Глава 1. Закономерности становления государственной организации на Древнем Востоке
Термин«Древний Восток» применяется условно к большой географической зоне, включающей Египет, Мессопотамию, Китай, Индию. В древности здесь сложились благоприятные условия для появления первых государственных образований. К числу таких условий следует отнести оптимальную экологическую среду: субтропический климат с жарким сухим летом и мягкой зимой. Бассейны рек - - Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы - - образуют районы с плодородной почвой (часть государств Древнего Ближнего Востока показаны на рис. 1.).
Рис. 1. |
Однако продуктивное земледелие, позволявшее накапливать избыточный продукт, становилось возможным только при создании единой ирригационной системы. Необходимость коллективного освоения земель во многом предопределила не только формы хозяйственной деятельности, но и политической организации. Потребность в консолидации усилий общин усложнила управленческие функции и привела к формированию надобщинных структур. В IV- -III тыс. до н.э. древневосточная родоплеменная организация трансформируется в протогосударство.
Протогосударства Древнего Востока возникали как группа общинных поселений, объединенных вокруг царско-храмовых хозяйств. Административные функции в первых государственных образованиях выполняли либо жрецы (как в Древнем Египте и Древней Месопотамии), либо племенные вожди (как в Древней Индии и Древнем Китае). Постепенно протогосударства утрачивали черты родоплеменной, клановой организации. Они объединялись (чаще по воле сильнейшего) в крупные централизованные государства во главе с обожествляемым монархом, наделенным авторитарной властью. В древнем мире мощным интегрирующим фактором выступали военные завоевания. Зачастую именно завоеватели ускоряли процесс создания централизованного государства: прекращали межплеменные столкновения, борьбу родоплеменной знати за власть и занимали место правящей элиты. Так, вторжение индоариев во II тыс. до н.э. положило начало древнеиндийской цивилизации в долине Ганга. В Древнем Китае возникновение раннего государства связано с завоеванием военно-политического союза Шан-Инь на рубеже XII- -XI вв. до н.э. племенем Чжоу, которое сумело подчинить разноплеменное население и наладить эффективную административную систему. Итогом завоевательной политики Саргона Аккадского (2316- -2261 гг. до н.э.) стало объединение всей Месопотамии в крупнейшую державу - - Шумеро-Аккадское царство. Совершенствование системы государственного управления, активная завоевательная политика неизбежно приводили к превращению древневосточных государств в империи. Империя- - это сложное политическое образование, объединяющее гетерогенное население под началом жесткой централизованной власти.
Важным обстоятельством в процессе институциализации государств Древнего Востока стало появление феномена власти - - собственности. Особенностью древневосточных цивилизаций являлось отсутствие полной частной собственности на землю и множественность владельческих прав на нее. Верховным собственником земли считалось государство в лице правителя, что нашло отражение в праве государства распоряжаться ею, контролировать земледелие и взимать с общинников ренту - - налог. В странах Древнего Востока сложился мощный государственный сектор - - царские и храмовые хозяйства. Часть земель передавалась аристократии, должностным лицам, воинам с правом распоряжения ими вплоть до продажи. Однако частное землевладение было обусловлено выполнением повинностей в пользу государства. Коллективным наследственным владельцем большинства земель выступала община, которая распределяла наделы между общинниками.
Таким образом, земля и право на доходы от нее распределялись в соответствии с объемом власти и административным статусом между правителем, чиновничьим аппаратом, общиной в лице старейшин и непосредственных владельцев. Это привело к тому, что административный аппарат одновременно занял положение и социальной элиты.
Типологические черты восточной деспотии.Для стран Древнего Востока характерна ранняя централизация государственной власти, что привело к формированию особой формы государства - - так называемой «восточной деспотии». Она представляет собой неограниченную монархию со специфической системой административных и правовых отношений.
Вся полнота власти в древневосточных государствах принадлежала наследственному монарху. Он единолично управлял страной, обладал огромной законодательной и судебной властью, которая ограничивалась лишь бытовым представлением о деспоте, который как в роли верховного судьи, так и в законодательной сфере, обязан был следовать традиции.
