Хронология истории древнего китая
(даты указаны до нашей эры, после черты - - нашей эры)
Конец 2 тысячелетия. Образование первого государства на территории Китая - - Шан (Инь).
1122. Традиционная дата завоевания государства Шан племенами Чжоу. Начало периода «Западного Чжоу».
70. Чжоу под напором кочевников перемещаются на Запад. Начало периода «многоцарствия».
551- -478. Традиционные даты жизни Конфуция (Кун-цзы).
513. Первая фиксация уголовного права на китайском языке.
403. Начало периода «воюющих царств».
221. Древнекитайские царства объединены под властью Цинь.
140. Начало правления императора У Ди (87 г.), превратившего Китай в сильное централизованное государство.
111- -110. Покорение войсками Хань территории современного Юго-Западного Китая.
108.Покорение войсками Хань территории современного Ляодунского полуострова и Северной Кореи.
- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
9. Начало династии Синь.
25. Установление династии « Поздней Хань».
220. Начало периода «троецарствия».
Раздел II. Государство и право античного мира.
Глава 6. Древняя Греция
Древняя Греция (Эллада) занимала обширную территорию: юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии; ей принадлежала западная береговая полоса Малой Азии, Южная Италия, часть Сицилии. Греческие колонии находились на побережье Черного и Средиземного морей. Это был огромный регион (рис. 8).
Рис. 8.
Для истории государства и права с давних времен наибольший интерес представляют два полиса - - Афины и Спарта. В Афинах доминировал демократический режим, в Спарте - - олигархия.
Периодизация истории Древней Греции. После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древней Греции наступил так называемый полисный этап - время формирования и расцвета полисов, городов-государств, когда на смену первобытнообщинным пришли рабовладельческие отношения классического типа. Полис характеризуется небольшой замкнутой территорией; сравнительно малой численностью населения; наличием института гражданства, дающего право на земельный участок (клер) в черте полиса. Кроме того, в любом полисе имелись органы самоуправления - - народные собрания и выборные магистратуры.
В науке распространено распределение полисного этапа древнегреческой государственности на три основных периода:
· гомеровский период - - XI - - IX вв. до н.э.;
· архаический период - - VIII - - VI вв. до н.э.;
· классический период - - V - - IV вв. до н.э.
Для Гомеровского периода (XI - - IX вв. до н.э.) характерно господство родоплеменных отношений. Земля представляет собой племенную собственность, общинники имеют лишь право пользования ею. Однако уже есть и безземельные лица, и владельцы больших участков земли. Еще не существует государственного устройства в традиционном понимании, преобладает первобытная военная демократия. Во главе общества стоит родоплеменной вождь - - базилевс. Должность базилевса совмещала в себе функции верховного военачальника, верховного судьи и верховного жреца; первоначально она была выборной, затем стала наследственной. Постоянно действует совет наиболее видных представителей родовой знати - - совет старейшин (булэ). Значительную роль играет народное собрание (агора).
К концу данного периода родоплеменные отношения разлагаются: на смену родовому строю приходит рабовладельческий.
В Архаический периодсоздается сильное Афинское государство.
Древнегреческая мифология утверждает, что Афинский полис возник в Аттической области юга Балканского полуострова как результат проведения легендарным царем Тесеем -- объединения обособленных родовых общин вокруг афинского акрополя. Такая политика называется "Синойкизм". Свободное население афинской общины, по преданию, было разделено Тесеем на несколько социальных групп:
· эвпатриды - - родовая аристократия, владельцы крупных земельных участков;
· геоморы - - земледельцы, мелкие земельные собственники, постепенно попадавшие в долговую зависимость к эвпатридам;
· демиурги - - ремесленники. Вместе с геоморами они составляли демос - - народ, населявший Аттику.
Кроме того, наряду с рабами и свободными людьми существовал также промежуточный слой - - метэки, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, неграждане Афинского полиса.
Сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии и роды. Управлялись Афины девятью ежегодно избиравшимися из среды аристократов архонтами и ареопагом - - советом старейшин. По мере роста имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой аристократией и демосом, добивавшимся уравнивания в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы.
Во времена классического периода происходит расцвет древнегреческого рабовладельческого общества и полисного строя. В V в. до н.э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персидских войнах (500 - - 449 гг. до н.э.). Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский морской Союз. Была учреждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управление делами Союза возлагалось на совет из представителей всех городов - - членов Союза. Скоро в этом Союзе обозначилось главенство Афин, поэтому он стал называться Первым Афинским морским союзом и фактически превратился в афинскую морскую державу - - архе, которую часто характеризуют как античную конфедерацию.
