Хронология истории древней греции
(все даты - до новой эры)
-2000.Минойская культура на острове Крит.
-2000. Греки-ахейцы заселяют Балканский полуостров. Микенская культура в Греции.
-1100. Вторжение в Грецию греков-дорийцев. Начало упадка микенской культуры.
-888. Традиционно этим годом датируются законы Ликурга в Спарте.
-621. По легенде, этим годом датируются «драконовские законы» (названы по имени афинского царя Драконта, ставшие нарицательными для обозначения неоправданно жесткого законодательства).
-594. Приняты законы Солона («солоновская конституция»), положившие начало афинской демократии.
-395. Начало Коринфской войны между союзом греческих городов и Спартой.
-355. Начало Священной войны (союз греческих городов против Фокиды), прекращенный в 346 г. вмешательством Филиппа II, царя Македонии. Начинается период гегемонии Македонии в Греции.
-146. Римляне разрушают Коринф, что символизирует окончательную ликвидацию независимости Греции.
Глава 7. Древний Рим.
Периодизация государственности Древнего Рима. Обычно в истории Древнего Рима выделяют три основных периода(табл. 7):
Таблица 7.
· «царский» период- 753 - 510 гг. до н.э.; · период Республики - 509 - 27 гг. до н.э.; период Империи - 27 г. до н.э. - 476 г. н.э. |
Во время начального, так называемого «царского»,периода Римом последовательно правили семь «царей» - рексов (rex):
1. Ромул
2. Нума Помпилий;
3. Тулл Гостилий;
4. Анк Марций;
5. Тарквиний Приск (Древний);
6. Сервий Туллий;
7. Тарквиний Гордый.
Расположение Рима показано на рис. 10, 11.
Рис. 10.
Рис. 11.
Для «Царского» периода Древнего Рима (753 г. до н.э.) характерен процесс разложения первобытнообщинного строя племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Рим в эту пору был догосударственным образованием с элементами военной демократии (сх. 14).
Всё полноправное население Рима - римский народ,populus romanus - делилось на 3 племени - трибы (объединение десяти курий).Племена делились на роды - генты (по сто в каждом племени, всего 300), и поселялись в курии (место жительства десяти родов, всего курий было 30).
Старейшины родов входили в сенат - - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно сенат сделался главной правительственной властью.
Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был рекс - - «царь», который избирался на народных собраниях, проходивших по куриям. Участвовать в них могли только патриции, члены древнейших аристократических римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они.
Схема 14
Каждый из патрициев обладал следующими правами:
· правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (являясь, таким образом, участником общей земельной собственности);
· правом на наследование этого надела и родового имущества вообще;
· правом на получение от рода помощи и защиты;
· правом на участие в религиозных обрядах, празднествах и т. д.
Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называлась плебеями. Плебеи были лично свободными гражданами Рима, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и в «царский» период были полностью лишены политической правоспособности (сх. 15).
Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также клиентами. Клиенты - - обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, - - будучи лично свободными, но ограниченными в правах, находились под покровительством патронов-патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую.
Схема 15.
С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратился в мощную политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена вехами борьбы плебеев за уравнивание своих прав с патрициями (сх. 16).
Схема 16.
Правовое положение лиц в римском праве
Определялось правовое положение лиц в римском праве на основе трех критериев - - свободы, гражданства и семьи.
Статус свободы делил все население Рима на свободных и рабов .-Только свободное население являлось полноправным. Источниками рабства являлись обычно: плен, работорговля, рождение от рабов, продажа и самопродажа за долги, наказание за преступление. Раб рассматривался как собственность своего хозяина, который имел над ним неограниченную власть. Однако правовой статус рабов неоднократно изменялся. Первоначально рабство в Древнем Риме носило патриархальный характер. Рабы имели возможность приобретать имущество, хотя формально оно считалось собственностью его господина. Признавались кровнородственные связи рабов. Рабы лично отвечали за совершенные ими уголовные преступления, хотя к ним применялись более суровые наказания.