Столь обширные полномочия деспота вытекали из административно-хозяйственных функций, которые изначально являлись основными для древневосточных государств. Государство в лице правителя организовывало общественные работы, связанные с сооружением системы искусственного орошения, со строительством дворцово-храмовых комплексов и обработкой царского земельного фонда. В конечном итоге государство регулировало земледелие, ремесло и торговлю.
Степень концентрации власти в руках деспота была различной и зависела от сложившихся в том или ином регионе условий. Так, наибольшей властью обладали египетские фараоны и китайские ваны (императоры). Деспотия в Древней Месопотамии и Древней Индии была весьма ограничена. Например, для Месопотамии характерно существование крупных городов-государств (Ур, Ларса, Лагаш, Урук, Киш, Вавилон). На короткий срок городу-гегемону удавалось объединить несколько городов-государств под своей властью. Наиболее полной царская власть была в эпоху Древневавилонского Царства, когда царю Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.) удалось создать подлинную империю. Однако особенностью древневавилонской деспотии было сохранение автономии общины (действовали общинные органы управления, выполнявшие административно-финансовые и судебные функции).
Для древнеиндийской цивилизации характерно существование слабых и кратковременных государств. При радже всегда действовал постоянный совещательный орган из брахманской и кшатрийской аристократии - - паришад. Ограниченность монархической власти в Древней Индии связана с варновой системой и автономностью общин. Их жесткие внутренние религиозно-нравственные установки являлись альтернативой эффективной администрации и государственному принуждению. Только династии Маурьев в IV в. до н.э. удалось создать империю с централизованной системой управления. Однако даже при Маурьях лишь часть империи находилась под непосредственным управлением царя, т.к. ряд полуавтономных областей сохранял свои органы управления и обычаи.
Восточная деспотия может быть также охарактеризована как теократическая монархия. В условиях сохранения общинно-родовых пережитков религия сыграла важную роль в поддержании единства общества. Для возвышения власти монарха над местными лидерами создается институт сакрализации власти. Правитель считается ставленником или потомком богов, выступая в качестве посредника между миром людей и сверхъестественных сил. Именно обожествление личности монарха определяло неограниченный характер его власти и укрепляло принадлежавшие ему полномочия. Деспот толковал и исполнял волю богов, являлся главой и организатором религиозного культа. Это давало ему право вмешиваться в дела общин, родов, семей.
Например, египетский фараон считался сыном Бога Солнца (Ра), воплощением Бога Неба и Света (Гора). Его личность была священной, его имя запрещалось произносить, т.к. это могло нанести правителю вред. Уход фараона из жизни обставлялся как величайшее событие для людей и богов. Поэтому строительство загробного жилища фараона - - пирамиды - - рассматривалось как важнейшая общественная обязанность египтян. Так, пирамида фараона Хеопса возводилась в течение 20 лет при участии 100 тыс. человек. Шумеро-аккадские цари также придали своей власти сакральный характер: покровителем царя считался царь богов Энлиль. Царь Нарам-Суэн (Нарамсин) даже велел именовать себя «Богом Аккада».
В Индии и Китае обожествление власти монарха имело философское обоснование и отличалось рационализмом, который выражался в приоритете административных потребностей над религией. Так, в Древней Индии считалось, что царь мог реализовать свои обожествленные начала, но мог и уклониться от своих обязанностей и привести народ к гибели. В Древнем Китае после «чжоуского завоевания» для легитимизации власти новых правителей была сформулирована концепция «Мандата Неба». Предполагалось, что верховное божество - - Небо - - вручило права на управление Поднебесному, добродетельному и мудрому правителю, получавшему титул «сына Неба». Характерный для религиозной системы древних китайцев рационализм усилился с появлением конфуцианства. Сравнение государства с большой семьей добавило правителю авторитет «отца и матери» перед своими подданными. Государь должен был заботиться о подданных, как отец о своих детях, а те обязаны были проявить сыновнюю почтительность, служить своему отцу верно и преданно.
