Понятие преступления и система наказаний, суд и процесс по Псковской судной грамоте.
Преступлением в соответствии с Псковской судной грамотой являлось причинение ущерба не только частным лицам, но и государству. Таким образом, складывалось понятие преступления как общественно опасного деяния.
Субъектом преступления признавались все лица независимо от социального происхождения. В случае совершения преступления несколькими лицами соучастники несли одинаковую ответственность.
Система преступлений выглядит следующим образом: • против государства: измена, «перевет»;
• против судебных органов: тайный посул судье, насильственное вторжение в судебное помещение, оскорбление судебного должностного лица; • имущественные: татьба - простая, квалифицированная или неоднократная; грабеж, разбой, кража, поджог, конокрадство; • против личности: убийство, нанесение побоев, оскорбление действием.
За совершение государственных и иных наиболее опасных преступлений устанавливалось наказание в виде смертной казни. Совершение других преступлений чаще всего каралось штрафом, размер которого зависел от тяжести преступления.
Процесс носил обвинительно-состязательный характер, Судопроизводство Новгорода и Пскова регламентировалось; более подробно и четко, чем в Русской Правде. В соответствии с судными грамотами возрастала роль суда и судебных должностных лиц. Ответчик вызывался на суд повесткой. В случае сопротивления к нему применялся привод. Свидетели вызывались в суд при помощи судебных агентов. Изменилась система доказательств. К упомянутым в Русской Правде судебным доказательствам (свидетельские показания, вещественные доказательства, ордалии, присяги) добавились новые: судебный поединок и письменные доказательства («доски» - частные расписки и «записи» - официально заверенные документы).
Возникает институт судебного представительства для защиты интересов женщин, монахов, стариков и детей.
Судебное делопроизводство возлагалось на дьяков. Решение суда оформлялось судной грамотой. Сторона, выигравшая дело, получала «правую» грамоту. Разрешенные судом дела не подлежали пересмотру.
10. Государственно-политическое устройство и право Монгольской кочевой империи. Влияние Золотой Орды на формирование российских государственно-правовых институтов
До конца XII в. монгольские племена вели натуральное хозяйство и кочевой образ жизни, перемещаясь в степях к северу от пустыни Гоби (современная Монголия).
На рубеже XII–XIII вв. ожесточенная борьба между различными монгольскими племенами завершилась образованием единого Монгольского государства, обладавшего сильной военной организацией, в основе могущества которой была сила знаменитой монгольской конницы. В рамках новой государственности монгольские племена со временем сплотились в единую народность.
Темучин (ок. 1155–1227), лидер наиболее сильного и удачливого монгольского племени, был избран ханом всех монголов под именем Чингисхана. Он повел захватническую политику, покорив Китай Ср. Азию и Закавказье.
Во главе Золотой Ордыстоял хан, потомок Чингисхана, обладавший неограниченной деспотической властью. Для решения наиболее важных вопросов (в частности, для выборов хана) собирался съезд монголо-татарской знати – курултай.Центральный гос. аппарат состоял из распорядительных и судебных ведомств, возглавлявшихся ханскими царедворцами, подчинявшихся монарху. Местные органы управления находились в руках монголо-татарской феодальной знати, местные управители – даруги и баскаки – походили на «малых ханов».
С принятием исламаправо Зол. Орды оказалось тесно связано с шариатом, который стал вытеснять древнее традиционное собрание монгольских законов и обычаев.
Уголовные законы были чрезвычайно жестокими, основным видом наказания являлась смертная казнь, включая ее наиболее изощренные виды. Одним из наиболее тяжелых преступлений считалось конокрадство.
Главой Литовского государствабыл великий князь (господарь), чьи отношения с другими феодалами строились на основе вассалитета.
Власть господаря по наиболее важным гос. вопросам (в частности, в области законодательства и правосудия) ограничивалась советом панов (паны-радой), в которую после Кревской унии (соглашения 1385 г. о династическом союзе между Польшей и Великим княжеством Литовским), помимо крупнейших вассалов господаря (магнатов), были включены католические епископы, крупные воеводы и высшие должностные лица центрального управления.
Все члены паны-рады и шляхта составляли Великий вальный сейм, созывавшийся как минимум раз в два года.
На места (в воеводства и староства) господарь назначал соответственно воевод и старост, которые осуществляли все функции административной, военной и судебной власти.
Ряд литовских городов (в частности, Вильнюс и Каунас) обладали самоуправлением, во главе городской администрации стояли выборные органы, кооптировавшиеся из среды богатых горожан.
Среди источников права Литовского великого княжества особое место занимают Русская Правда и Померанская Правда (сборник прусского обычного права), а также местное древнелитовское обычное право. Позже законотворчеством занялись и литовские господари (начиная с Казимира IV), совместно с паны-радой.