Органы службы занятости, их права и обязанности
Работу органов службы занятости возглавляет и организует Министерство труда и социального развития РФ с его органами на местах.
Финансирование органов службы занятости производится за счет средств федерального бюджета на соответствующий год. Из федерального бюджета финансируются расходы на выплату пособий по безработице и стипендий в размерах, установленных Законом о занятости, а также расходы на прочие выплаты безработным гражданам, осуществление мероприятий по содействию трудоустройству населения, организацию профессионального обучения безработных граждан и профессиональной ориентации граждан, содержание органов и учреждений федеральной государственной службы занятости населения и другие мероприятия по содействию занятости населения.
В соответствии с Законом о занятости по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления мероприятия по содействию занятости населения, в том числе по социальной поддержке безработных, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов).
Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников.
Министерстве труда и социального развития РФ «возглавляет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения и службы по урегулированию коллективных трудовых споров». Оно создает свои территориальные органы службы занятости и урегулирования коллективных трудовых споров.
Федеральная государственная служба занятости населения является единой федеральной системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на:
-оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
-разработку и реализацию федеральных, территориальных (республиканских, краевых, областных, окружных, районных, городских) и других программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
-содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
-организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
-осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работу федеральной государственной службы занятости населения возглавляет и организует федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами в области занятости населения.
Следует иметь в виду, что территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
На территориях субъектов Российской Федерации, городских, сельских поселений и на других территориях органы службы занятости координируют свою деятельность с деятельностью соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения.
Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно. Однако, учреждения федеральной государственной службы занятости населения могут оказывать работодателям платные услуги, пречень и порядок предоставления которых определяются Правительством РФ.
Права органов службы занятости населения следующие:
-запрашивать у работодателей соответствующую информацию о предполагаемом высвобождении работников и данные о потребности в рабочей силе, о числе высвобожденных, принятых и уволенных;
-направлять работодателям, при наличии у них потребности в рабочей силе, граждан для трудоустройства;
-разрабатывать и вносить на рассмотрение местных органов самоуправления предложения об установлении квот приема лиц, нуждающихся в особой социальной защите.
-заключать по доверенности работодателей от их имени договоры с гражданами о работе в другой местности, -выплачивать им за счет средств работодателя компенсации по переезду в другую местность для работы;
-направлять безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;
-оказывать материальную помощь семьям безработных; взыскивать с работодателей в бесспорном порядке страховые взносы в фонд занятости, штрафы и недоимки по ним.
Обязанности органов службы занятости населения следующие:
-анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу и информировать о состоянии рынка труда;
-вести учет свободных рабочих мест и трудоустраиваемых граждан;
-информировать граждан и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой;
-помогать гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников;
-организовывать профподготовку, переобучение и повышение квалификации безработных граждан в учебных -центрах органов занятости и других учебных заведениях;
-оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;
-регистрировать безработных и оказывать им помощь;
-разрабатывать федеральные, территориальные (республиканские и региональные) программы занятости граждан;
-оплачивать стоимость профподготовки и переподготовки граждан, если их трудоустройство требует этого, и устанавливать им стипендии на время обучения и выплачивать их;
-назначать пособия по безработице и приостанавливать их выплату;
-устанавливать надбавки на иждивенцев к этим пособиям;
-подготавливать предложения и заключения об использовании труда иностранных рабочих в России.
Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основесоблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством РФ; реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством;создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих; разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы; соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов и т.д.
Основные понятия социального партнерства и его принципы
Социальное партнерство - это "система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений" (ст. 23 ТК РФ).
Федеральный закон "О коллективных договорах и соглашениях" (с изм. и доп.) впервые признал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда, урегулировал социально-партнерские соглашения, но не раскрыл понятия социального партнерства. Действующий Трудовой кодекс РФ в ст. 2 называет социальное партнерство одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут быть сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами.
От сторон социального партнерства следует отличать органы социального партнерства. Статья 35 Трудового кодекса РФ закрепляет многоступенчатую систему комиссий, регулирующих социально-трудовые отношения.
На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ. Законы субъектов РФ, положения, утверждаемые представительными органами местного самоуправления, регламентируют деятельность территориальных трехсторонних комиссий, действующих в рамках определенных территорий или муниципальных образований.
На федеральном уровне или на уровне субъекта Российской Федерации могут создаваться отраслевые (межотраслевые) комиссии в целях проведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. На локальном уровне, т.е. на уровне конкретной организации, - комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.
Статья 35 Трудового кодекса РФ определяет и сферу деятельности этих комиссий. К ней относятся: обеспечение регулирования социально-трудовых отношений; ведение коллективных переговоров и подготовка проектов коллективного договора, соглашений, их заключение; организация контроля за выполнением коллективного договора и соглашений. Следует заметить, что социально-трудовые отношения - понятие более широкое, чем трудовые отношения, т.к. оно включает в себя отношения по социальному обеспечению, бытовому обслуживанию и другие отношения социальной сферы.
