хитрой политикой на знакомство. Вот многочисленная кучка человеческого семейства, которая ловко убегает от ферулы цивилизации, осмеливаясь жить своим умом…»26.

Историю докапиталистической Японии, по мнению Н.И. Конрада27, можно условно разделить на четыре периода:

эпоха Хэйан (794-1192);

эпоха Минамото (1192-1333);

эпоха Асикага (1335-1572);

эпоха Токугава (1603-1868).

Первый период, как считает Н.И. Конрад, это время господства родовой аристократии. С конца XII в. и до середины XIX в. длилось господство военного дворянства – самурайства: сёгунаты Минамото, Асикага, Токугава.

Императорская власть всегда занимала своеобразное положение в стране. Династия японских императоров (дом Сумэраги) освящалась японской религией – синтоизмом (синто – «путь богов»). Император (микадо) считался прямым наследником богини Солнца Аматэрасу. Согласно преданию Аматэрасу послала на землю своего сына, потомок которого Дзимму 11 февраля 660 г. до н. э. вступил на императорский престол, основав японскую династию. Таким образом, еще в раннем средневековье власть императора приобрела номинальный характер, а личность государя стала сакральной фигурой, а не носителем реальной государственной власти. Император выступал как Сын Неба и связующее звено между богами и людьми, как общеяпонский символ и объект синтоистского поклонения. В VI в. синтоизм испытал влияние даосизма, в это же время из Китая в Японию проникают буддизм и конфуцианство. При этом происходит обоюдное взаимопроникновение идей синтоизма и буддизма, синтоизма и конфуцианства. Однако слияния и синтеза этих религий не произошло28.

С конца XII в. наступает эра самурайства, вместе с ней утверждается новая идеология – дзэн-буддизм. Простым воинам-самураям трудно было принять высокие истины классического буддизма. Дзэн, перенятый у Китая и существовавший там как секта «чань», попал на благодатную почву, ибо его принципы оказались наиболее приемлемыми для формирующейся морали и психологии японского самурайства. Дзэн выработал доктрину достойной смерти. Но в ней давалась установка не на пожизненную скорбь (как в классическом буддизме), а на активное, насыщенное бытие, наполненное делом, ибо человеческая жизнь непременно конечна. Дзэн призывал помнить, что смерть неизбежна и нет рая и ада. Если классический буддизм требовал полного отвлечения от иллюзорного мира и его страстей, то адепты дзэн утверждали, что истина постигается в условиях бренной жизни, а не вдали от нее. В результате – постигающий дзэн, живя «ради смерти» не только терял страх перед ней, но и всю жизнь старался посвятить ее достойной встрече через самоусовершенствование и ревностное исполнение земного долга. Носители идеи дзэн – самураи – становились, таким образом, неустрашимыми воинами-одиночками, желавшими как высшего блага возможности достойного исполнения долга и достойной памяти в умах своих потомков29.

II. Установление сегуната Токугава. Социально-экономическое развитие страны: циклы подъема и упадка

В 1603 г. власть в государстве захватил сёгун (буквально – военный вождь) из рода Токугава, так в истории Японии возник третий сёгунат. Сёгунат Токугава просуществовал до 1868 г. и имел некоторые особенности.

Во главе государства стоял сёгун. Столицей страны был город Эдо (будущий Токио), в нем проживало около 1 млн человек.

Император жил в Киото, оставался религиозным главой государства, иных прав не имел и в управлении страной не участвовал. Во времена господства дома Токугава официально считалось, что император «препоручил политическую власть» сёгуну, сохраняя за собой сакральные функции30.

Сёгун опирался на административный совет – городзю, состоящий из представителей княжеских династий.

Возглавлял совет первый министр и главный советник сёгуна – тайро. Японское правительство называлось бакуфу.

В Японии времен Токугава сохранялось традиционное деление на провинции во главе с губернаторами – крупными князьями. Эра самурайства характеризуется непрерывными междоусобными войнами. Князья дома Токугава сумели остановить междоусобицы и добиться успехов в централизации страны. Первый представитель династии Токугава Иэясу (1603-1605) победил своих политических противников в битве при Сэкигахара (1600), принял титул вождя (1603) и занялся укреплением государства. В чем же проявилось укрепление?

1. Мятежные князья (тодзама даймё) сохранили свои экономические позиции, но их свобода была ограничена системой заложничества.

2. Города, в которых ранее тодзама даймё творили суд, были переданы центральному управлению в лице сёгуна.

3. Крестьяне были практически прикреплены к своим наделам полицейским надзором и централизованной системой налогообложения.

4. Законодательно оформилось деление общества на четыре сословия: самураи (си), крестьяне (но), ремесленники (ко), торговцы (сё). Вне сословий оставались представители «свободных» профессий: артисты, врачи, учителя, монахи, а также нищие и бродяги.

5. Из страны были изгнаны иностранцы, произошло «закрытие» Японии от внешнего мира.

Остановимся более подробно на некоторых из вышеперечисленных процессов.