В республиканский период рабство превращается в основу античной экономики, поэтому правовое положение рабов ухудшается. Раб становится объектом права. Он окончательно утрачивает права на семью и имущество. В период империи кризис рабовладения заставил искать новые формы эксплуатации рабов, поэтому их положение несколько улучшилось. Рабы стали получать пекулий - - часть господского имущества, которая предоставлялась рабу для самостоятельной хозяйственной деятельности. С этим имуществом раб мог заключать сделки, лично отвечать по обязательствам. Со временем пекулий стал передаваться по наследству. Признается право рабов на семью. Допускался даже брак римской гражданки с рабом, но в этом случае она становилась рабыней. Ограничивается власть хозяина над рабом: запрещается убивать своих рабов, а убийство раба приравнивается к убийству свободного человека.
Особую категорию свободного населения составляли вольноотпущенники - - рабы, получившие свободу законным образом, т.е. на основании юридического акта, по завещанию, вследствие занесения в цензорский список. Правовое положение вольноотпущенника зависело от правового статуса бывшего хозяина. Отпущенные на волю квиритским собственником становились римскими гражданами (за исключением наказанных ранее за преступления), а освобожденные на основании преторского права получали латинское гражданство. Однако приобретение личной свободы не означало уравнения с полноправными гражданами. Действовал запрет на заключение брака вольноотпущенника со свободнорожденным лицом. Вольноотпущенники сохраняли зависимость от бывшего хозяина, становились его клиентами или колонами.
Институт клиентелы является одним из самых древних в римском праве. Еще в царский период клиентами становились иноплеменники, младшие сородичи, бывшие рабы. Они составляли основу римского плебса. Клиенты находились в подчинении у патрона (главы рода или семьи), получали от него земельный надел и выполняли в его пользу определенные материальные повинности и оказывал услуги, в частности, несли вместе с .патроном военную службу Клиент не мог вызывать патрона в суд. Если клиент умирал бездетным, то его имущество наследовал патрон.
В эпоху империи сформировалась еще одна категория несвободного населения - - колоны. Первоначально колонат представлял собой земельную аренду. С I в. латифундисты предпочитали сдавать землю в аренду мелкими участками свободным гражданам на условиях выплаты денежной арендной платы, а со II в. - - натуральной оплаты (треть урожая). Со временем договорные отношения между колоном и землевладельцем приобрели характер внеэкономической зависимости. Колоны утрачивают правовую свободу: в IV в. законодательно им было запрещено покидать свои участки под угрозой уголовного наказания, а земли можно было продавать только с колонами. Хотя колоны сохранили право на семью и собственное имущество, но их личная свобода тоже оказывается под сомнением. Землевладельцы становятся ответственными за выдачу колонов в суд и поставку из их числа рекрутов на военную службу. Грань между колонами и рабами становится едва различимой: они подвергаются одинаковым наказаниям; им запрещено свидетельствовать против своих хозяев в суде. Более того, положение колонов приобрело пожизненный и наследственный характер. Колонами становились не только на основе договора (бывшие рабы, обедневшие свободные), но и по давности проживания на чужой земле и выплаты оброка (должники, получившие земельный участок на условиях несения натуральных повинностей). Освободиться колоны могли только на основании отпуска на волю хозяином или по истечении срока давности (более 30 лет не платил оброк и вел собственное хозяйство).
Статус гражданства делил свободное население на римских граждан и перегринов (иностранцев). Гражданство приобреталось на основании рождения от состоявших в законном браке римских граждан по достижении 17-летнего возраста, когда юноша включался в цензовый список и записывался в трибу. Женщины полноправного гражданства не имели, т.к. всегда находились под властью мужчины, а потому были ограничены в правоспособности. Гражданство могло быть даровано иностранцу «за особые заслуги». Гражданами признавались также вольноотпущенники при условии, что они находились в собственности по квиритскому праву и получили свободу на законных основаниях. Гражданство прекращалось в случае захвата римлянина вражеским народом, но по возвращении в Римское государство все права восстанавливались. Допускалось лишение римского гражданства по приговору суда за тяжкие уголовные преступления или в силу утраты статуса свободного человека, что приводило к уменьшению правоспособности.
