Новые индустриальные страны. Какие страны туда входят?
Рост внешней задолженности предопределил направление поиска новой экономической политики развивающихся стран. Вместо импортозамещающей индустриализации было решено всемерно развивать экспортные возможности, так как рост экспорта давал надежду на ослабление долгового бремени. Стал поощряться ввоз иностранного капитала. А для его привлечения надо было проводить рыночные реформы: стабилизировать денежное обращение, для чего приходилось сокращать государственные расходы, приватизировать государственный сектор, вводить свободные цены и т. д.
На такой путь развития встали сначала Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, затем к ним присоединились Индонезия, Малайзия, Филиппины.
Используя иностранный капитал и технологии, обильные трудовые ресурсы на местах, им удалось создать развитую обрабатывающую промышленность, работающую в основном на экспорт и успешно конкурирующую на рынках стран Запада. Создав потенциал для ускоренного развития, эти страны добиваются стабильно высоких темпов роста экономики.
Для этой группы стран примером успешного развития служит Япония.
Многие процессы, происходившие в Японии после Второй мировой войны, обернулись для нее благом. После американской оккупации в Японии были проведены экономические и политические реформы, которые изменили японское общество, ее государственный строй. Права императора были ограничены новой конституцией, в стране утвердилась парламентская демократия с многопартийной системой, чего прежде не было.
Реформы сыграли большую роль в возрождении страны и «японского чуда». В течение всего нескольких десятков лет Япония из аграрной страны превратилась в индустриальную сверхдержаву. Уже к 1980-м гг. объем промышленного производства Японии превысил уровень 1950 г. в 24 раза. Среднегодовые темпы прироста продукции в 1960—1970-е гг. составляли 14,6 %, в то время как во всем капиталистическом мире 5,5 %.
В Японии ныне активно развивается наука и техника завтрашнего дня, страна имеет развитую инфраструктуру, систему образования, здравоохранения и социального страхования.
За этими достижениями стоит напряженный и подчас изнуряющий дисциплинированный труд. Успехи этой страны связаны также с государственной политикой, которая помогает бизнесу, развитию науки, образования, отстаивает позиции Японии на международной арене.
Среди «новых индустриальных стран» сложный путь к прогрессу прошла Южная Корея. Во многом трагические события на Корейском полуострове были следствием стратегического положения страны, из-за которой соперничали Россия, Япония, США, Китай. В 1910 г. Корея стала колонией Японии. После войны, в 1945 г. Северная Корея была освобождена СССР, в Южной Корее – капитуляцию японских войск приняли США. Линия разграничения зон влияния двух держав прошла по 38-й параллели. Советско-американское соперничество завершилось расколом страны. В 1948 г. на юге полуострова образовалась Корейская республика, на севере – Корейская Народно-Демократическая республика. Проблема воссоединения страны не решена и поныне. Взаимоотношения двух корейских государств были сложными, вооруженные столкновения между ними стали обычным явлением. В 1950 г. между ними началась гражданская война, завершившаяся в 1953 г. Закончилась она безрезультатно, объединение страны не произошло.
Существенные изменения произошли в Южной Корее после свержения диктаторского режима Ли Сын Мана. Но последующие режимы, хотя и были диктаторскими, но начали осуществлять модернизацию страны. Моделью национального и экономического развития стала Япония. Большая помощь стране шла из США. Вместе с капиталами в Южную Корею хлынули новая техника и технологии. Страна взяла курс на покупку патентов, лицензий. В стране большое внимание уделялось контролю за целевым расходованием средств. Преимуществом южнокорейского бизнеса была дешевая рабочая сила. Проблема улучшения материального положения большинства населения в стране сохраняется напряженной. Это сказывается и на процессах демократизации общественной жизни. Но страна пытается решать данные проблемы.