В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внутриполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала народному собранию (эклессии), исполнительная -- Совету пятисот и магистратам, основное судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), выбираемых из граждан старше 30-ти лет по жребию. За исполнение государственных обязанностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - - фороса, который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные полисы. Таким образом, благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов.
Так называемый Каллиев мир был заключен в 449 г. до н.э. Он был победным для греков и прекратил греко-персидские войны.
Первый Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военно-политическую задачу. Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н.э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пелопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки и господствовала аристократия.
Афины навсегда утратили свою ведущую роль в истории Древней Греции после поражения в Пелопонесской войне.
Греческий полис
Новая обстановка после прихода дорийцев значительно оживила родовые отношения, повысились значение и авторитет общины. Одновременно начался процесс классообразования. Его своеобразие в том, что он проходил в рамках античного полиса, этого уникального феномена общественной структуры древнего мира. Попытаемся выяснить, что же представлял собой как вид зарождающейся государственности дорийцев полис и каков был статус общинников?
Древнегреческий полис как ядро классической цивилизации, как часть гражданской общины имел свои признаки и свойства. Его хозяйственную основу составляло единство города и примыкающих к нему деревень. В период становления полис формировался из территориальных общин; центром были городище, храм, святилище, там, вероятно, стояла крепость. Близ нее располагался рынок, торжище, место торговли, там же жили ремесленники. Постепенно это городское поселение превратилось в административный центр. Жители полиса называли себя по имени этого центра. Верхняя часть города называлась акрополем.
По Аристотелю, полис - - конечный результат развития семьи, селения, их объединения. Полис - - это политическое объединение, граждане которого участвуют в законодательной и судебной власти. Полноправный член такого полиса считал себя ответственным за все дела гражданской общины, был социально активным патриотом своего города-государства. Он был обязан служить в ополчении, защищать общее дело полиса. Богатые граждане несли еще и материальную повинность, устраивали за свой счет литургию. Гражданское единство демократического полиса основывалось на согласии и формальном равенстве его членов. В это понятие входило равенство граждан перед законом (исономия) и свобода слова для каждого (исегория).
Население полиса было малочисленным, редко превышало десять тысяч человек. В ту эпоху любое из государств Эллады было небольших размеров. Со стен городской крепости можно было окинуть взглядом почти все государство, а граждане полиса знали всех в лицо. Чрезмерная рождаемость властями не одобрялась. Полис мог выжить лишь при небольшом населении и ограниченной территории (сх. 7).
Схема 7.
По внешним признакам полис казался почти идеальной общиной равных, но при внимательном анализе обнаруживалось, что полис - - это не просто большая община. Это был весьма устойчивый политический и социальный организм - - основа античного общества,иначе трудно понять причину его живучести на протяжении многих столетий. Многие свойства и традиции родового строя, военной демократии сохранялись на первой стадии классового общества до утверждения рабовладельческих порядков.
Все граждане полиса в лице глав семей имели право на участок земли, в принципе размер его был равен для всех. Частное владение землей в Греции было известно еще во времена Гомера. Земля делилась на две категории: полисную (общинную) и частную. Античная форма земельной собственности выступает в двойственной, противоречивой форме:
а) как собственность полиса, поэтому продать или подарить землю можно только гражданину данного полиса, и одновременно
б) как собственность частная.
Полис запрещал чужакам, иностранцам, доступ к земельной собственности; община следила за сделками по поводу земельных наделов, утверждала земельный максимум, контролировала справедливость и обоснованность получения земли по наследству, а при отсутствии наследников забирала в свой фонд выморочные земли и т. д. Утрата участка земли подрывала социальный престиж общинника. Тем не менее обычаи и традиции полиса не мешали знати, аристократам закабалять общинников-крестьян, присваивать их участки земли. Однако самозаклад должника не стал в Аттике повсеместным явлением, а реформы Солона его запретили (табл. 6).
Таблица 6.
Реформы архонта Солона ( 594 г. до н.э.) 1. Прощение долгов; запрет обращать в рабство за долги. 2. Все мужчины - - уроженцы Аттики - - приобрели статус граждан афинского государства. 3. Разделение граждан на 4 разряда по имущественному признаку и обязательное несение военной службы. 4. Регулярный созыв Народного собрания, в котором участвовали все афинские граждане (там решались все важнейшие вопросы и выбирались должностные лица: 9 архонтов, 6000 судей (членов гелиэйи) и др. 5. Судьи (гелиасты) должны были выбираться из всех афинян старше 30-ти лет независимо от их богатства и знатности |
Общественное сознание осуждало нищету, разорение своих сограждан так же, как и чрезмерное обогащение. В случае нужды общинник мог рассчитывать на поддержку соплеменников.
