Древние дославянские государства на территории Восточной Европы (Скифия, Хазария, Волжская Булгария).
Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства
Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они создали почву для образования трех ветвей славянства – западных, южных и восточных славян.
Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. крайне скудны. Западные и восточные источники отмечают уже в IV—VI вв. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Также отмечается единство законов, т. е. определенного правопорядка. Источники VII в. говорят о существовании трех восточнославянских объединений: Куявии – в районе Киевской земли, Славии – в районе озера Ильмень, Артании – либо Тмутаракань на Таманском полуострове, либо местность в бассейне Волги. Государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной, однако она создала фундамент для возникновения позднее Древнерусского государства.
Момент возникновения Древнерусского государстванельзя определить с достаточной точностью, разными историками это событие датируется по-разному, однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в. В германских хрониках с 839 г. упоминаются русские князья – хаканами.
Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгород был призван на княжение Рюрик с братьями. С этой даты традиция начинает отсчет русской государственности. Варяжские князья пришли на Русь и сели на престолы: Рюрик – в Новгороде, Трувор – в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус – в Белоозере. Через некоторое время Рюрик объединил земли братьев под своей властью.
В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли. С этого времени восточнославянские земли объединяются в огромное по тем временам государство.
Теории происхождения Древнерусского государства.
Норманнская – государство организовали варяги, призванные на княжение – Рюрик, Синеус и Трувор. Основа теории – «Повесть временных лет» Нестора, где упоминается призвание в Новгород на княжение Рюрика и его братьев. Такое решение было якобы вызвано тем, что славяне перессорились между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Варяги и установили на Руси государственный строй.
Антинорманнская – Древнерусское государство образовалось под влиянием объективных причин. Ряд других источников говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Норманны в тот исторический период находились на более низком уровне экономического и политического развития, чем славяне. Кроме того, государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей, это есть результат сложного и долгого развития социальной структуры общества.
Волжская Болгария
Среднее Поволжье и Нижнее Прикамье в средние века являлось типичной контактной зоной, на которой происходило взаимодействие различных кочевых и земледельческих народов, закончившееся сложением Волжской Болгарии.
В начале нашей эры пустующие земли Среднего Поволжья и Прикамья занимают земледельческие племена, переселившиеся сюда из Поднепровья в IV в. (Именьковская культура). В культуре именьковского населения много общего с Черняховской, Пшеворской, Зарубинецкой и другими славянскими культурами Польши и Украины. В VII в. под давлением тюркоязычных скотоводов-кочевников часть славянского населения отходит на Средний Дон (Волынцевская культура), а часть остается на месте и принимает участие в этногенезе волжских болгар, сохранив этническое название эсегел (производное от ас-сакалиба, т.е. славяне).
Славяне приносят на Среднюю Волгу пашенное земледелие и развитый сельскохозяйственный инвентарь (железные плуги, серпы, сохи, косы, жернова). Второе место после земледелия занимает разведение коров, овец, лошадей и свиней. Местами проживания являются открытые поселения и городища, расположенные в труднодоступных местах. Поселения застроены длинными и небольшими наземными домами столбовой конструкции с наземными очагами. На них в большом количестве обнаруживаются остатки развитого металлургического производства (горны, железные крицы, шлаки), готовые изделия из металла (наконечники копий, стрел, мечи, шлемы и кольчуги, топоры, тесла, молоты, кузнечные щипцы, рыболовные крючки, удила, стремена, пряжки, проволочные серьги, фибулы, гривны, подвески, и ременные накладки), многочисленные обломки глиняной посуды, пряслица, вотивные статуэтки и игрушки. Керамика содержит примесь толченого шамота, что делает ее поверхность шероховатой. Среди сосудов встречаются разнообразные горшки от крупных корчаг и до миниатюрных солонок, миски, крышки.