Система социального партнерства включает следующие уровни:
- федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
- региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;
- отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
- территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
- уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в основном действуют на принципах трипартизма, представляющих интересы работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства или органов местного самоуправления. Все нормативные акты, действующие на этих уровнях, должны приниматься и применяться с учетом принципов социального партнерства.
Социальное партнерство как самостоятельный институт трудового права имеет свои принципы, которые не противоречат основным принципам правового регулирования трудовых отношений, а развивают их применительно к данному институту.
Основными принципами социального партнерства, закрепленными в ст. 24 Трудового кодекса РФ, являются:
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
- соблюдение сторонами и их представителями правовых актов;
- полномочность представителей сторон;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Формы социального партнерства (ст.27 ТК РФ). Социальное партнерство осуществляется в формах:
- коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
- взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
- участия работников, их представителей в управлении организацией;
- участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
В современных условиях возросла регулятивная роль коллективного договора. Он является наиболее значимой формой социального партнерства. Коллективный договор - это "правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей".
Коллективные договоры являются нормативными соглашениями. Они содержат правовые нормы, регулирующие общественные отношения, отнесенные к предмету трудового права, и признаются источниками трудового права.
Геополитика
1. Современное геополитическое положение РФ (характеристика ядра, срединной зоны и внутренней периферии российского геопространства).
Структура геопространства, согласно Н.Б. Крондо, включает в себя ядро, срединную зону, внутреннюю и внешнюю периферии, оси развития. Существенное значение имеют также и границы2.
По размеру территории Россия остается на первом месте в мире – 17,0754 млн км2. К тому же это – единственная крупная держава, полностью обеспеченная энергоресурсами, в то время, как, например, Япония зависит от экспорта энергоресурсов на 82%, Германия и Франция – на 50-52%, США – на 23%.
Компактность(эта характеристика показывает не размеры территории, а равномерность граничной черты; наличие выступов – острова, полуострова, анклавы снижают компактность пространства, затрудняя сообщение с периферийной зоной и обеспечение ее безопасности) российского пространства снизилась. Появились один анклав – Калининградская область – и две зоны со значительно деформированной линией границ. Первая охватывает весь Северный Кавказ и Нижний Дон, соединяясь с основной территорией неширокой перемычкой между Волгоградом и Шахтами. Вторая расположена на юге Западной Сибири. Там север Казахстана вклинивается на территорию России, разрезая Южный Урал и Кузбасс. Понятно, что такое расположение неоптимально как с экономических, так и с военно-стратегических позиций.
Ядророссийского пространства – Московский регион. Его территориальное расположение не изменилось, но геополитическое, социально-экономическое и социально-политическое положение стало довольно специфическим. Со смещением страны на север и восток в геополитическом смысле Москва уже не является естественным центром России, управление страной из Москвы неудобно. Также западное расположение столицы символизирует ориентацию страны на Запад – и это при отсутствии для нее в Европе реального места, по крайней мере, в близком будущем. В социально-экономическом и социально-политическом отношении Москва стала, по сути, внутренним анклавом. В нем аккумулируются 70-80% всех финансовых потоков бывшего Союза, здесь самый высокий уровень жизни, сюда направляются основные инвестиции, основные политические события происходят только здесь. Более того, явно наметилась тенденция к дальнейшему самозамыканию столичного региона. По многим положениям к такому же состоянию приближается Санкт-Петербург.
Наличие внутренних анклавов вообще является особенностью развивающихся стран, например Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу в Бразилии, Мехико в Мексике и т.д. Ясно, что если «сердце» страны живет своей жизнью, совершенно отличной от жизни страны, здоровым такой государственный организм быть не может. И еще один важный для современной России момент — почивающая на лаврах в роли распределителя богатств всей страны Москва сейчас не в состоянии выполнять важнейшую функцию нравственно-духовного центр государства.
Срединная зона России – это пространство между Санкт-Петербургом, Донбассом и Новосибирском. Сейчас южная граница этого треугольника сместилась до Ростова-на-Дону. Этой зоне преимущественного проживания русского народа недальновидно уделялось недостаточно внимания и в советское время. Ее социально-экономическое развитие отставало от развития многих периферийных областей. Ныне положение здесь еще хуже, что, в конечном счете, грозит экономической стагнацией и демографической смертью региона. Срединная зона России, следуя за периферией, начинает разрываться в широтном направлении. Западные части страны вовлекаются в атлантическую, а восточные – в тихоокеанскую системы. Континентальный блок, основными составными частями которого были Россия, Германия и в какой-то мере Франция, с ослаблением России начинает становиться атлантическо-континентальным, тяготея к атлантическому ансамблю государств. Его центр смещается на Запад.