Важнейшей опорой деспотии являлся развитой военно-бюрократический аппарат. В условиях доминирования общинного производства и неразвитости рыночных отношений бюрократический аппарат выполнял регулирующие и координирующие функции. Многочисленная администрация была строго организована и поделена на ранги на трех уровнях управления - - центральном, региональном и местном (общинном). Жесткая иерархическая система предполагала соблюдение субординации, подчинения нижестоящих чиновников вышестоящим. Место в служебной иерархии определяло и социальное положение. Однако внутри аппарата отсутствовало разграничение между выполнением государственных обязанностей и выполнением личных поручений деспота. Как правило, функции государственного управления совмещались с обслуживанием личных и хозяйственных интересов правителя.
Характерными методами отбора бюрократии было назначение правителем на чиновничьи посты родственников, приближенных по собственному усмотрению или же по рекомендации влиятельных лиц, а также предоставление должности по праву знатности.
Классическим образцом подготовки чиновников стал Древний Китай, где в основу формирования правящей элиты был положен принцип меритократии (принцип индивидуальной заслуги). Конфуций предложил систему этического воспитания чиновников. Чиновник должен был, обладая особыми качествами и достоинствами, накапливать знания - - средство создания гармоничного благополучного государства.
Нормой политической культуры стала обязанность служащего при необходимости наставлять правителя, предостерегать его от ошибки. Китайский министр Шан-Ян ввел новую систему из 20-ти чиновничьих рангов, соответственно которым чиновники занимали должности и получали жалование. В основу бюрократического контроля была положена система взаимной слежки и круговой поруки. Чиновники отвечали за проступки своих коллег: им вменялось в обязанность донести на провинившегося.
Таким образом, коллективные формы производства, незыблемость социальной структуры, огромная роль религии предопределили традиционность древневосточных обществ, а также особую роль государственных институтов. Государство, подчинив себе общество, стало важным системным элементом.
Глава 2. Древний Египет
Древний Египет- - одно из древнейших государств в мире. Сами древние египтяне свою страну называли Кеми. Ее считали «житницей мира». Египет стоял у истоков европейской цивилизации. Письменные знаки египтян легли в основу финикийского алфавита, из которого возникла азбука греков и римлян. Египетские ученые разработали начала многих наук: астрономии, медицины, геометрии, механики и архитектуры. Люди Кеми превзошли другие народы в ремесле, технике, сельском хозяйстве (табл. 1).
Египетское государство сложилось к концу IV тысячелетия до н.э. в Северо-Восточной Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нил обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе с жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н.э.
Некоторые из ученых считают , что народ этой страны, вероятно, мог сделать еще больше, если бы его инициативу, предприимчивость не ограничивали деспотизм и каноны жреческой идеологии. Личность была подавлена властью и произволом бюрократии. Всеобщее повиновение фараону, властям лишь изредка прерывалось возмущением народных масс.
Древний Египет по своему политическому устройству представлял собой самое централизованное, бюрократическое государство Древнего Востока. Только ему присущи были четкие функциональные обязанности чиновников различных рангов. Это было государство, причины стабильности которого на протяжении тысячелетий все еще представляются загадочными.
Таблица 1
Крупнейшее государство Древнего Востока на северо-востоке Африки, территория которого простиралась широкой полосой вдоль долины Нила и его порогов до дельты. | |
Благоприятные условия для развития сельского хозяйства | Неблагоприятные условия для развития сельского хозяйства |
1) плодородная почва; 2) обилие влаги; 3) множество жарких солнечных дней в году; 4) естественные удобрения в виде речного ила | 1) обилие болот и непроходимых топей; 2) неравномерное выпадение осадков(наводнения); 3) отсутствие строевого леса; 4) нехватка металлов. |
Политическая история Древнего Египта по своей хронологии не имеет аналогов. Она насчитывает несколько тысячелетий. Первый период этой страны - - Раннее царство - - составил несколько столетий в III тыс. до н.э. Это эпоха каменных орудий, начальной стадии классового общества, преодоления сепаратизма местных правителей и консолидации номов (областей) Верхнего и Нижнего Египта. В конце данного периода сложилось единое государство. Столица Верхнего Египта - - Гераклеополь, Нижнего - - Мемфис.
