Организация управления экономикой региона
Организационная структура управления является социально-экономической категорией, характеризующей отношения совокупных звеньев аппарата управления и существующих между ними организационных связей, выражающих взаимодействие и координацию элементов внутри данной системы. Структура отражает состав элементов, внутреннюю форму организации системы, ее статику, тогда как организационные отношения обеспечивают тесноту и эффективность структурных связей.
Организационная структура управления имеет три сферы применения: государственная, коммерческая и общественная.
Если продолжить структурирование, то каждый из этих сфер имеет в свою очередь такие уровни: 1) государственная: федеральный, региональные уровни и уровни казенных предприятий; 2) коммерческая сфера- охватывает различные уровни корпоративного управления (т.е. управления общественных коллективных собственников: малого, среднего и крупного предпринимательства, которое представлена различными организационными формами), также это субъекты хозяйствования – кооперативы, концерны, холдинги и др; 3) общественная сфера- приобретает в современных условиях особый характер. Если раньше организации общественного самоуправления имели ограниченные функции, то теперь общественными структурами являются с одной стороны представительства, судебные органы, государственные общественные фонды, организации самоуправления, а с другой стороны- структуры попечительского характера, т.к политические движения и партии.
Такая типологизация организационных структур обуславливает соответствующие формы организационного управления: министерства, ведомства, комитеты, ассоциации, акционерные общества, муниципальные образования, частные и казенные предприятия, банки и.т.п.
Все вместе элементы организационной структуры образуют организационное единство для реализации общей цели экономики региона.
Каждый элемент наделен своими функциями. Эти функции взаимосвязаны, как взаимосвязаны элементы, т.к. не может быть чистых функций без их носителей.
Так как внешняя среда региональной хозяйствующей системы изменчива, то соответственно ей меняется и организационная структура управления и функции ее элементов. Поэтому развитие рыночной экономики предполагает формирование новых организационных отношений и структур управления. Во-первых, характерным становится перераспределение функций между органами государственного, коммерческого и общественного уровней. Причем изменения организации управления экономикой идет на основе делегирования полномочий, функций не только сверху вниз, но и снизу вверх. Надо отметить, что стремление верхней власти расширить свою самостоятельность по сравнению с федеральным центром имеет особые причины:
1) Невозможность центральной власти как прежде аккумулировать у себя все доходы от налогов и прибыли.
2) Центральная власть фактически не может обеспечить формирование и достижение социальных стандартов в регионах, т.к. все регионы существенно дифференцированы по уровню развития и каждый регион составляет свои социально-экономические стандарты (индикаторы управления в РТ). Поэтому данная функция, а также функции социальной поддержки и защиты закрепляется за регионами.
Во-вторых,со временем происходит моральное старение структуры управления, а поэтому необходимо изменение этих структур, которые становятся не способными мобилизировать организационные резервы, следовательно формируются перспективные организационные структуры, соответствующие рыночной среде, которые призваны содействовать условиям для качественного преобразования в системе общественных отношений. Через эти структуры управления стимулируются интенсивные, т.е. качественные факторы роста социальной и экономической активности и эффективности. На организационные структуры управления влияют определенные факторы, которые объективно обуславливают преобразование этих структур и подчиняют эти структуры волевому воздействию полномочных организаций и ответственных лиц.
В первую группу входят объективные факторы, которые влияют как на организационную структуру управления, так и на организационную структуру производства и всей экономики в целом. В первую очередь это фактор- научно-технический прогресс. Его следствием является изменение элементного состава орг. Структуры производства и управления. Другим объективным фактором в отечественных условиях выступает формирование и развитие рыночной среды. В условиях административно-командной экономики подавляющей была роль субъективного фактора, волевые решения отдельных ведомств, гос и хоз организаций, субъективное мнение политических лидеров. Воздействие этих факторов на орг структуру зависит от типа орг структур. В современных условиях выделяю 2 типа: экстенсивный (количественный, командно-административный), интенсивный (качественный, товарно-рыночный). Особенность интенсивного заключается в том, что возрастает роль социальных факторов, общество социализируется. Тоже самое происходит и с экономикой, которая составляет материальную базу общественного развития, цель повышение качества жизни, что требует сбалансированности всех элементов организационной структуры управления. Так как меняются приоритеты, так и , поэтому должны изменяться и связи между элементами структур, т.к. внимание руководителей разных уровней управления теперь должно быть сосредоточено не на командных функциях по распределению в регионе ресурсов, а на выявлении проблем развития экономики и на формирование условий повышения эффективности и на удовлетворение потребностей населения региона. Т. О. интенсивный тип производства приобретает стратегическое значение.