Захоронения совершаются по обряду кремации на стороне. Кальцинированные кости со случайными вещами высыпались в небольшие грунтовые ямы, в дно которых, иногда, вбиты топоры и копья (пшеворская традиция). Ингумация встречается значительно реже.
Тюрко-язычные племена скотоводов начинают расселяться на Средней Волге и Прикамье с VII в. Наиболее ранние курганные могильники этого времени найдены на Самарской Луке (Новинковский, Брусянский и др. могильники) и вблизи Ульяновска (Шиловский курганный могильник). В VIII-X вв. Прикамья достигают еще несколько миграционных волн болгар, угров, печенегов, которые наряду с проживающими здесь ранее славянами приняли самое деятельное участие в сложение государства Волжская Болгария.
Ведущее место занимали болгары, ведущие до начала X в. кочевой образ жизни и не знающие долговременных поселений. Ими оставлены многочисленные курганные и грунтовые могильники (Больше-Тарханский, Больше-Тиганский, Танкеевский, Тетюшский). Несколько могильников и отдельных захоронений этого времени открыто на территории Ульяновской области (Автозаводской, Кайбельский, Уренский, Больше-Ключищенское, Тургеневское). Погребения болгар совершены в грунтовых ямах. Рядом с ними найдены кости лошади и овец, оружие, орудия труда, конскую упряжь и стремена, кувшины и горшки, немногочисленные украшения (пастовые бусы, кольца, серьги, подвески, браслеты, ременные накладки). Для погребений угров характерны серебренные лицевые маски и многочисленные металлические украшения (шумящие подвески, диски, гривны, браслеты и т.д.).
В X в. волжские болгары переходят к оседлости. В это время появляются первые города, принимается ислам и начинается сложение однообразной культуры Волжской Болгарии. К началу XIII в. Волжская Болгария начитывает около 700 селищ и 170 городищ, среди которых не менее 30-35 настоящих городов, являющихся центрами администрации, производства, торговли. Особенностью городов является расположение не на мысах, а на ровном месте у источников воды. Потому города обнесены кольцевыми валами и рвами. Среди них выделяются столичные и региональные центры. Письменные источники сообщают названия лишь некоторых из них: Болгар, Биляр, Сувар, Ошель, Джукетау, Кашан, Бряхимов и т.д. На территории Ульяновской области остатками городов являются крупные городища у сел Старое Алейкино, Красное Сюндюково, Кокрять. Крупнейшим городом Волжской Болгарии домонгольского периода является Биляр. Он обладающий сложной внутренней структурой (детинец, внутренний и внешний город, неукрепленный пригород) и окружен многорядными земляными валами и рвами. На территории Биляра обнаружена каменная мечеть, многочисленные кирпичные бани и усадьбы, караван-сараи и иные общественные постройки с подпольной системой отопления. Исследователи обращают внимание на значительное сходство архитектурных традиций домонгольского кирпичного зодчества волжских болгар и Среднеазиатского региона. Города поменьше состоят из укрепленного детинца и одной укрепленной внутренней части (Красно-Сюндюковское городище), из двух укрепленных частей (Староалейкинское городище), или из одной укрепленной части (Старо-Рождественское городище). Преобладают наземные, рубленные из бревен жилища. Но встречаются небольшие полуземлянки с глинобитной печью в углу (славянский интерьер). Сельские поселения застроены усадьбами, состоящими из дома с глубоким подпольем и хозяйственных объектов (погребок, зернохранилище, мусорные ямы).