Наличие гражданства определяло объем политических и личных прав, а также правовые привилегии. К числу политических прав относились: право участвовать в народных собраниях, право занимать должности, служить в армии. Только граждане могли заключать полноценный в правовом и религиозном отношении римский брак, составлять завещания. Статус гражданина давал права на заключение сделок, отчуждение и приобретение имущества. Участие в гражданском обороте регулировалось цивильным правом, действие которого не распространялось на перегринов. Гражданин мог выступать в качестве патрона по отношению к неполноправным жителям. Римские граждане пользовались особой судебной защитой: они обладали привилегией судиться только в Риме перед своими согражданами. Граждан нельзя было подвергнуть телесным наказаниям.
По мере расширения территории Римского государства выделилась категория латинских граждан - - жителей Италии, не входивших в римскую общину. Они обладали имущественными правами, правом выступать в суде и заключать брак с римскими гражданами, но латины не допускались к участию в народных собраниях и государственному управлению. В I в. до н.э. в результате союзнических войн жители Италии добились предоставления им прав римских граждан. К латинским гражданам причислялись вольноотпущенники, ранее находившиеся в бонитарной собственности.
Свободные жители римских провинций - - перегрины - - не имели прав римлян или латинов, но сохраняли собственное гражданство. Их отношения с римлянами регулировались на основе «права народов». За перегринами признавались имущественные права, они пользовались судебной защитой. Со временем перегрины получили возможность приобрести статус римского гражданина, если избирались провинциальными магистратами или служили 25 лет во вспомогательных войсках римской армии. В III в. Каракалла даровал римское гражданство всем свободным жителям империи, но без права выбора римских магистратов.
Статус семьи наделял полной правоспособностью глав римских семей (pater familias). В состав семьи входили родственники (жена, дети и их семьи), вольноотпущенники, клиенты, рабы. В древнейший период власть домовладыки по отношению к членам семьи была огромной и приравнивалась к власти над вещами. Он распоряжался семейным имуществом и личностью членов семьи (мог продать в кабалу, изгнать из дома). Домовладыка отвечал за правонарушения членов семьи перед общиной (либо выдавал виновного, либо возмещал ущерб). Глава семьи считался самовластным (обладающим «собственным правом»), а находившиеся под его властью подчинялись «чужому праву». Состоящие под властью отца становились самовластными только после его смерти или в случае лишения главы семьи прав римского гражданина с изгнанием из Рима. По мере ослабления патриархальных устоев подвластные получили признание в частном праве. Так, появилась возможность освободиться из-под власти домовладыки при его жизни посредством манципации - - мнимой продажи.
Таким образом, полная правоспособность лица предполагала наличие всех этих статусов: свободы, римского гражданства, самостоятельного положения в семье. Утрата определенного статуса существенно изменяла правовое положение лица и могла привести к полной потере правоспособности. Наименьшая потеря правоспособности происходила при изменении семейного статуса человека (при усыновлении, вступлении женщины в брак, манципации). Далее следовало уменьшение правоспособности вследствие потери гражданства. Наибольшая потеря правоспособности следовала в случае утраты свободы и гражданства.
Согласно достоверным сведениям, один из рексов Сервий Туллий (середина VI в. до н.э.) провел реформу общественного и политического устройства,в результате которой плебеи были официально введены в состав populus romanus. Реформа основывалась на имущественном различии населения и на новом территориальном делении Древнего Рима, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации.
Первая часть реформы- - деление всего свободного мужского населения Рима на шесть имущественных разрядов и на воинские сотни - - центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением денег в IV в. до н.э., была введена денежная оценка имущества - - асс, мелкая медная монета. Лица, обладавшие полным наделом земли, входили в первый разряд, тремя четвертями надела - - во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа самых богатых граждан - - всадники, а безземельные - - пролетарии - - объединялись в шестой разряд.
Общее число созданных центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса «богатых» и «самых богатых» центурий составляли большинство - - 98 голосов из 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой.