Высшим сословием считалось самурайство (си). Отличительным признаком этого сословия было право носить два боевых меча. Самураи занимали престижные государственные должности, служили в армии. Из рядов обедневшего самурайства формировалась японская интеллигенция: учителя, врачи, писатели, художники и т.д. К началу XVII в. самурайство было уже крайне неоднородно. Высшие слои – даймё – это японские князья, т.н. «наследственные вассалы», чей годовой доход составлял примерно 10000 коку риса в год (коку – объемная мера, равная примерно 180 л или 150 кг). Таким образом, даймё получали примерно 1500 т риса в год. Это было время, когда рис оставался основным мерилом богатства, например, груз риса обменивался на груз свежей рыбы. Во времена усобиц даймё делились на противоборствующие группировки. Две такие группировки сложились во времена феодальных войн XVI в. Первая группа – фудай даймё, поддержала дом Токугава в решающей битве при Сэкигахара (1600 г.), вторая группа – тодзама даймё, выступила против сёгуна. Фудай даймё – это 150 знатных семейств, тодзама даймё – 80 семей. Интересно, что режим не только не уничтожил физически своих бывших противников, но и предоставил им равные со всеми остальными экономические возможности. В дальнейшем политическое влияние первой группы росло, второй падало.

Каждый князь (даймё) имел своих вассалов-самураев, они владели небольшими земельными участками, с прикрепленными к ним крестьянами. Боясь сепаратизма князей, сёгуны ввели систему заложничества. По установленному обычаю, каждый второй год князь и члены его семьи жили при дворе сёгуна в Эдо. Даже члены семьи императора были заложниками сёгунов, правда, срок их пребывания при дворе составлял полгода. Самураи низших рангов – ронины, как правило, не имели своих сюзеренов. Они, как и обедневшие западноевропейские рыцари, вынуждены были переходить с места на место в поисках средств существования, или же заниматься грабежами. В XVIII столетии после подавления целого ряда самурайских мятежей ронины становились учителями, врачами, нередко и простыми арендаторами.

Крестьяне (но) делились на коренных – «хомбякусё»; пришлых – «гэнин», «наго»; дворовых холопов-рабов – «хикан». В Японии сложилась весьма оригинальная система личной зависимости крестьян. Все коренные крестьяне имели участок земли, зарегистрированный в кадастровой книге. В кадастре указывался размер участка и величина ренты. Коренные крестьяне, в принципе, могли покинуть свою деревню, но именно они, внесенные в налоговую книгу, оставались налогоплательщиками. Таким образом, крестьяне были прикреплены не к земле, а к налогу. Коренные крестьяне могли передать право пользования землей пришельцам. Такой «пришлый» земледелец платил налог-ренту уже в большем размере, обеспечивая не только самураев, но «коренного» общинника, «благодаря» последнего за аренду.

В административном отношении японская деревня, как и китайская, делилась на фискальные единицы – пятидворки. Зажиточного крестьянина назначали старостой. Когда это было необходимо, он организовывал жителей деревни на строительство и ремонт ирригационных сооружений, дорог, мостов и т.д.

Рента – это часть урожая риса, распределяемого по схеме «четыре доли государю, шесть народу». В XVIII в. рента возросла, и утвердилась новая формула: «пять долей государю, пять народу». То есть налог-рента равнялся половине урожая. В Японии крупное княжеское землевладение и мелкое крестьянское землепользование сохранилось на всем протяжении XVIII в. и до середины XIX в. Вопрос о государственной собственности на землю применительно к Японии имеет свои особенности. Только 25% земли принадлежали сёгуну и считались государственным фондом. Остальная земля находилась в руках самураев, позднее зажиточным горожанам удалось приобрести земельные участки. Российские исследователи согласны с Марксом в том, что «Япония с ее чисто феодальной организацией земледелия и с ее широко развитым мелкокрестьянским хозяйством дает более верную картину европейского средневековья, чем все наши исторические книги, проникнутые по большей мере буржуазными предрассудками»31.

Ремесленники (ко) и купцы (сё) как сословия считались ниже крестьян, купцы ниже ремесленников. Но экономическое положение этих групп было лучше, чем положение крестьян. В Японии ремесленники были объединены в семейно-корпоративные объединения – цехи (дза). Купцы также имели свои организации – гильдии. В XVIII в. купцы становятся одним из самых богатых сословий. Особенно зажиточным было купечество города Осака, который постепенно стал общеяпонским торговым центром. Именно в это время возвышается возникший в XVI в. торговый дом Мицуи – финансист сёгунов.

Фернан Бродель пишет о высокой степени урбанизации Японии: 22% населения страны живет в городах. Французский историк обращает внимание на архитектонику городов, которые независимо от географического рельефа имели прямоугольный план застройки. Также были спланированы города Китая, Кореи, Вьетнама, Индии и даже доколумбовой Америки. Только две цивилизации «создали города с запутанной и беспорядочной застройкой – страны ислама (включая Северную Индию) и страны христианской Европы»32.

Каковы же основные параметры экономического развития Японии?

Социально-экономическое развитие Японии времен Токугава протекало крайне неравномерно. С начала XVII в. и до начала XVIII в. наблюдался экономический подъем; затем – стагнация и спад до середины XIX в. Попробуем разобраться в этих циклах. Подъем первого столетия правления сёгунов дома Токугава связан с объединением страны, с окончанием междоусобных войн. Все это создало предпосылки для развития сельского хозяйства. В чем же выразился прогресс?

Во-первых, он выразился в росте урожайности риса. Последнее было связано: а) с улучшением семенного материала; б) с совершенствованием оросительной системы; в) с активным применением удобрений (их получали даже из сушеных сардин); г) с улучшением орудий труда.

Во-вторых, рост урожайности способствовал росту численности населения до 30 млн человек.

В-третьих, изменяется социальная структура японского общества. Сенюткин С.Б. считает, что произошло

Наши рекомендации