Раскопки городов и пригородов выявили высокий уровень развития ремесла, обслуживающего не только население Волжской Болгарии, но и окружающие финно-угорские народы. Об уровне металлургии свидетельствуют частые находки на болгарских поселениях и городищах железных шлаков, остатков металлургических печей, воздуходувных сопел. Сырьем для производства железа являлись луговые и болотные руды, широко распространенные в Среднем Поволжье. Развитию металлургии способствовали и неисчислимые лесные запасы, необходимые для получения древесного угля. Высокоразвитый уровень черной металлургии и железообработки волжских болгар позволил полностью обеспечить потребности хозяйства и обороны в железных и стальных орудиях и оружие. Болгарские кузнецы освоили приемы варки стали, закалки и цементации, получения пакетного металла. Из меди и бронзы отливали посуду, светильники, замочки, украшения, ременные наборы, пряжки и другие изделия. С меднолитейным делом напрямую было тесно связано и ювелирное ремесло, которое в Волжской Болгарии получило значительное развитие. Болгарские ювелиры прекрасно освоили тонкую технологию зерни, зерни, скани, финифти, филиграни. Некоторые виды ювелирных изделий (например, витые и плетеные проволочные браслеты) стали характерной принадлежностью волжско-болгарской материальной культуры. По ним археологи даже прослеживают очень далекие торговые контакты Волжской Болгарии с народами Западной Сибири и Урала.
Славились волжские болгары и продукцией косторезного производства, обработкой кожи, дерева, ткачеством, гончарным промыслом. Значительная масса изготавливаемой керамики была продукцией специализированных ремесленных мастерских и предназначалась для реализации на рынке. Ассортимент гончарных изделий включает кувшины, чашки, миски, хумы, котлы, светильники и даже детские игрушки. Болгарская посуда отличается прекрасным обжигом и лощением по поверхности. В XI в. было освоено производство поливной керамики зеленого и коричневого цвета, а также кирпичей-плинфы в массе идущей на сооружение мечетей, бань, общественных зданий. Кирпичные бани с подпольным отоплением римского типа обнаружены, не только в столичных городах, но и в провинциальных населенных пунктах (Красносюндюковское городище). Помещения освещались через окна со стеклами местного изготовления, имеющими вид тонких дисков диаметром в 20-30 см. В мастерских стеклодувов производилась и разнообразная стеклянная посуда (кубки, рюмочки, флакончики).
Основой экономики Волжской Болгарии является пашенное земледелие, процветающее на черноземных почвах, и оседлое скотоводство. Основными орудиями являются тяжелый плуг с железным лемехом, косы, серпы, мотыжки. Культивировали пшеницу, просо, ячмень, полбу, чечевицу, горох, вику и рожь. Овес являлся примесью к другим культурам. Среди технических культур разводился лен, реже - конопля. Зерно хранилось в ямах с глиняной обмазкой, либо в наземных деревянных амбарах. Помол муки осуществлялся на ручных каменных жерновах. Сочетание благоприятных природных условий и высокоразвитых навыков земледелия превратило Волжскую Болгарию в крупнейшую житницу Восточной Европы. Болгары разводили коров, лошадей, коз, овец, кур, гусей и уток. Обилие рек и озер создавало благоприятные условия для занятий рыболовством. Рыбу ловили всеми известными сегодня способами. Важное место занимала добыча пушного зверя и бортничество, но, в целом, охота заметной роли не играла.
Выгодное географическое положение на перекрестке важнейших торговых путей из Европы в страны Востока стимулировало развитие торговли и обмена, как на внутреннем, так и внешнем рынке. На территории болгарских городов обнаружены колонии русских, армянских, еврейских купцов. Частыми находками являются гирьки от весов, арабские и европейские монеты. В X в. на короткое время начинает чеканиться собственная монета, выпуск которой возобновляется в XII в. от имени халифа Насир-лид-Дина, правившего в Багдаде в конце XII-начале XIII
вв. Выпуск монет возобновляется вскоре после монгольского завоевания и образования в Поволжье государства Золотой Орды и уже под именем золотоордынских ханов.
В XIII в. Волжская Болгария завоевывается монголами и становится личным улусом правителя Золотой Орды. При хане Берке начинают возрождаться разрушенные болгарские города, очень быстро восстанавливается ремесленное производство и архитектура. Болгары налаживают выпуск первого в Европе чугуна. Высокий ремесленный и сельскохозяйственный уровень сохраняется и в эпоху Казанского ханства, вошедшего в состав России в середине XVI в.