После реформ Сервия Туллия наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям. Решение центуриатного народного собрания получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.
Вторая часть реформы- - деление свободного населения по территориальному принципу, - - согласно которой в Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - - трибы. Территориальная триба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Жители трибы подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, причем каждая триба имела один совокупный голос.
Реформа Сервия Туллия завершила процесс ликвидации основ родового строя. Включив плебеев в состав полноправного римского народа и допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, реформа способствовала консолидации свободных и обеспечила их господство над рабами (Это представлено в предлагаемой схеме 17).
Римская республика. Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до н.э., после изгнания последнего рекса Тарквиния Гордого. Республиканский период принято делить на периоды ранней (VI-III вв. до н.э.) и поздней (конец III- -I вв. до н.э.)республики. В Римской республике с разделением властей сочетались аристократические и демократические черты - - при преобладании первых, - - обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев (сх. 18).
Схема 17.
Схема 18.
Полную правоспособность в республиканском Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами:
· свободы;
· гражданства;
· семьи.
По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:
· состоятельную верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);
· мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота.
Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу республиканского периода получила распространение самопродажа в рабство.
Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной.
По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан Рима и иностранцев (перегринов).
Вольноотпущенники (бывшие рабы) также причислялись к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах. Полную правосубъектность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.
К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также любые свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - - патронов, в отношении которых находились в положении, мало отличавшемся от прежнего положения древних клиентов. Перегрины несли налоговые повинности.
По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - II в. до н.э. возникают привилегированные сословия нобилей и всадников. Высшее сословие - - сословие нобилей - - образовалось в результате слияния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников пополнялось из числа торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.
Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей - - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки («подвластные»).
Полноправным статусом мог обладать только домовладыка, свободный (свободнорожденный) римский гражданин.
В публичном праве полная правоспособность означала разрешение участвовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве - разрешение вступать в правильный римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.
Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры (сх. 19).
Схема 19.
Существовали три вида народных собраний:
· центуриатные;
· трибутные;
· куриатные.
·
Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. К середине III в. до н.э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять ранное количество центурий - - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение апелляций на приговоры о смертной казни.
Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Такие собрания избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на постановления о взыскании штрафов. Кроме того, плебейские трибутные собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили право принятия общегосударственных законов, что привело к росту влияния плебса на политическую жизнь Рима.
Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - - ликторов (сх. 20).
Самое важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, не зависимым от воли большинства свободных граждан (сх. 21).
Хотя формально сенат был совещательным органом, в его полномочия входили функции:
· законодательные - - он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты;
· финансовые - - в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;
· по общественной безопасности, благоустройству Рима и религиозному культу,
· внешнеполитические - - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе Рима с другими державами утверждал сенат. Сенаторы разрешали начать набор в армию и распределяли легионы между командующими армиями.
Схема 20.
Схема 21.
Государственные должности именовались магистратурами (сх. 22).
Схема 22.
Магистратуры делились на:
· ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов, плебейские трибуны и др. Эти должности символизировали идею разделения властей в римской республике. Консулы ведали преимущественно военной сферой; преторы с середины республики занимались гражданским судопроизводством; цензоры составляли списки римских граждан, относя их к определенному разряду или трибе; квесторы заведовали государственной казной; эдилы выполняли полицейские функции; плебейские трибуны защищали плебеев от произвола патрициев, объявляя своё вето на постановления последних;
· экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах: внезапная или затяжная война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении экстраординарной диктатуры. Диктаторназначался по предложению сената из числа бывших консулов либо преторов Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Полномочия диктатора были поистине безграничны: он фактически подменял собой на время все остальные магистратуры. В конце республиканского периода некоторые диктаторы (Сулла, Цезарь) объявляли себя «пожизненными».
Ординарные магистратуры замещались на основе таких принципов, как:
· выборность - - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриатными или трибутными собраниями;
· срочность - - один год (за исключением диктатора);
· коллегиальность(за исключением диктатора);
· безвозмездность;
· ответственность.
Армияв Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя политика государства характеризовалась почти непрерывными войнами.