Условия и предпосылки создания качественно новых орг структур управления интенсивного типа являются следующее:
1) перевод социально-экономических функций министерств и ведомств, региональных структур управления, предприятий и организаций всех существующих и создающихся, формирующихся государственных, коммерческих и общественных организационных структур на социально ориентированные рыночные отношения;
2) Реализация социальных целей большим количеством государственных, региональных, муниципальных, коммерческих структур. Акценты расставляются таким образом, чтобы все элементы, составляющие социальный комплекс, были задействованы при решении текущих и перспективных социальных задач. Разнообразные духовные и физические запросы человека становятся тем общественным индикатором, с помощью которого определяются направления инвестиционной, научно-прикладной, экономической и технической политики. Критерием качества организационных структур производства и управления выступает наибольший конечный социально-психологический и даже психологический результат. В экстенсивном типе орг структур больше централизации и контроля, бюрократия, примитивизм рыночных отношений, невосприимчивость к изменениям, практическое отсутствие стратегии развития¸ затратный принцип функционирования, преобладание командных методов над экономическими и коллегиальными, слабое адаптирование к изменениям.
Итак, в связи с перераспределением функций между центром и регионами, организация управления региональной экономики неизбежна. Происходят организационно-структурные изменения. В этих изменениях можно выделить следующие направления, которые должны реализовывать органы гос управления. 1) В таких условиях особое значение имеет поддержка со стороны управленческих структур, жизнеспособных предприятий, в том числе на данном этапе убыточных, но имеющих возможности перспективы экономического роста, это необходимо для поддержки приемлемого уровня на региональном рынке предложения товаров, особенно потребительских, занятости, удержки роста соц напряженности. 2) Работа структур управления по обеспечению регулярного свертывания предприятий, которые являются экономически неперспективными. 3) Создание условий со стороны гос структур для организации рациональных хоз связей в регионе и с другими регионами в интересах регионального сообщества. 4) обеспечение устойчивости функционирования основных систем жизнеобеспечения и предотвращение разрушения основных элементов производственной и социальной инфраструктуры. 5) не допущение технологических и экологических катастроф и с этой целью обеспечение хотя бы минимального уровня инвестиций. 6) Изменение рыночной структуры путем поддержки предпринимателей, главным образом малого и среднего, которые при незначительных вложениях обеспечивают значительное количество рабочих мест, увеличение товаров и услуг и способствуют преодолению монополизма в экономике региона. 7) поиск потенциальных инвесторов, создание благоприятного инвестиционного климата и условий для эффективного использования иностранных кредитов 8) формирование эффективной институциональной среды в регионе способствующей повышению качества жизни населения. 9) активное продвижение региональных товаров и самого региона на мировой рынок по средствам совершенствования правовой базы в регионе и повышении степени капитализации региона. 10) совершенствование налогообложения на территории региона, что позволит расширить финансовые основы функционирования экономики в регионе.
Т.о. выше отмечено, что значительным образом возрастет роль организационных форм управления, что требует соответствуеще1 реструктуризации системы управления. И эти структурные изменения должны протекать постоянно т.к. постоянно меняется внешняя среда и внутренняя среда регионов, следовательно надо совершенствовать как аппарат работы президента так и спец исполнительных аппаратов в правительстве и реорганизовывать сферы управления.
8. Формирование стратегии развития региона и муниципальных образований.
Стратегия – это общее направление развития.Компонентами стратегического управления являются; стратегическое планирование, реализация стратегии и стратегический контроль. Цикл стратегического управления (см. рис.) состоит из стратегического планирования, в рамках которого определяются цели, проводится SWOT-анализ, разрабатываются стратегия и способы ее реализации, построенные на философии организации, ее оргструктуре, подготовленности персонала, организации деловых процессов и стратегического контроля.
Разработка региональных прогнозов базируется на двух универсальных подходах - генетическом и нормативно-целевом. При первом подходе направления регионального развития обосновываются исходя из достигнутого уровня развития производительных сил региона, наметившихся региональных проблем. При втором подходе пути развития региона ставятся в зависимость от предварительно сформулированных целей. Оба подхода дополняют друг друга, сопоставление результатов, полученных на их основе, повышает обоснованность и достоверность результатов прогнозирования.
Особенностью современной парадигмы управления экономическим развитием муниципального образования является то, что, во-первых, управление становится стратегическим, а во-вторых, экономическое развитие территории и эффективное управление этим процессом становятся заботой не только управленцев, но и бизнесменов, политиков и, безусловно, всего населения территории.