Основные теории образования Древнерусского государства:
1) норманнская теория, создателями которой являются немецкие ученые Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер. Основанием для норманнской теории послужила древнерусская летопись XII века Повесть временных лет, где говорилось о призвании на княжение на Русскую землю варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, опираясь на которую сторонники этой теории делают вывод
о том, что братья-варяги основали Древнерусское государство и дали ему название Русь;
2) антинорманнская теория (М.В. Ломоносов, В.Г.Белинский, Н.И. Костомаров и др.) считает, что образование Древнерусского государства явилось следствием глубоких эволюционных исторических процессов (разложение первобытнообщинного строя и развитие феодальных отношений), а не было создано выходцами из Скандинавии. Опровергая норманнское происхождение слова Русь, российские исследователи доказали, что племя рось существовало среди восточных славян задолго до появления варяжских князей. Норманнская теория утвердилась как антирусская политическая доктрина и широко использовалась Гитлером в годы Второй мировой войны для оправдания захватнических войн против славянских народов.
- Родоплеменной строй у восточных славян. Появление и закрепление государственно-правовых институтов у славянских племен. Древнейшие сведения о русском праве.
Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства
Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они создали почву для образования трех ветвей славянства – западных, южных и восточных славян.
Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. крайне скудны. Западные и восточные источники отмечают уже в IV—VI вв. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Также отмечается единство законов, т. е. определенного правопорядка. Источники VII в. говорят о существовании трех восточнославянских объединений: Куявии – в районе Киевской земли, Славии – в районе озера Ильмень, Артании – либо Тмутаракань на Таманском полуострове, либо местность в бассейне Волги. Государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной, однако она создала фундамент для возникновения позднее Древнерусского государства.
Момент возникновения Древнерусского государстванельзя определить с достаточной точностью, разными историками это событие датируется по-разному, однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в. В германских хрониках с 839 г. упоминаются русские князья – хаканами.
Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгород был призван на княжение Рюрик с братьями. С этой даты традиция начинает отсчет русской государственности. Варяжские князья пришли на Русь и сели на престолы: Рюрик – в Новгороде, Трувор – в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус – в Белоозере. Через некоторое время Рюрик объединил земли братьев под своей властью.
В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли. С этого времени восточнославянские земли объединяются в огромное по тем временам государство.
Теории происхождения Древнерусского государства.
Норманнская – государство организовали варяги, призванные на княжение – Рюрик, Синеус и Трувор. Основа теории – «Повесть временных лет» Нестора, где упоминается призвание в Новгород на княжение Рюрика и его братьев. Такое решение было якобы вызвано тем, что славяне перессорились между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Варяги и установили на Руси государственный строй.
Антинорманнская – Древнерусское государство образовалось под влиянием объективных причин. Ряд других источников говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Норманны в тот исторический период находились на более низком уровне экономического и политического развития, чем славяне. Кроме того, государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей, это есть результат сложного и долгого развития социальной структуры общества.
Древние дославянские государства на территории Восточной Европы (Скифия, Хазария, Волжская Булгария).
Формирование единого Древнерусского государства обусловлено становлением древнерусской народности ипроцессом объединения восточнославянских племен.
Особенностями формирования Древнерусскогогосударства являются:
1) географические и климатические условия (большие слабонаселенные территории, трудности сообщения между отдельными землями - реки, озера, что затрудняло координацию всех земель и проведение единой государственной политики);
2) проживание на территории .Древнерусского государства различных по этническому составу племен, что выразилось в образовании многонационального государства;
3) взаимоотношения с соседними народами игосударствами.
Скифы появляются в степях Восточной Европы в VII в. до н.э., подчиняя местное население. С III в. до н.э. территория Скифии сокращается до границ Крымского_полуострова,_а_к_I_в. до н.э. они окончательно завоевываются племенными группами сармат. Как и их предшественники киммерийцы скифы прославились разрушительными походами в страны Передней Азии. Ими оказано огромное влияние на племена лесостепной и лесной зоны Восточной Европы.