Территории между Москвой и Уралом, а также Западная Сибирь, т.е. срединное пространство не только России, но и Евразии, теряют свое геополитическое значение, постепенно становясь периферийными. Чтобы избежать участи придатка атлантического региона или третьесортного члена тихоокеанского сообщества, России необходимо всемерно укреплять свои срединные территорий, экономический, культурный и демографический подъем которых должен стать основным делом нации.
Внутренняя периферия охватывает территории, расположенные между срединной зоной и государственными границами. По сравнению с СССР, у России резко уменьшились доступные выходы к Черному и Балтийскому морям, она лишилась самых крупных морских портов и военно-морских баз (на Балтике – Таллинна с Новоталлиннским портовым районом, Риги, крупнейших нефтеэкспортных портов Вентспилса и Клайпеды с паромным железнодорожным оборудованием, военно-морской базы в Лиепае; на Черном море – Одессы – Ильчевска, Николаева, Херсона, Усть-Дунайска, Южного, Ялты, Феодосии, Поти, Батуми). Калининградская область с портом Калининград и военно-морской базой Балтийск оказалась изолированной от основной территории России. Военно-стратегическое значение Калининградской области для России намного важнее ее экономического значения, поскольку расширяет возможности по прикрытию своих западных морских границ и обеспечивает присутствие российского ВМФ на Балтике.
Неоднозначные толкования исторических прав на эту землю создают предпосылки для оспаривания ее статуса Германией, Польшей и Литвой. С момента официального вступления Польши и стран Балтии в НАТО граница между Калининградской областью и Польшей стала границей между Россией и НАТО. Тяжелое экономическое положение области создает благоприятную среду для осуществления странами НАТО, прежде всего Германией, «мягкого проникновения» в нее посредством явной или скрытой (через механизмы свободной экономической зоны) экономической, культурной и демографической экспансии. Литовские национал-радикалы активно выступают за присоединение области к Литве. В игру вовлекаются Дания и Швеция. Излишне говорить, что такое положение не может не беспокоить Россию.
Еще одна критическая точка находится на юге. Хотя ключ к определению статуса Каспийского моря находится в руках России и Ирана, фактически его нефтяные богатства отданы на разграбление иностранному капиталу под азербайджанским патронажем. С точки зрения геостратегии, Россия сама обеими руками прокладывает пути в Закавказье и Среднюю Азию для Запада.
2. Современное геополитическое положение РФ (характеристика внешней периферии российского геопространства).
Внешняя периферия включает все республики бывшего СССР. Внешняя периферия все более удаляется от России, ее элементы начинают попадать в поле тяготения других геополитических центров – США, Германии, Турции, Ирана, Китая. Если эта тенденция не прекратится, то Россия вовсе останется без внешней периферии, так как Западная (Прибалтика) и Юго-Западная (Украина и Молдова) зоны перейдут в европейское геополитическое пространство, а Закавказье и Средняя Азия могут войти в туранское пространство с центром в Турции. Между Россией и Западом появился двойной буферный пояс из бывших соцстран (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария) и новых независимых государств (Эстония, Литва, Латвия, Украина, Молдова и Белоруссия, союз с которой пока носит более декларативный характер).
Взаимоотношения России и Белоруссии требуют не столько геополитического, сколько политологического анализа, поскольку движущие мотивы антиинтеграционной и антибелорусской кампании лежат вне плоскости российских геополитических и вообще каких-либо государственных интересов, зато они совершенно в русле геополитических интересов известных государств.
Наиболее серьезным ударом по российскому историческому пространству стало отделение от него Украины, это нанесло ранее единому геополитическому образованию непоправимый урон. Россия и Украина в геополитическом отношении составляют одно целое, разрыв этой общности создает здесь опасный очаг конфликта. Собственно говоря, почти вся Украина, кроме Западной, составляет с европейской Россией одно гомогенное пространство. Ныне украинские националисты претендуют на Кубань, часть Ставропольского края, районы Брянской, Ростовской и Воронежской областей, а также на южные районы Белоруссии. Русские более или менее обоснованно заявляют свои права на Крым с Севастополем, Донбасс и Новороссию, ведь до половины территории современной Украины составляют земли, отвоеванные Россией у Турции и заселявшиеся одновременно и русскими, и украинцами.
Украинское руководство не оставляет надежды «вписаться» в Европу, в том числе религиозно. Но войти в Европу полноправным членом Украина не сможет, самостоятельно структурировать прилегающее к ней евразийское геополитическое пространство также не в ее силах. Ее субъектность интересует Запад исключительно с точки зрения противодействия усилению России, поэтому Украину всячески подталкивают к союзу с Польшей и Прибалтикой. Парадоксально, но нынешняя Украина в новом геополитическом раскладе, мыслимом Западом, призвана играть роль своего векового противника – Польши, этой вечной анти-России.