Уже в царский период общее собрание римского народа было и войсковым собранием, смотром военной силы Рима; оно строилось и голосовало по подразделениям - - куриатным комициям. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и плебеи. Правда, вместо патрона выполнять военные обязанности мог клиент.
В республиканский период, когда римский народ был разделен на имущественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - - центурии. Всадники составляли центурии конницы; первый, второй и третий разряды центурии тяжеловооруженной пехоты; четвертый и пятый разряды - - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному из двух консулов.
Преторианская гвардия. Воины в полной парадной форме. С рельефа колонны Марка Аврелия. II в. н.э. Рис. 12. |
В 107 г. до н.э. консул Гай Марий провел военную реформу, после которой армия стала постоянной профессиональной организацией. Была ограничена воинская повинность римских граждан, производился набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Легионеры награждались частью военной добычи, а ветераны - земельными наделами из числа конфискованных и свободных земель. Армия сделалась инструментом политики и наемной силой, содержавшейся за счет завоеванных народов (рис. 12).
Развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Важнейшим явлением социально-экономической и политической жизни Древнего Рима во II в. до н.э. следует считать кризис полисной организации, когда старые республиканские учреждения, приспособленные к нуждам небольшой римской общины, оказались в новых условиях недостаточно действенными.
Распад Римской республики отмечен следующими яркими политическими событиями:
· восстания рабов - - два восстания в Сицилии (138 г. и 104- -99 гг. до н.э.) и восстание под руководством Спартака (74- -70 гг. до н.э.);
· широкое революционное движение сельского плебса, которое едва не привело к гражданской войне и возглавлялось братьями Гракхами, проводившими аграрную реформу (30-е - - 20-е гг. II в. до н.э.);
· Союзническая война (91- -88 гг. до н.э.),
· общеиталийское восстание против власти Рима, в результате чего наступила эпоха «пожизненных» диктатур - - вначале Суллы, а затем Цезаря.
Римская империя.Период Римской империи подразделяется на:
· период принципата (27 г. до н.э. - - 193 г. н.э.);
· кризисный период (193- -284 гг. н.э.);
· период домината (284- -476 гг. н.э.).
Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и официально установленная его преемником Октавианом Августом в 27 г. до н.э. (табл. 8).
Таблица 8.
Октавиан (63 г. до н.э.) - внучатый племянник Гая Юлия Цезаря. После победы в войне с Антонием и Клеопатрой Октавиан стал единовластным правителем римской державы (30 г. до н.э. - 14 г. н.э.). В 27 г. до н.э. Октавиан был объявлен принцепсом. т.е. первым лицом в списке сенаторов. Он был императором, единственным проконсулом, командующим всеми римскими легионами, верховным жрецом. |
Со времен Октавиана Августа Римское государство принято называть империей.или диархией, поскольку полновластие императора отчасти сдерживал Сенат. |
Принципат сохранял видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики: созывались народные собрания, заседал сенат, по-прежнему избирались консулы, преторы и народные трибуны. Но все это только служило только прикрытием постреспубликанского государственного строя. Фактически принципат был диархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была сосредоточена в руках первого сенатора, то есть принцепса, и сената, сохранявшего значительные полномочия в этот период.
Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности, создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми армиями. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.
Права сената распространялись на часть государственной казны; контроль за частью провинций Рима, на издание сенатусконсультов, имевших силу закона, хотя законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. В конце принципата общепризнанным становится правило: "Все, что решил принцепс, имеет силу закона".
Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли в упадок. Обыкновенными явлениями стали подкуп и разгон собраний. Впрочем, народ перестал ходить в эти собрания (сх. 23).
Схема 23.
В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего сословия рабовладельцев. Верхушку рабовладельцев составили:
· сословие нобилей, которое сформировалось в III- -II вв. до н.э. из патрицианско-плебейской поместной знати. В Римской империи нобили заняли доминирующее положение как в обществе, так и в государстве. Экономической основой нобилитета были огромные земельные владения, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянами-пекулиантами. При императоре Августе (63 г. до н.э. - -4 г. н.э.) нобилитет превратился в сенаторское сословие, пополняемое за счет сановников, выдвинувшихся на государственной службе;
· сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев. Из их среды выходили ответственные чиновники и офицеры.