Во второй половине IV тысячелетия до н.э. в Древнем Египте складываются первые государственные образования - - номы. Они также возникли вследствие развития поливного земледелия: сельские общины объединялись вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ. Ко времени образования единого египетского царства номов на его территории было около сорока. Они первоначально объединились в два самостоятельных государства - Верхний (Южный) Египет и Нижний (Северный) Египет.
К концу IV тысячелетия до н.э. цари Верхнего Египта завоевали и объединили под своей властью весь Египет.
История Древнего Египта условно подразделяется на следующие периоды:
· период Раннего царства (3100 - - 2800 гг. до н.э.);
· период Древнего царства (около 2800 - - 2250 гг. до н.э.);
· период Среднего царства (около 2050 - - 1700 гг. до н.э.);
· период Нового царства (около 1575 - - 1087 гг. до н.э.).
В конце Нового царства Египет приходит в упадок, его завоевывают сначала персы (525 г. до н.э.) затем (в IV в. до н.э.) Александр Македонский, а впоследствии римляне, включившие ко II веку до н.э. Египет в состав Римской державы.
Общественный строй. Египетское государство в периодРаннего царствапредставляло собой древний племенной союз. Основную массу населения составляли свободные крестьяне-общинники. Общины владели землей на основе общинного землевладения. Государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество. Уже в период Раннего царства в результате ведения многочисленных войн появились пленники-рабы, которых использовали в крупных хозяйствах.
В периодДревнего царстваразвитие хозяйства имело уже высокий уровень. Социальное и имущественное расслоение населения было также четко определено.
Опору власти фараона составляли вельможи, высшие жрецы и чиновники. Весь служилый люд, начиная от свободного земледельца и кончая царскими слугами, обозначался универсальным термином - - «хам».
Вельможи, правители областей по богатству могли конкурировать с правителями, их усыпальницы не уступали царским. Вероятно, фараон держал с ними советы по важным делам: так было во всех странах, где шел процесс становления раннеклассовых обществ и государственности. Ближайшим помощником царя был управляющий его дворца, он же считался казнохранителем государства. Налицо признаки дворцово-вотчинной системы. Следующим по иерархии чинов идет заготовитель припасов. Имелся многочисленный штат писцов; все учитывалось и докладывалось царю. Царь имел свое войско. На местах царскую администрацию возглавляли номархи.
Схема 2.
Царский престол могла занимать женщина; эта традиция утвердилась еще при третьем царе первой династии. Становление государственности шло параллельно с усилением царской власти; правителю стали приписывать все победы; на изваяниях той эпохи фараон возвышался над всеми остальными, в окружении опахалоносцев и царских слуг. Большие средства тратились на заупокойный культ, на сооружение усыпальниц фараона, содержание жрецов, призванных обеспечивать загробную жизнь правителя, после того как он переходил под власть Озириса - - царя мертвых.
Итогом правления фараонов Раннего царства следует считать создание единого государства. Вместе с тем предания сообщают о борьбе фараонов против сепаратистов, объединившихся вокруг номарха Нижнего Египта.
Второй период Древнего Египта - - Старое царство (большая часть III тыс. до н.э., III- -VIII династии). Эта эпоха знаменуется все большим употреблением орудий из металла, бронзы, меди, это период сооружения великих пирамид, подъема производительных сил и массового принудительного труда сотен тысяч людей на строительстве усыпальниц, где хранились мумии царей. В период Старого царства была усовершенствована система водоснабжения, что позволило существенно поднять урожайность. За счет войн возросло число пленных, рабов, особенно ливийцев, эфиопов. Невольники продавались так же, как скот, инвентарь.
В хозяйственной жизни преобладали имения вельмож, большие богатства имели храмы. Чиновники и служители культа получали владения за свою службу и могли распоряжаться таким имуществом. В имениях фараона, вельмож, в храмах трудилось коренное население, труд иноплеменных рабов в таких хозяйствах не носил массового характера. Рабы использовались в домашнем хозяйстве в качестве слуг, ремесленников.