Формально полис был своего рода социально-политическим союзом всех граждан, независимо от их социального и материального положения. Фактически внутри его шла жестокая борьба между демосом и эвпатридами. К полноправным членам полиса относились домовладыки и те, кто призывался в ополчение. Важная функция полиса - - поддержание гражданского мира внутри общины.
Стабильность полиса достигалась установлением максимума земельного надела, ограничениями купли-продажи земли, дополнительными обложениями богатых граждан (например, литургия). Эти меры имели своей целью не допустить ослабления сплоченности гражданского коллектива; сохранить слой свободных производителей как собственников средств производства и орудий труда. Мелкие и средние крестьяне - - главная социальная опора полиса. С другой стороны, богатые граждане имели приоритет при занятии многих должностей в полисе.
Итак, наличие земельного надела, а позднее - - определенного дохода с земельного участка было главным условием обладания политическими и гражданскими правами. К ним относились: право участвовать в работе народного собрания; избирать должностных лиц и контролировать их деятельность; призываться к отправлению правосудия. Гражданин был обязан служить в ополчении, в вооруженных силах полиса. Главную силу ополчения составляли те, кто заседал в народном собрании. Совпадение политической и военной организации было своеобразной формой, в которой шел процесс формирования рабовладельческого государства, что создавало прочные предпосылки для демократического пути развития государства-полиса.
Дальнейшая демократизация политической системы афинского государства в V веке до н.э. была связана с именами Эфиальта и Перикла. Предполагают, что Эфиальт был представителем высших слоев общества, о чем говорит в частности его избрание на должность стратега. В этой роли ему удалось провести ряд законов направленных против ареопага - органа, в свое время заменившего совет старейшин и сохранявшегося как центр консервативного влияния. Сущность реформы Эфиальта заключалась в том, что он, организовав судебный процесс над его коррумпированными членами, отнял у ареопага право налагать вето на постановления Народного собрания и передал его народному суду (гелиэе) в (462 г. до н.э.). Принадлежавшее ареопагу ранее право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом - к гелиэе. Дело в том, что одной из главных функций ареопага накануне реформы было заслушивание отчетов должностных лиц по истечении сроков их полномочий. Стремясь устранить почву для коррумпирования, Эфиальт сделал ее более гласной, предоставив демосу право непосредственного контроля за деятельностью должностных лиц.
Процедура, возникшая в результате реформы, предусматривала, что магистраты должны предоставлять отчеты в течение 30 дней после завершения их полномочий 10 логистам, избранным из числа членов Совета 500. Логисты обязаны были проверить отчет и передать его в народный суд (гелиэю) для ратификации или выяснения возникающих споров. После поступления отчета в гелиэю любой гражданин полиса в течение 3-х дней мог обратиться к официальному лицу своей трибы с жалобой на уходящего в отставку магистрата.
Последний рассмотрев жалобу, передавал ее в соответствующую судебную инстанцию - в гелиэю. Параллельно были сужены судебные полномочия ареопага: в его ведении сохранялись лишь религиозные дела и некоторые уголовные. Ареопаг, таким образом, почти полностью был лишен политической власти. Кроме того, с именем Эфиальта античная традиция связывает обычай выставлять все документы (декреты и постановления) на Агоре для всеобщего ознакомления. Однако, знатные и богатые люди не хотели расставаться с определенными привилегиями и льготами, что вызвало их ожесточенное сопротивление новациями. Проявлением этой борьбы явилось в частности покушение на Эфиальта, организованное, как предполагают историки, сторонниками олигархических традиций.
После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл - выходец из знатного афинского рода, прекрасно образованный и одаренный политик. С его именем связывают не только проведение реформ, но и разработку новых принципов управления обществом, в основе которых - требование политического профессионализма и формирование новой социальной философии. Перикл, бессменно избиравшийся стратегом в 444-429 гг. до н.э., сплотил вокруг себя союз единомышленников, своеобразную политическую и интеллектуальную элиту афинского общества, при поддержке которой он осуществлял все свои внешнеполитические и внутриполитические мероприятия. Аристотель связывает с именем Перикла два важнейших законодательства: о гражданских правах и об оплате должностных лиц.