Территория Скифии занимает степные пространства Северного Причерноморья от Дуная до Дона. По сообщениям Геродота среди скифов известны племена земледельцев, но господствующее положение принадлежит царским скифам, занимающихся номадизмом в степях Северного Причерноморья и Крыма. Для наиболее ранних скифских памятников характерен еще не устоявшийся погребальный обряд в обширных грунтовых ямах под невысокими насыпями. Над курганами установлены антропоморфные стелы с изображением усов, меча, секиры, гривны, ритона, горита и др. В ямах отмечены следы деревянных конструкций. По краям ям находят десятки захороненных лошадей. Покойников сопровождает богатейший инвентарь: мечи и кинжалы с перекрестием в виде сердечка или бабочки, бронзовые наконечники стрел, копья, пластинчатые доспехи, шлемы, зеркала, ритоны, боевые железные секиры, конское снаряжение, предметы скифского искусства. Начиная с VI в. до н.э. складывается устойчивый облик скифской культуры. Царские погребения совершаются в катакомбе на глубине 4-5 м и перекрыты высокой земляной насыпью (до 28 м.) с каменной или глиняной облицовкой. Их сопровождают останки многочисленных коней и богатые поминальные дары, включающие оружие, украшения, конскую упряжь. Золото, серебро и бронза в украшениях никогда не смешиваются и являются показателем социального ранга. Одежда мужчин и женщин расшита сотнями бляшек из металла. Часто встречаются бронзовые литые котлы с ручками на поддоне, детали повозок, колеса. Рядовые скифы хоронились значительно скромнее в небольших ямах на подстилке из войлока или циновке под низкими насыпями. Их сопровождал лук и колчан со стрелами, копье, меч, украшения, бронзовые удила и украшения, горшок с пищей. Оружие встречается и в женских могилах.
Столицей поздней Скифии является окруженный каменными стенами город Неаполь в Крыму. Но основная масса населения сосредоточена на лесостепной окраине Скифии в многочисленных оседлых поселениях и городищах, самые крупные из которых достигают фантастических размеров 6 х 10 км (Бельское городище). На городищах найдены наземные и углубленные в землю дома круглой и квадратной формы из бревен с двускатной крышей и глинобитным очагом. Вокруг жилищ располагаются хозяйственные постройки, ямы для хранения зерна, остатки производств. На поселениях встречается много хозяйственных изделий из железа: топоры, пилы, клещи, молотки, серпы. Скифы продают хлеб и рабов в Древнюю Грецию. Довольно часто на городищах находят греческие амфоры и украшения. Скифы предпринимают попытки создания собственного флота и чеканки монет. Они известны как умелые ювелиры и создатели звериного стиля в искусстве.
Сарматы являются родственниками скифов и с VII по IV вв. до н.э. они проживали в степях Заволжья и Приуралья под именем савромат. В III в до н.э. сарматы вторгаются на территорию Скифии и в I
в. до н.э. окончательно ее завоевывают. Господство в степях Восточной Европы поздних групп сармат под именем алан продолжается до IV в. н.э., пока они не вытесняются гуннами.