Будучи стратегически важной частью Восточной Европы Украина в силу своей широтной растянутости и региональной специфики национального состава населения подвергается риску территориальной дифференциации: Северо-Западная Украина, особенно Галиция и Закарпатье, тяготеет к Европе, Юг Украины – к южной России. Итак, геополитическая субъектность Украины в предполагаемом мировом порядке основывается на ее противостоянии России, поэтому в случае исчезновения оной как геополитической величины существование самостоятельной Украины теряет всякий смысл.
Украина постоянно осуществляет маятниковую политику, устами своих политиков то заявляя о стратегическом партнерстве с Россией и нерушимом братстве, то принимаясь рассуждать о своей европейской идентичности. Яблоком раздора являются с геополитической точки зрения Крым (где расположена база Черноморского флота Севастополь) и Керченский пролив. Недавний конфликт из-за острова Тузла весьма показателен.
Для замыкания Балто-Черноморской дуги, которая «заперла» бы Россию в глубине континента, не хватает еще одного звена – Белоруссии. Поэтому Запад «проявляет озабоченность соблюдением прав человека» в этой пророссийски настроенной республике (так же как и в Югославии, но при этом почему-то не вспоминает, например, о тысячах истребленных курдов в Турции).
Прежняя ориентация российского МИДа на «традиционное» зарубежье, преимущественно на Запад, привела к тому, что произошел почти непоправимый и уже небезопасный разрыв во взаимоотношениях России со странами СНГ. Это уже повлекло за собой оживление интереса «дальнего зарубежья», в особенности Турции, Ирана, стран Ближнего и Среднего Востока, к регионам, традиционно являвшимся жизненно важными для России. Между Турцией и Ираном идет внешне невидимая ожесточенная схватка за распространение зон своего влияния на Центральную Азию. Страны Ближнего и Среднего Востока, видя попустительство России в этом вопросе, тоже включились в борьбу за лакомый кусок.
Узбекистан, видя полную отрешенность России от вопросов взаимодействия с Центральной Азией, разработал собственную концепцию, во многом заменяющую роль и место России в этом регионе. Нескрываемый интерес к этому региону проявляют США. Американцев в экономическом плане интересуют оборонная промышленность Узбекистана, залежи полезных ископаемых.
Казахстан с его солидным потенциалом, вначале тянувшийся к России, но, натолкнувшись на ее полное равнодушие, отошел от России на такое расстояние, что по многим вопросам не находит смысла иметь с ней дело. Правда, геополитическое значение территории России для транзита своей нефти на Запад Казахстан не в силах игнорировать. Нефть Тенгизского месторождения уже течет через российские нефтепроводы.
Туркмения первой из стран СНГ была принята в Движение неприсоединения, и ООН официально закрепил за ней особый статус нейтралитета.
Киргизия пока еще занимает выжидательную позицию, пытаясь лавировать между Россией и США. На ее территории сегодня расположены одновременно американская и российские базы ВВС. Президент Акаев подчеркнуто лоялен к русской культуре в своей республике.
Особая ситуация в Таджикистане. Его правительство в борьбе с оппозицией и исламским влиянием из Афганистана рассчитывает на поддержку России и этнически родственного Ирана. Таджикистан, особенно таджико-афганская граница, – самое слабое звено в российском поясе безопасности.
Применительно к республикам бывшего СССР можно констатировать, что в обозримом будущем создание единого действенного, эффективного механизма взаимной безопасности, подобного Варшавскому Договору или НАТО, выглядит маловероятным. Причины тому известны: внутренняя политическая и экономическая нестабильность в большинстве новых государств, асинхронность их развития, разнонаправленность интересов. Но это вовсе не значит, что они стремятся разорвать с Россией всякие военно-политические и экономические связи.
Подход к решению этой проблемы должен быть дифференцированным. В каких-то случаях более эффективными будут многосторонние отношения, в каких-то – двусторонние. Но, так или иначе, именно Россия несет основную, львиную долю ответственности за сохранение стабильности в северо-восточной части Евразии. А для подрыва стабильности в этом обширном регионе вполне достаточно крупных взрывоопасных этнополитических факторов. Достаточно сказать, что к началу 1992г. в пределах бывшего СССР было зафиксировано 164 территориально-этнических разногласия и тяжбы, во многих местах переросших в конфликты. (Лишь у двух граничащих между собой пар государств – Литва-Латвия и Россия-Белоруссия – нет пограничных претензий.) Россия же граничит с 16 государствами.