Кульминация опричного террора — конец 1569 — лето 1570 г.
Летом 1569 г. царь получил донос: Новгород Великий, город, который всегда был под подозрением, задумал изменить: царя извести, на его место посадить старицкого князя Владимира Андреевича и передаться под власть короля польского (в 1569 г. королевство Польша и Великое княжество Литовское превратили личную унию в государственную, создав объединенное государство — Речь Посполитую) [13]. Доносчиков не смущала несуразность взаимоисключающих обвинений: какое дело новгородцам, кто будет сидеть на русском престоле, если они станут подданными польского короля; зачем им переходить под иноземную власть, если русским царем станет любезный им Владимир Андреевич? Царь выступил в поход против русского города. Перед этим он в сентябре 1569 г. вызвал к себе Владимира Андреевича с женой и младшей дочерью и заставил их принять яд. По дороге к Новгороду опричники устроили кровавые погромы в Твери, Торжке. Погибло множество жителей, были уничтожены содержавшиеся там ливонские и литовские пленные. В январе 1570 г. начался погром в Новгороде, продолжавшийся больше месяца. Погибло от трех-четырех тыс. (по подсчетам Р. Г. Скрынникова) до 10—15 тыс. человек (как полагает В. Б. Кобрин). Были ограблены новгородские церкви. В селах и деревнях Новгородской земли свирепствовали разбойничьи шайки опричников, опустошавшие и помещичьи усадьбы, и крестьянские дворы, убивавшие жителей, вывозившие насильно крестьян в свои поместья и вотчины. Несколько десятков человек погибло и в Пскове.
В феврале 1570 г. Иван Грозный с своим опричным карательным отрядом прибыл в Москву. Следствие по делам об измене кончилось лишь к началу июля, захватив не только «земских», но и некоторых из опричных людей. Среди последних оказались такие близкие Грозному люди, как князь А. И. Вяземский и Басмановы [14]. Их подвергли пыткам, «торговой казни» (публичному наказанию кнутом), затем сослали. В том же году они умерли. Их место заняли Малюта Скуратов и Василий Грязной. Казни продолжались весь 1570 г. [15]
15 июля 1570 г. состоялась публичная казнь более ста человек на Красной площади в Москве. Перед смертью людей подвергали нечеловеческим мучениям: резали живьем на куски, варили в котлах. В качестве палачей орудовали и сам царь, и его двадцатишестилетний сын царевич Иван, и опричные бояре и воеводы. Кое-кому из них через год-два пришлось тоже сложить головы на плахе [16].
25 июля 1570 г. были казнены глава Посольского приказа И. М. Висковатый, дьяки ряда важнейших земских приказов — Посольского, Поместного, Большого прихода и других, а также привезенные из Новгорода «опальные» [17].
События июля 1570 г. показали, что после выполнения основных задач по борьбе с пережитками политической раздробленности опричнина явно изжила себя [18].
Решительный перелом в истории опричнины относится к лету 1571 г. Сразу же после похода Девлет-Гирея был казнен главнокомандующий опричным войском князь Михаил Черкасский. Погибли и другие опричники, мнимые и действительные виновники военных неудач. Были казнены князь В. И. Темкин-Ростовский, неудачно оборонявший Москву от крымцев, В. П. Яковлев, отличившийся при осаде Ревеля грабежами и убийствами. Более ста видных опричников были отравлены царским лекарем Елисеем Бомелием. Опричнина была обезглавлена.
Соборное Уложение 1649 года как источник права
Изменения, произошедшие в общественно-политических отношениях, должны были получить отражение в праве. В 1648 г. был созван Земский собор, который продолжал свои заседания до 1649 г. Для составления проекта кодекса была учреждена специальная комиссия, обсуждение проекта представителями Земского собора проходило посословно. Одной из причин, ускорившей кодификационные работы, явилось обострение классовой борьбы — в 1648 г. вспыхнуло массовое восстание в Москве. Соборное уложение было принято в 1649 г. в Москве Земским собором и царем Алексеем Михайловичем. Уложение было первым печатным кодексом России, его текст был разослан в приказы и на места. Источниками Соборного уложения являлись Судебники 1497 и 1550 гг., Стоглав 1551 г., указные книги приказов (Разбойного, Земского и др.), царские указы, приговоры Боярской думы, решения земских соборов, литовское и византийское законодательство. Позднее Уложение было дополнено Новоуказными статьями. Соборное уложение состоит из 25 глав и 967 статей. В нем систематизировано и обновлено все российское законодательство, наметилось разделение правовых норм по отраслям и институтам. В изложении норм права сохранилась казуальность. Уложение открыто закрепляло привилегии господствовавшего сословия и устанавливало неравное положение зависимых сословий. В Соборном уложении закреплялся статус главы государства — царя как самодержавного и наследного монарха. С принятием Уложения завершился процесс закрепощения крестьян, устанавливалось право их бессрочного сыска и возвращения прежнему владельцу.