В культуре сармат много общего со скифами, но они ведут исключительно кочевой образ жизни и не знают оседлых поселений и городищ. Основным источником по изучению сармат являются погребения, совершаемые в ямах под курганами. Стены могильных ям укреплены деревом, а дно застелено циновкой. В могилах много оружия: трехлопастные наконечники стрел из бронзы и железа, луки, длинные мечи, копья, бронзовые шлемы, пластинчатые панцири и кольчуги. Оружие имеется и в женских погребениях. Древнейшая сарматская керамика похожа на посуду эпохи бронзы. Но под влиянием греческих городов Северного Причерноморья у сармат появляются высокогорлые кувшины с ручками и носиками-сливами. Наряду с глиняной посудой для варки мяса используются бронзовые котлы с ручками
Родственные скифам и сарматам кочевые сообщества в раннем железном веке населяют степи Казахстана, Средней Азии и южной Сибири. Вокруг Аральского моря и Балхаша обитают кочевые саки и массагеты, оставившие пазырыкские курганы Алтая. В Хакасии и Красноярском крае распространена Тагарская культура. В Забайкалье современниками скифов и сармат являются гунны, создавшие огромную империю по северным границам Китая. Под влиянием гуннов в Южной Сибири складывается Таштыкская культура
Волжская Болгария
Среднее Поволжье и Нижнее Прикамье в средние века являлось типичной контактной зоной, на которой происходило взаимодействие различных кочевых и земледельческих народов, закончившееся сложением Волжской Болгарии.
В начале нашей эры пустующие земли Среднего Поволжья и Прикамья занимают земледельческие племена, переселившиеся сюда из Поднепровья в IV в. (Именьковская культура). В культуре именьковского населения много общего с Черняховской, Пшеворской, Зарубинецкой и другими славянскими культурами Польши и Украины. В VII в. под давлением тюркоязычных скотоводов-кочевников часть славянского населения отходит на Средний Дон (Волынцевская культура), а часть остается на месте и принимает участие в этногенезе волжских болгар, сохранив этническое название эсегел (производное от ас-сакалиба, т.е. славяне).
Славяне приносят на Среднюю Волгу пашенное земледелие и развитый сельскохозяйственный инвентарь (железные плуги, серпы, сохи, косы, жернова). Второе место после земледелия занимает разведение коров, овец, лошадей и свиней. Местами проживания являются открытые поселения и городища, расположенные в труднодоступных местах. Поселения застроены длинными и небольшими наземными домами столбовой конструкции с наземными очагами. На них в большом количестве обнаруживаются остатки развитого металлургического производства (горны, железные крицы, шлаки), готовые изделия из металла (наконечники копий, стрел, мечи, шлемы и кольчуги, топоры, тесла, молоты, кузнечные щипцы, рыболовные крючки, удила, стремена, пряжки, проволочные серьги, фибулы, гривны, подвески, и ременные накладки), многочисленные обломки глиняной посуды, пряслица, вотивные статуэтки и игрушки. Керамика содержит примесь толченого шамота, что делает ее поверхность шероховатой. Среди сосудов встречаются разнообразные горшки от крупных корчаг и до миниатюрных солонок, миски, крышки.
Захоронения совершаются по обряду кремации на стороне. Кальцинированные кости со случайными вещами высыпались в небольшие грунтовые ямы, в дно которых, иногда, вбиты топоры и копья (пшеворская традиция). Ингумация встречается значительно реже.
Тюрко-язычные племена скотоводов начинают расселяться на Средней Волге и Прикамье с VII в. Наиболее ранние курганные могильники этого времени найдены на Самарской Луке (Новинковский, Брусянский и др. могильники) и вблизи Ульяновска (Шиловский курганный могильник). В VIII-X вв. Прикамья достигают еще несколько миграционных волн болгар, угров, печенегов, которые наряду с проживающими здесь ранее славянами приняли самое деятельное участие в сложение государства Волжская Болгария.
Ведущее место занимали болгары, ведущие до начала X в. кочевой образ жизни и не знающие долговременных поселений. Ими оставлены многочисленные курганные и грунтовые могильники (Больше-Тарханский, Больше-Тиганский, Танкеевский, Тетюшский). Несколько могильников и отдельных захоронений этого времени открыто на территории Ульяновской области (Автозаводской, Кайбельский, Уренский, Больше-Ключищенское, Тургеневское). Погребения болгар совершены в грунтовых ямах. Рядом с ними найдены кости лошади и овец, оружие, орудия труда, конскую упряжь и стремена, кувшины и горшки, немногочисленные украшения (пастовые бусы, кольца, серьги, подвески, браслеты, ременные накладки). Для погребений угров характерны серебренные лицевые маски и многочисленные металлические украшения (шумящие подвески, диски, гривны, браслеты и т.д.).
