Разрешение земельных споров

Земельные споры— это споры, возникающие между
собственниками земли и землепользователями по поводу
владения, пользования или распоряжения земельным уча-
стком.

Органы, разрешающие земельные споры:

1) суды разрешают земельные споры по поводу владе-
ния, пользования и распоряжения земельными участками,
находящимися в частной собственности, а также споры
относительно размежевания территорий сел, поселков, го-
родов, районов и областей;

2) органы местного самоуправления разрешают три
вида земельных споров в границах населенных пунктов:
относительно границ земельных участков, находящихся в
собственности граждан; относительно соблюдения граж-
данами правил добрососедства; относительно размежева-
ния границ районов в городах;

3) органы исполнительной власти по вопросам зе-
мельных ресурсов разрешают земельные споры относи-

тельно границ земельных участков за пределами населен-
ных пунктов, размещения зон санитарной охраны, охран-
ных, санитарно-защитных зон и земельных сервитутов.
Стороны в земельном споре:

1) собственники земли, землепользователи, в том числе
арендаторы;

2) физические и юридические лица, нарушившие права
и законные интересы собственников или пользователей
земли либо претендующие на получение права пользова-
ния чужим земельным участком.

Одной из сторон в земельном споре могут выступать
органы исполнительной власти по вопросам земельных
ресурсов или органы местного самоуправления.

Земельные споры рассматриваются при участии заин-
тересованных сторон, которые должны быть уведомлены
о времени и месте рассмотрения спора. В случае отсут-
ствия одной из сторон при первом разрешении вопроса
рассмотрение спора переносится. Отсутствие одной из
сторон без уважительных причин при повторном рас-
смотрении спора не останавливает его рассмотрение и
принятие решения.

Решение органа исполнительной власти по вопросам
земельных ресурсов или органа местного самоуправления
по земельному спору может быть обжаловано в суде.

18.8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Земельный кодекс Украины устанавливает три вида
юридических последствий нарушения земельного законо-
дательства:

1) недействительность сделок относительно земель-
ных участков, заключенных с нарушением установленно-
го законом порядка. Например, договор купли-продажи
земельного участка, не удостоверенный нотариусом, по ре-
шению суда признается недействительным;

2) гражданская, административная или уголовная
ответственность за:

- заключение сделок с нарушением земельного зако-
нодательства;

- самовольное занятие земельных участков;
— порча и загрязнение земель;

— размещение, проектирование, строительство, введение
в действие объектов, отрицательно влияющих на со-
стояние земель;

— использование земель не по целевому назначению;

— нарушение сроков возвращения временно занимаемых
земель;

— уничтожение межевых знаков, а также другие нару-
шения;

3) возвращение самовольно занятых земельных уча-
стков. Самовольно занятые участки земли подлежат воз-
врату собственникам земли или землепользователям без
возмещения затрат, понесенных нарушителем. Кроме того,
на счет нарушителя относится приведение земельного уча-
стка в пригодное для пользования состояние.

Нормативные источники

Земельный кодекс Украины: Закон Украины от 25 октяб-
ря 2001 г. // В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 2002. —
№ 3-4. — Ст.27.

Глава 19.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

19.1. ОТНОШЕНИЯ, КОТОРЫЕ РЕГУЛИРУЮТСЯ
АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПРАВОМ

Административное право— отрасль системы права
Украины, регулирующая общественные отношения в сфе-
ре государственного управления.

Административно-правовое отношение —это управ-
ленческое отношение, урегулированное нормой админист-
ративного права. Специфика этого вида правовых отно-
шений состоит в том, что они носят властный харак-
тер: эти отношения возникают между властвующим и
подвластным, между субъектами, неравными друг другу.
Таково, например, правоотношение между водителем ав-
тотранспортного средства и остановившим его инспекто-
ром дорожно-патрульной службы ГАИ.

Структура административно-правового отношения:

1) субъекты. Один из участников административно-
правового отношения — должностное лицо или орган го-
сударственной исполнительной власти, действующие в пре-
делах своей компетенции. Вторым участником может
выступать физическое или юридическое лицо.

Административная правоспособность физического лица
(гражданина Украины, иностранного гражданина или под-
данного, лица без гражданства) возникает с момента рож-
дения и прекращается его смертью.

Административная дееспособность физического лица
зависит от возраста. Частичная дееспособность граждан
Украины возникает с достижением школьного возраста.
Граждане Украины, достигшие 16 лет, обязаны иметь пас-
порт и зарегистрироваться по месту постоянного житель-
ства. Полная административная правоспособность возни-
кает с достижением 18 лет.

Административная деликтоспособностъ (способность
нести юридическую ответственность за нарушение норм
административного законодательства) зависит от возрас-
та и вменяемости. Общий возраст, с которого возможно





наступление административной ответственности, опреде-
лен Кодексом об административных правонарушениях и
составляет 16 лет. Вменяемость — это такое психиче-
ское состояние, при котором лицо в момент совершения
проступка способно осознавать свои действия и руково-
дить ими.

Административная правосубъектность юридического лица
возникает в момент его государственной регистрации;

2) объект. Объектом административного правоотно-
шения является то социальное благо, по поводу которого
возникло данное отношение. Например, нормальное функ-
ционирование органов государственной власти, правопо-
рядок и общественный порядок;

3) содержание. Содержанием административного пра-
воотношения являются права и обязанности его участни-
ков.

Проанализируем структуру правоотношения, возник-
шего между инспектором дорожно-патрульной службы
ГАИ и водителем автомобиля, превысившим допустимую
скорость движения. Субъектами данного правоотношения
выступают представитель государственной власти и под-
властное лицо. Объектом является реальное социальное
благо — безопасность дорожного движения, его участни-
ков. Содержанием является право инспектора ДПС ГАИ
требовать прекращения правонарушения и обязанность
водителя подчиниться законному требованию.

Наши рекомендации