Прежде всего, была введена плата судьям. Народный суд, учрежденный еще при Солоне, составлял основу всей демократической системы афинского государства. К середине V века до н.э. гелиэя объединяла 6 тысяч афинских граждан, которые должны были заседать в различных судебных комиссиях, отрываясь от своих повседневных дел. Роль суда была многогранна: он решал множество вопросов: как между самими афинскими гражданами, так и между союзниками Афин по морскому союзу, превращаясь одновременно в важнейший инструмент контроля над ними. Следовательно, вводя такое новшество, как оплата труда чиновников, Перикл открывал дорогу для участия в государственных делах самого широкого круга афинских граждан, в том числе - малообеспеченных. В тесной взаимосвязи с началом выплат жалованья чиновникам находилась и другая проведенная Периклом реформа - гражданская. В соответствии с ее требованиями, гражданином Афин мог считаться лишь тот, чья мать и отец были афинянами.
Гражданская реформа Перикла преследовала цель формирования наиболее оптимального по численности гражданского коллектива, в чем в тот период был особенно заинтересован афинский демос. Таким образом, в период правления Перикла происходит более четкое разделение властей: законодательная принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету 500 и магистратам, судебная - гелиэе. Одновременно принцип жеребьевки распространяется на большинство выборных должностей, что также свидетельствует об укреплении демократических начал в управлении. В целом же можно сказать, что реформы Эфиальта и Перикла завершили процесс формирования системы афинской рабовладельческой демократии, обеспечили механизм ее успешного функционирования. Широкие круги граждан полиса получили возможность принимать участие в государственной деятельности - как через избираемые должности, так и через участие в работе Народного собрания. Право быть избранным распространялось на всех граждан без ограничения. Введение платы за выполнение общественных функций создавало реальную возможность для политической деятельности малообеспеченных граждан. Был признан и стал реальностью для любого афинского гражданина принцип свободы слова.
Попытки знати, аристократии изменить направление полисной организации в сторону деспотии были обречены на неудачу.
Общественный строй Древних Афин. Полноправными афинскими гражданамиявлялись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин. Это изображено на схеме 8.
Гражданская правоспособность наступала у мужчин с 18 лет и предполагала наличие у гражданина определенных прав и обязанностей.
ССхема 8.
Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах.
Богатые граждане несли также повинность в пользу государства - - литургию, отчасти ограничивавшую безраздельность их частной собственности.
К метэкам (не гражданам) относились чужеземцы, постоянно проживавшие в Афинах.
У каждого метэка должен был быть свой простат - - посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли и другие повинности.
Ставший вольноотпущенником раб приравнивался по своему положению к метэкам (сх. 9).
В Афинах очень широко использовался рабский труд - - в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п. Одним из источников античного рабства служила долговая зависимость, поскольку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой, а также свободой членов своей семьи.
Характерно, что рабы в Афинах разделялись на частных и государственных. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось ограниченное право приобретать собственность и распоряжаться ею.
Государственное устройство Афин можно охарактеризовать как политическую организацию свободных граждан, обеспечивавшую защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику,в которой афинские граждане-мужчины пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.
Схема 9.
Афинская демократия в V - - IV вв. до н.э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, первоначальной безвозмездности.
Основными органами власти и управления Афинского государства являлись:
· народное собрание;
· Совет пятисот;
· гелиэя;
· коллегия стратегов;
· коллегия архонтов.
Верховным органом властибыло народное собрание - эклессия (сх. 10).
Схема 10.
Гоплит - - тяжеловооруженный греческий воин. Рис. 9. |
Эклессияпринимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт "жалобы на противозаконие", охранявший основные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специальной коллегии для охраны законов и приема письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы (рис. 9).
В народном собрании мог выступить любой участник, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.
Рабочим органом народного собраниябыл Совет пятисот (булэ) (сх. 11).
Совет контролировал исполнение постановлений народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.
Схема 11.
Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или пританию, - - одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился также и председателем народного собрания. По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.
К органам исполнительной власти (магистратам)относились коллегия десяти стратегов и коллегия девяти архонтов.
Основными функциями коллегии стратеговбыли верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин (сх. 12).
Схема 12.
Высшим судебным органомбыла гелиэя (суд присяжных),действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет (сх. 13).
Схема 13.
Прочими судебными органами в Афинах были другие коллегии, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд по делам о некоторых тяжких умышленных преступлениях), коллегия эфетов (неосторожные убийства), суд диэтетов (гражданско-правовая юрисдикция по большинству дел), коллегия сорока (ограниченная гражданско-правовая юрисдикция), коллегия одиннадцати (суд по делам с участием рабов).