Власть фараона становится абсолютной. Служба по ирригации и орошению, объявление войны, назначения должностных лиц, их перемещение, трудовые, финансовые повинности, служба судоходства, высший суд - - все это считалось прерогативой фараона. Он назначал, жаловал, приказывал, казнил, миловал, вводил новые указы, отменял старые и т. д. Ему воздавались божественные почести. Только самым близким вельможам дозволялось целовать ноги царя, всем остальным - - то место, где он находился; касаясь носами пола, ползли они к повелителю.
Помощниками фараона по управлению были высшие чиновники: по управлению хозяйством царя, глава судебного ведомства, по контролю за номархами, царскими складами и мастерскими. Им подчинялась масса писцов. В столице имелся градоначальник. Однако даже самые высокие чиновники не имели права вмешиваться в командование армией. Командование ополчением, войском находилось в руках самого царя, его ближайшего родственника или поручалось доверенному лицу, имевшему военный опыт, знания. Свои должности вельможи обычно передавали по наследству; их сыновья первое время проходили нечто вроде стажировки в качестве помощников, писцов, учетчиков. По мнению Ю. Я. Перепелкина, знать отнюдь не стыдилась постигать ремесла: сановники являлись владельцами мастерских, зодчими, художниками, прорабами (начальниками работ). Специалистов по делопроизводству, а также врачей готовили н учебном заведении «Дом жизни» (рис. 2.).
Власть в государстве, начиная с фараона, проявлялась в концентрации собственности у отдельных лиц. Крупная рабовладельческая знать обладала огромными земельными владениями и стояла наверху общественной лестницы, занимая важные должности при дворе и в государственном управлении. Крестьяне-общинники оставались основной рабочей силой в государстве. Хотя рабский рынок в эпоху Древнего царства уже существовал, рабов было еще мало.
Особое положение в египетском обществе заняли жрецы. Они были окружены всеобщим почитанием ввиду того, что монопольно обладали знаниями о загробном мире, владели искусством врачевания, возведения сложных архитектурных сооружений, умели вычислять площади земельных участков. Жрецы служили опорой царской власти, обожествляя и прославляя фараонов. Храмовые хозяйства освобождались от налогов и отработок в пользу государства. Фараон был не только верховным правителем, но и верховным жрецом, хотя постепенно эти функции начинают разделяться.
Рис. 2. |
Эпоху расцвета Среднего царства(XVIII в. до н.э.) характеризуют следующие важные черты общественных отношений:
- значительно растет рабовладение в частных хозяйствах и изменяется положение землевладельцев;
- происходит расслоение сельских общин, приводя к образованию мелких собственников - - неджесов.
Слой неджесов, в свою очередь, подразделяется на бедных, или маленьких, неджесов (мелких крестьян) и сильных неджесов - - разбогатевших их представителей, которые становились писцами, торговцами и землевладельцами.
В период Нового царствапродолжает развиваться рабство, чему способствуют многочисленные войны. Рабовладельческие отношения глубоко проникают в общество, хотя их патриархальный характер неоспорим. Труд рабов не только широко использовался в домашнем хозяйстве: из их среды выходили ремесленники-каменотесы, кузнецы, ткачи, строители и др.
Основная масса общинников-земледельцев беднела. Труд земледельцев в принудительном порядке использовали на царских и храмовых землях. С целью наложения различных дополнительных повинностей на непривилегированный слой населения ежегодно проводился учет людей, а также скота, птицы, имевшихся в их хозяйствах.
Продолжается и возвышение жречества. Оно превращается в замкнутую наследственную касту. Растет богатство высшего жречества, крепнет его независимость от центральной власти.
Государственный строй.В период Раннего царстваначинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителя.
В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в долине Нила.
Особенность государственного строя Древнего царствазаключается в усилении централизации управления.
Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство - - проводились под общим руководством главы государства.
Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии боготворения царя и его деяний.
Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - - верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.
После царя главным лицом в государственном аппарате был верховный сановник - - везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, управление частью областей и государственными хранилищами (изменения в Государственном строе показаны на сх. 3).
Начало эпохи Среднего царствахарактеризуется почти неограниченной властью номархов. Это объясняется так называемым «первым переходным периодом» в истории Древнего Египта, который существовал примерно с XXIII по XXI вв. до н.э. и характеризовался крайней раздробленностью страны. Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - - происходит замена независимых правителей областей (номов) новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.