Главное внимание уделялось судопроизводству и уголовному праву. Более детальной регламентации были подвергнуты формы судебного процесса: обвинительно-состязательная и розыскная. Выделялись новые виды преступлений. Целями наказания стали устрашение, возмездие и изоляция преступника от общества. Соборное уложение 1649 г. было основным источником российского права до принятия Свода законов Российской Империи в 1832
Формы феодального землевладения по Соборному Уложению
Право владения землей - вотчинное право постоянно находилось в центре внимания моск. законодателя. Улож. подвело черту развитию вотч. права в Р, но неокончательную. Вотчинник несет воен. службу не как слуга, а как хозяин, защищающий свои права на монопольное владение землей. Т.о. помещик и вотчинник не одно и то же. НО: по вотчине служба, а не по службе вотчина, что радикально противоречит существованию тогда жалованных (выслуженных) вотчин. Указ от 1573г, разреш. покупку в вотчину пустопорожних поместных земель. Поэтому законодатель и ставил перед собой задачу выравнивания положения обеих форма владения. Улож. знает 3 типа вотчин: родовые, жалованные (выслуженные), купленные. Родовые вотчины по своему статусу приближены к выслуженным. различие-в принципе наследования. Купленные рассматриваются как res communis мужа и жены. Поместное право-группа норм, регулирующая земельные пожалования из дворцового, а потом из казенного фонда в качестве вознагр. за службу. осн. принцип помест. права - по службе поместье. Низший предел размера службы уже во времена Иоанна Грозного состоял в 100 четях земли, с ктх полагалось выставлять тяжеловооруженного кавалериста. Правомочия помещика: в области наследования было получено наиб. сближение помест. и вотч. права. Наслед. отношения отчасти играли роль обеспечения вдов и сирот детей боярских. Общий принцип- вместе с поместьем сыновья наследуют и службу отца. Указ от 17дек. 1636г уточнил, что поместья идут млад. сыновьям, поскольку как правило старшие уже были испомещены. Обязат. условие мены поместья-его регистрация в Поместном приказе. Интерес службы не допускал неравноценного обмена. Поместье было невозможно поменять на вотчину, но поместье можно было выкупить в вотчину. Право залога использовалось служилыми людьми как завуалированная форма продажи поместья, что прямо было запрещено законом.
19. Правовое положение крестьян, холопов и посадского населения по Соборному Уложению
1) Отмена урочных лет (те. сыска беглых)
2) кр положение переходило по наследству
3) вводилось наказание для феодалов, за приём чужих беглых крепостных. В 17 веке – новая категория холопов (кабальные холопы – на основе договора с хозяином), зависимы до смерти их хозяина. Кабальное холопство: 1) заёмное (отработка долга 2) служилое (наёмный работник (те. ежегодная зарплата). Посадские люди (городское население или рядом с городом): 1)вводится кр.пр. (те. закрепление за городом) 2)ликвидация белых слобод (привелегией которых было освобождение от налогов).
20. Становление абсолютной монархии в России. Причины перехода к абсолютизму
Становление абсолютной монархии в России относится к концу XVII в. Для нее характерны следующие признаки;
вся полнота государственной власти находится в руках одной личности;
наличие профессионального бюрократического аппарата;
создание сильной постоянной армии;
отсутствие сословно-представительных органов и учреждений.
2. Для российского абсолютизма характерны следующие особенности'.
абсолютизм в России складывался в условиях развития крепостничества, а не в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, как в Европе;
социальной опорой российского абсолютизма были крепостническое дворянство и служилое сословие, в то время как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с городами.
Установление абсолютной монархии в России сопровождалось вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни. Усиление роли государства также выразилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп. Еще одним направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения крестьян.
3. Идеология абсолютизма может быть определена как патриархальная. По специальному указанию Петра 1 Феофаном Прокоповичем был написан труд «Правда воли монаршей», в котором оправдывалась необходимость власти абсолютного монарха. Глава государства изображался «отцом народа», который знает, чего хотят его дети, поэтому он вправе их воспитывать, поучать и наказывать. Отсюда и желание контролировать все сферы общественной и частной жизни.
23. Соборное уложение 1649 г.: общая характеристика, правовое положение сословий, регулирование отношений собственности