В X в. волжские болгары переходят к оседлости. В это время появляются первые города, принимается ислам и начинается сложение однообразной культуры Волжской Болгарии. К началу XIII в. Волжская Болгария начитывает около 700 селищ и 170 городищ, среди которых не менее 30-35 настоящих городов, являющихся центрами администрации, производства, торговли. Особенностью городов является расположение не на мысах, а на ровном месте у источников воды. Потому города обнесены кольцевыми валами и рвами. Среди них выделяются столичные и региональные центры. Письменные источники сообщают названия лишь некоторых из них: Болгар, Биляр, Сувар, Ошель, Джукетау, Кашан, Бряхимов и т.д. На территории Ульяновской области остатками городов являются крупные городища у сел Старое Алейкино, Красное Сюндюково, Кокрять. Крупнейшим городом Волжской Болгарии домонгольского периода является Биляр. Он обладающий сложной внутренней структурой (детинец, внутренний и внешний город, неукрепленный пригород) и окружен многорядными земляными валами и рвами. На территории Биляра обнаружена каменная мечеть, многочисленные кирпичные бани и усадьбы, караван-сараи и иные общественные постройки с подпольной системой отопления. Исследователи обращают внимание на значительное сходство архитектурных традиций домонгольского кирпичного зодчества волжских болгар и Среднеазиатского региона. Города поменьше состоят из укрепленного детинца и одной укрепленной внутренней части (Красно-Сюндюковское городище), из двух укрепленных частей (Староалейкинское городище), или из одной укрепленной части (Старо-Рождественское городище). Преобладают наземные, рубленные из бревен жилища. Но встречаются небольшие полуземлянки с глинобитной печью в углу (славянский интерьер). Сельские поселения застроены усадьбами, состоящими из дома с глубоким подпольем и хозяйственных объектов (погребок, зернохранилище, мусорные ямы).
Раскопки городов и пригородов выявили высокий уровень развития ремесла, обслуживающего не только население Волжской Болгарии, но и окружающие финно-угорские народы. Об уровне металлургии свидетельствуют частые находки на болгарских поселениях и городищах железных шлаков, остатков металлургических печей, воздуходувных сопел. Сырьем для производства железа являлись луговые и болотные руды, широко распространенные в Среднем Поволжье. Развитию металлургии способствовали и неисчислимые лесные запасы, необходимые для получения древесного угля. Высокоразвитый уровень черной металлургии и железообработки волжских болгар позволил полностью обеспечить потребности хозяйства и обороны в железных и стальных орудиях и оружие. Болгарские кузнецы освоили приемы варки стали, закалки и цементации, получения пакетного металла. Из меди и бронзы отливали посуду, светильники, замочки, украшения, ременные наборы, пряжки и другие изделия. С меднолитейным делом напрямую было тесно связано и ювелирное ремесло, которое в Волжской Болгарии получило значительное развитие. Болгарские ювелиры прекрасно освоили тонкую технологию зерни, зерни, скани, финифти, филиграни. Некоторые виды ювелирных изделий (например, витые и плетеные проволочные браслеты) стали характерной принадлежностью волжско-болгарской материальной культуры. По ним археологи даже прослеживают очень далекие торговые контакты Волжской Болгарии с народами Западной Сибири и Урала.