Схема 3.
Основной чертой государственного строя в период Нового царствастановится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа по-прежнему делились на области - - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался везир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну (рис. 3).
Статуя царского писца Каи из его гробницы. Египет. Середина III тысячелетия до н.э. Рис. 3 |
Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую - - фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.
Регулярной армиив Древнем царстве не существовало. В случае проведения военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством. Кадрового офицерства не было: во главе военных отрядов выступал сам фараон или назначенный им сановник. В период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов.
В период Среднего царства возникает кадровое офицерство. В Египте начинает формироваться царская гвардия и личная охрана царя. После завоеваний гиксосов, с XVIII в. до н.э., в египетской армии наряду с пехотой появляются конница и боевые колесницы.
В Новом царстве идет расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики создается постоянная боеспособная армияиз земледельцев-египтян, а также мелких и средних горожан, которые находятся на полном содержании фараона. В дальнейшем потребовалось строительство пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, даже создание флота. Число офицеров, а также их роль и социальный престиж в государстве растут. Регулярная армия пополняется и в ходе периодически проводимой переписи населения, переписи военных наборов из юношей-новобранцев. Помимо новобранцев армию стали формировать и за счет отрядов наемников. Рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабил египетскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи.
Полицейские функции сначала выполняла армия, а в эпоху Нового царства - - специальные полицейские отряды, которые несли охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов.
Суд в Древнем Египте не был полностью отделен от администрации.
В Древнем царстве в качестве местного суда (кенбеты) выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции относились споры о земле и воде, семейные и наследственные отношения.
Царскими судьями в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуществлял сам фараон или везир, которые могли пересмотреть решение любого суда. В эпоху Нового царства в столице располагался суд «шести палат», достоверных сведений о компетенции которого не сохранилось.
Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца-оракула в силу его огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником.
Тюрьмы в Египте представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось отправкой различных категорий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.
Право Древнего Египта. Источники права в Древнем Египте – это:
· первоначально - обычай;
· с развитием государства - законодательная деятельность фараонов.
Самые первые законы были якобы написаны Мином, основателем первой династии фараонов. Имеются данные о фараонах, которые составляли сводные, законоположения по различным отраслям управления (Сасихис, Бокхорис, Амасис). Но эти ценнейшие памятники права не сохранились, вероятно, мало шансов найти их.
Наличие свода законов косвенно подтверждается в речении Ипувера (XVIII в. до н.э.). Верховный сановник фараона Тутмоса III (XVI - - XV вв.) во время официальных приемов держал перед собой «сорок кожаных свитков (с законами)». Как видим, они были начертаны не на папирусе, а на коже, т. е. рассчитаны на длительное хранение. В речении Ипусера, жившего в начале XVII в. до н.э. во времена народного восстания, говорится: «Свитки законов судебной палаты выброшены, и по ним ходят на перекрестках...» Ипусер огорчен гибелью законности и правопорядка, скорбит о расхищении бумаг из финансового ведомства, об уничтожении списка рабов. Народное восстание, свидетелем которого был Ипусер, до основания разрушило весь государственный правовой механизм. «Начальники повержены, спасаются бегством». К сожалению, большинство памятников египетского права не сохранилось. Этим объясняется наша малая информированность о египетской правовой системе.
Право верховной собственности на весь земельный фонд Древнего Египта было закреплено за фараоном. С его одобрения совершались различные формы земельных пожалований отдельным субъектам. Еще в древности египетские законы содержали детальные предписания о праве собственности, его формах (царская, храмовая, общинная, частновладельческая), владении и распоряжении недвижимым имуществом. Сделки с землей, скотом, рабами заключались по ритуалу, с участием свидетелей, в том числе жреца. Такие контракты обычно составлялись в суде.
В Египте существовали следующие виды земельных владений:
· государственные;
· храмовые;
· частные;
· общинные.
Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и царские вельможи. Они могли совершать различные сделки с землей - - дарить, продавать, передавать по наследству. В деревне развитие личной собственности шло медленно, поскольку община как коллектив выступала сдерживающим фактором для индивидуализации собственности. Формализм в распоряжении недвижимой собственностью - - характерная черта юриспруденции многих стран Древнего Востока.
Движимое имущество(рабы, рабочий скот, инвентарь) могло находиться в личной и иной собственности и быть предметом различных сделок.
Виды договоров, известные в древнеегипетском праве:
· договор займа;
· договор найма;
· договор купли-продажи;
· договор аренды земли;
· договор поклажи;
· договор товарищества.
Из-за особой ценности земли в Египте был создан особый порядокперехода ее из рук в руки, предусматривающий совершение трех действий:
· первое - - достижение соглашения между продавцом и покупателем о предмете договора и производстве платежа;
· второе - - клятва продавца перед лицом богов, подтверждавшая договор;
· третье - - ввод покупателя во владение, что вело к переходу права собственности на землю.
Бракв Египте заключался на основе договора между мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собственностью жены, что также определялось договором. Развод осуществлялся свободно для обеих сторон. Брак также оформлялся письменно, имел вид договора. Замужняя женщина могла распоряжаться своим имуществом. Если развод начинался по инициативе мужа, жене возвращалась часть приданого и часть имущества, нажитого совместно. Жене полагалась доля приданого и в том случае, если она покидала мужа по своей воле. Вдова могла пользоваться всем имуществом, но продать или подарить могла только свою долю. Следовательно, закон охранял имущественные интересы женщины.
Право содержало нормы о браке и семье. Женитьба и строительство дома считались понятиями равнозначными. Родители и близкие принимали самое активное участие в подборе жениха и невесты. Согласия молодых не всегда спрашивали. Браки между кровными родственниками запрещались. Но фараоны могли жениться на сестрах и даже дочерях. Судья как-то сказал: «Никакой закон не разрешает браки ссестрами, но закон дозволяет фараону делать все, что он хочет». Рамзес II за 67 лет царствования имел пять главных жен, «великих царских супруг», и много жен рангом ниже. У него было 162 сына. Рамзес III имел всего три жены, но также любил женское общество.
В Древнем Египте существовали гаремы. Муж называл свою супругу «сестрой», а она его «братом». Муж мог держать жену за талию даже в общественных местах. В отличие от греков, египтяне не целовались, а прикасались друг к другу носами. Супруги вместе ходили в храмы.Древние надписи содержат красочные описания жизни верных супругов. Вместе с тем законы и обычаи фиксируют превосходство главы семьи, мужа, брата. Муж мог избить палкой жену, а брат - - сестру, однако в «разумных пределах». Увечья наказывались. Виновный должен был доказывать, что больше не тронет свою жену, иначе мог получить сто палочных ударов и лишиться прав на совместно приобретенное имущество.
Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. Неверность жены каралась смертью. Жена, «которая обманывала и поедом ела своего мужа», была сожжена, говорится в одной из надписей. В другой сказано, что за неверность муж убил жену и бросил собакам. В литературе женщин не жаловали, у них якобы имелась масса пороков: легкомыслие, капризность, неверность, лживость, мстительность, неспособность хранить тайны. Зато мужья - - рассудительны, преданны, заботливы. Женитьба, размеры приданого, рождение ребёнка, смерть фиксировались в «Доме жизни», деловом центре, своеобразном университете. При таком акте присутствовали свидетели.
В Египте относительно долго существовал матриархат. С течением времени главой семьи становится муж, и жена несмотря на ее достаточно высокое положение в семье утрачивает прежнее равенство с ним. Египетское право разрешало наследованиекак по закону, так и по завещанию. Наследниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить
и муж, и жена.
Египетское право признавало преступлениямиширокий круг деяний, которые можно условно объединить в следующие группы:
· посягательства на государственный и общественный строй - - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны. Эти преступления считались наиболее тяжкими, и в случаях их совершения ответственность наряду с непосредственным виновником несли все члены его семьи;
· преступления религиозного характера - - убийство священных животных, чародейство;
· преступления против личности - - убийство, членовредительство;
· имущественные преступления - - кража; обвешивание, обсчет покупателя;
· преступления проти