Виды территориального деления страны.

Деление территории на регионы принято называть районированием. Оно проводится в соответствии с поставленными целями, в связи с чем может быть осуществлено на нескольких уровнях.

На макроуровне происходит деление общей территории страны на две макрозоны – Европейскую и Восточную. Деление территории РФ на две зоны более точно ориентирует на выявление важнейших природных ресурсов, рациональное развитие и размещение производительных сил на долгосрочную перспективу, решение глобальных государственных задач.

Экономические районы и федеральные округа. Основным элементом территориальной структуры на этом макроуровне выступает экономический район. Он выделяется специализацией в территориальном разделении труда, имеет присущую только ему структуру хозяйства, получившую развитие на основе специфического для данной территории сочетания природных ресурсов и социально-экономических предпосылок. Обязательный признак экономического района – относительно законченная система воспроизводственного процесса.

В настоящее время выделено 11 крупных экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Крупными экономические районы называются исходя главным образом из занимаемой площади. Они не имеют органов управления. В силу географического расположения Калининградская область считается самостоятельным экономическим районом, хотя не является крупным.

В целях укрепления государственного единства, обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования контроля за исполнением их решений в соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2000г. на территории РФ выделены 7 федеральных округов: Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

Субъекты РФ. На мезоуровне происходит выделение в составе крупных экономических районов среднего звена мезорегионов, к которым относятся с 1 января 2007 года 86 субъектов РФ (включая 2 города федерального значения – Москву и СПб). Это районы областного, краевого, республиканского типа. Они представляют собой вполне самостоятельные экономические образования, имеют органы управления. Субъектами РФ выступают: 21 суверенная республика, 44 областей, 8 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 2 города федерального подчинения (измениения:1 декабря 2005 года на карте России появился Пермский край, а с 1 января 2007 года - Красноярский край, объединивший три субъекта).

В состав каждого крупного экономического района входит ряд субъектов РФ. Так, в состав Волго-Вятского экономического района входят две области (Нижегородская и Кировская) и три республики (Марий Эл, Мордовия, Чувашская).

Административно-территориальное устройство – система территориальной организации государства, на основе которой действуют органы государственной власти и МСУ. Административно-терриориальные образования в составе регионов – субъектов РФ представляют собой относительно самостоятельные производственно-территориальные еденицы с собственной системой управления, с собственными закономерностями общественного производства, так как выделяются с учетом рационального размещения производительных сил, тесноты внутренних связей, территориальных особенностей (исторических, национальных, этических). Выделение адми-тер образований в составе субъектов РФ определяется спецификой расселения населения и сложностью централизованного управления социально-экономическими процессами на обширной территории государства и направлено на обеспечение эффективности и оперативности территориального управления.

Районирование подразумевает не только общее – по всей территории станы, но и внутреннее. На микроуровне происходит деление субъекта Федерации на такие адм-тер образования, как районы, города, поселки городского типа, сельские поселения.

Выделение территориальных единиц не является застывшим процессом, оно может видоизменяться в зависимости от конкретных соц-эк условий. В частности, существующая ныне сетка экономических районов считается не совсем пригодной и требует определенной корректировки в соответствии с государственными задачами и научными принципами районирования. К ее основным недостаткам относятся: 1) практически универсальное использования для решения разнохарактерных задач (текущих и стратегических); 2) разномасштабность отдельных районов, сильно отличающихся экономическим потенциалом; 3) недостаточно полное и последовательное отражение принципа территориальной специализации; 4) чрезмерная дифференциация в пределах многих районов оценок на ресурсы многоцелевого значения.

Ряд ученых предполагают ликвидировать недостатки сложившейся тер-орг структуры посредством предоставления всем субъектам равных не только экономических, но и политических прав или перехода к однозначному территориальному делению на сложившейся областной основе. В настоящее время существует ряд проектов, направленных на укрупнение сетки админ-эконом образований, поскольку в последние годы прослеживается реализация идеи усиления межрегиональной интеграции смежных областей, краев, республик. Практика показывает, что самостоятельно, без участия федерального центра, регионам не под силу создать объединяющие тер-орг структуры.

2. Цели и методы регионального развития

В литературе под развитием понимают прогрессивное изменение. В региональном аспекте - как правило, это развитие материальной основы региона. Это развитие можно рассматривать с количественной и качественной сторон. Если изменение количественное, то происходит экономический рост, качественное- изменение структурных характеристик объекта, которые ведут к изменению содержания развития и приобретение системой новых характеристик.

Развитие региона- многомерный и многоаспектный процесс, который включает в себя:

§ Рост производства и доходов, перемены в институциональной, административной и социальной структурах

§ Перемены в традициях и привычках

§ Перемены в общественном сознании, но Конечной целью в любые времена являлось улучшение качества жизни населения, которое

включает в себя 3 основных направления:

§ повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение его образования

§ создание условий, способствующих росту самоуважения людей;

§ увеличение степени свободы людей, в том числе экономической свободы.

К объектам управления региональным развитием относятся:

1) управление возникновения новых и развитие старых производств

2) развитие городской инфраструктуры, прежде всего связей и коммуникаций

3) занятость и благосостояние населения

Администрация для целей управления этими сферами использует разнообразные методы воздействия на экономическое развитие:

1) создание в регионе общих благоприятных условий для развития деловой активности;

2) регулирование деловой активности

3) прямая кооперация администрации района и бизнеса. Последний- чаще всего используется для решения социальных проблем. Это бюджетозамещающий метод. Раньше использовался бюджетодополняющий метод. Предприниматели сейчас разрабатывают проекты в социальной сфере, сохраняя тем самым средства бюджета для решения других задач. При этом такие бизнес проекты предполагают получение прибыли, что повышает их заинтересованность в решении социальных проблем.

Наши рекомендации