Славились волжские болгары и продукцией косторезного производства, обработкой кожи, дерева, ткачеством, гончарным промыслом. Значительная масса изготавливаемой керамики была продукцией специализированных ремесленных мастерских и предназначалась для реализации на рынке. Ассортимент гончарных изделий включает кувшины, чашки, миски, хумы, котлы, светильники и даже детские игрушки. Болгарская посуда отличается прекрасным обжигом и лощением по поверхности. В XI в. было освоено производство поливной керамики зеленого и коричневого цвета, а также кирпичей-плинфы в массе идущей на сооружение мечетей, бань, общественных зданий. Кирпичные бани с подпольным отоплением римского типа обнаружены, не только в столичных городах, но и в провинциальных населенных пунктах (Красносюндюковское городище). Помещения освещались через окна со стеклами местного изготовления, имеющими вид тонких дисков диаметром в 20-30 см. В мастерских стеклодувов производилась и разнообразная стеклянная посуда (кубки, рюмочки, флакончики).
Основой экономики Волжской Болгарии является пашенное земледелие, процветающее на черноземных почвах, и оседлое скотоводство. Основными орудиями являются тяжелый плуг с железным лемехом, косы, серпы, мотыжки. Культивировали пшеницу, просо, ячмень, полбу, чечевицу, горох, вику и рожь. Овес являлся примесью к другим культурам. Среди технических культур разводился лен, реже - конопля. Зерно хранилось в ямах с глиняной обмазкой, либо в наземных деревянных амбарах. Помол муки осуществлялся на ручных каменных жерновах. Сочетание благоприятных природных условий и высокоразвитых навыков земледелия превратило Волжскую Болгарию в крупнейшую житницу Восточной Европы. Болгары разводили коров, лошадей, коз, овец, кур, гусей и уток. Обилие рек и озер создавало благоприятные условия для занятий рыболовством. Рыбу ловили всеми известными сегодня способами. Важное место занимала добыча пушного зверя и бортничество, но, в целом, охота заметной роли не играла.
Выгодное географическое положение на перекрестке важнейших торговых путей из Европы в страны Востока стимулировало развитие торговли и обмена, как на внутреннем, так и внешнем рынке. На территории болгарских городов обнаружены колонии русских, армянских, еврейских купцов. Частыми находками являются гирьки от весов, арабские и европейские монеты. В X в. на короткое время начинает чеканиться собственная монета, выпуск которой возобновляется в XII в. от имени халифа Насир-лид-Дина, правившего в Багдаде в конце XII-начале XIII
вв. Выпуск монет возобновляется вскоре после монгольского завоевания и образования в Поволжье государства Золотой Орды и уже под именем золотоордынских ханов.
В XIII в. Волжская Болгария завоевывается монголами и становится личным улусом правителя Золотой Орды. При хане Берке начинают возрождаться разрушенные болгарские города, очень быстро восстанавливается ремесленное производство и архитектура. Болгары налаживают выпуск первого в Европе чугуна. Высокий ремесленный и сельскохозяйственный уровень сохраняется и в эпоху Казанского ханства, вошедшего в состав России в середине XVI в.
Основные теории образования Древнерусского государства:
1) норманнская теория, создателями которой являются немецкие ученые Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер. Основанием для норманнской теории послужила древнерусская летопись XII века Повесть временных лет, где говорилось о призвании на княжение на Русскую землю варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, опираясь на которую сторонники этой теории делают вывод
о том, что братья-варяги основали Древнерусское государство и дали ему название Русь;
2) антинорманнская теория (М.В. Ломоносов, В.Г.Белинский, Н.И. Костомаров и др.) считает, что образование Древнерусского государства явилось следствием глубоких эволюционных исторических процессов (разложение первобытнообщинного строя и развитие феодальных отношений), а не было создано выходцами из Скандинавии. Опровергая норманнское происхождение слова Русь, российские исследователи доказали, что племя рось существовало среди восточных славян задолго до появления варяжских князей. Норманнская теория утвердилась как антирусская политическая доктрина и широко использовалась Гитлером в годы Второй мировой войны для оправдания захватнических войн против славянских народов.
- Родоплеменной строй у восточных славян. Появление и закрепление государственно-правовых институтов у славянских племен. Древнейшие сведения о русском праве.