Декурионы, состоявшие из средних землевладельцев, осуществляли управление городами империи.
В результате постоянного грабежа крестьян со стороны латифундистов, а также из-за уменьшения притока рабов свободные крестьяне начинают превращаться в колонов - - долгосрочных земельных арендаторов. Колоны становятся людьми, зависимыми от землевладельцев, которые заменяют им и местную власть, и императорскую администрацию. Впоследствии из-за недоимок к III в. они навечно прикрепляются к арендованной земле и теряют возможность освободиться.
На самой низшей ступени социальной лестницы по-прежнему находились рабы. Однако новая экономическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов в силу их незаинтересованности в конечном результате. Понимая это, рабовладельцы-хозяева все чаще стали предоставлять рабам пекулии - - земельные участки либо иное обособленное имущество, за которые хозяину следовало платить определенную долю продукта. Крестьянин-пекулиант стремился увеличить причитавшийся ему остаток имущества за счет повышения общего дохода.
Армия в период Римской империи становится постоянной и наемной. Срок службы солдат определялся в 30 лет. За службу они получали жалованье, при выходе в отставку - - значительный земельный участок. Командный состав армии комплектовался из сенаторского и всаднического сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности командира сотни - центуриона.
Со 193 по 284 гг. в Римской империи был кризисный период, так называемый "кризис третьего века".
Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, захвата провинций наместниками, вторжений соседних племен. Наступил упадок сельского хозяйства, ремесла и торговли. До предела обострились отношения императоров с сенатом. В 212 г. император Каракалла из соображений политической безопасности предоставил права римских граждан всему свободному населению Римской империи.
Ко времени правления Диоклетиана (284- -305гг.) Рим превратился в автократическое монархическое государство. Власть императора была признана абсолютной и божественной, сам император - государем и господином (dominus, отсюда доминат) (состав империи показан на рис. 13).
Рис. 13.
Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора. Особое положение среди этих ведомств занимали:
· государственный совет при императоре (consistorium);
· финансовое ведомство;
· военное ведомство.
Чиновники выделяются в то время в особое сословие: они носят форму, их наделяют привилегиями, по окончании службы им назначают высокие пенсии и пр. После реформ, проведенных Диоклетианом и Константином I, империя была разделена на 4 части (префектуры), состоявшие из 12-ти диоцезов. Последние включали в себя провинции (более 100) и округа. Каждым административным подразделением руководил специальный чиновник, что увеличило и без того обширный управленческий корпус (сх. 24).
Схема 24.
В 395 г. при сыновьях императора Феодосия I произошло официальное разделение Римской империи на:
• Западную Римскую империю со столицей в Риме, прекратившую свое существование в 476 г., когда глава германских наемников Одоакр сверг римского императора Ромула-Августула и занял его место;
• Восточную Римскую империю (Византия) со столицей в Константинополе, которая существовала еще более тысячи лет под названием Византии.
Римское право. Ученые считают, что право Древнего Рима прошло в своем развитии следующие стадии:
1. квиритское, или цивильное, право (jus civile);
2. преторское право (jus praetorium);
3. общенародное право (jus gentium);
Собственно римское право, в свою очередь, делится на публичное, jus publicum (право, которое, по словам Домиция Ульпиана, знаменитого римского юриста, относится "к положению римского государства") и частное, jus privatum, которое относится "к выгоде отдельных лиц" (сх. 25).
Схема 25.
Источниками римского права в царский период были обычаи и немногочисленные законы рексов. Право того периода характеризовалось влиянием общинных отношений, примитивностью основных институтов, строгим формализмом (малейшее искажение требуемой формы судоговорения приводило к проигрышу дела) и распространялось лишь на исконных граждан Рима - - квиритов, почему и называлось квиритским, или цивильным, правом.
Законы XII таблиц, считаются ва