Формы непосредственного осуществления населением МСУ и формы участия населения в МСУ
ФЗ №131 определяет формы учатия населения в МСУ:
1)собрания и конференции граждан;
2) территориалное общественное МСУ;
3)правотворческая инициатива граждан;
4)публичные слушания;
5) опрос граждан;
6)обращения граждан;
ФЗ определяет, что формы участия населения представляет из себя 2 группы:
1 – формы непосредственного осуществления населением МСУ;
2 – форма участия населения в осуществлении МСУ;
Обе формы должны быть основаны на принципах законности и добровольности. Государственные органы, должностные лица обязаны содействовать населению в осуществлении МСУ.
1) Форма непосредственного осуществления МСУ – форма прямого волеизъявления граждан (граждане напрямую реализуют свои конституционные права). В случае непосредственного осуществления населением МСУ происходит проявление публично-властного характера института МСУ, наличие которого предусмотрено в качестве обязательного элемента российской государственности. В случае участия населения в осуществлении МСУ имеет место добровольный процесс самоорганизации отдельных граждан или их объединений, их включение в решения вопросов местного значения.
Формы непосредственного осуществления населением МСУ:
1. Местный референдум- это голосование граждан России, постоянно или преимущественно проживающих на территории одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, а также уставами муниципальных образований. Принятые на референдуме решения обязательны к исполнению всеми органами и хоз субъектами, расположенными на территории МО.
2. Муниципальные выборы– осуществляются в соответствие с ФЗ, законами субъектов РФ, уставами МО в целях формирования органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Выборы проводятмся на основе всеобщего, тайного, равного права. Избираются - депутаты; выборное долж лицо – мэр, гл администрации; члены выборного органа МСУ, контрольного органа. Выборы могут проводиться по одномандатному ИО, многомандатному, и единому избирательному округу. Порядок проведения закрепляется субъектом в Уставе.
3. Сход граждан -форма непосредственного осуществления МСУ в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 чел. Сход осуществляет полномочия представительного органа МО. Председательствует глава МО или иное лицо, избираемое сходом. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Решения подлежат обязательному исполнению на территории МО.
4. Отзыв– форма прямого волеизъявления граждан по досрочному прекращению полномочий выборного лица посредством специально назначенного голосования. Порядок голосования по отзыву устанавливает закон субъекта, с учетом особенностей:1) основания и процедура отзыва устанавливается уставом, основанием служат только конкретные противоправные решения или действия (бездействия) долж лица в случае их подтверждения в судебном порядке; 2) процедура отзыва должна обеспечить выборному лицу возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств выдвигаемых как основание. Лицо является отозванным, если проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в МО, итоги подлежат опубликованию.
5. Голосование по вопросам изменения границ МО, преобразования МО – новый электоральный институт, введенный в ФЗ №131 с целью получения согласия населения в случаях изменения границ и преобразования МО, объединения, разделения и изменения статуса МО. Отличие в отсутствии запрета на проведение агитации и общеобязательности принятых решений ( без решения о согласии граждан об изменении границ МО, указанные изменения не могут быть произведены, но получение согласия не влечет за собой обязательности территориальных изменений, окончательное решение остается за органами гос власти субъекта РФ).
2) Форма участия населения в осуществлении МСУ:
а) ТОС – самоорганизация граждан по месту жительства. Институт общественного, а не местного самоуправления. Границы ТОС: подъезд дома, группа домов, микрорайон. Создание ТОС возможно при предоставлении не менее половины жителей соответствующих территорий, достигших 16 лет.
Закон предусматривает 2 формы осуществления ТОС:1) путем проведения собраний граждан; 2) путем создания и деятельности органов ТОС, избираемых на собрании граждан. На собрании устанавливается структура, принимается Устав, вносятся в него изменения, избираются органы ТОС, определяются направления деятельности. (2 вида регистрации Устава: 1) муниципальный – обязательная, осуществляется уполномоченным органом МСУ, ТОС считается утвержденным с того момента как зарегистрирован Устав; 2) госуд – не обязательная, ТОС приобретает статус некоммерческой организации, что должно быть записано в уставе).
б) Публичные слушания – обсуждение проектов мун-прав актов по вопросам местного значения с участием жителей МО, организуемое по инициативе населения, представительного органа или главы МО. Обязательно подлежат обсуждению: 1) проект Устава или внесения в него изменений; 2)проект местного бюджета и отчет об его исполнении; 3) проект планов и программ развития МО; 4) вопросы о преобразовании МО; 5) вопросы предоставления разрешения на использовании земельных участков и капитальное строительство. Порядок проведения определяется в уставе и норм-прав актах представительного органа.
Органы МСУ(полномочия)
Под термином орган МСУ подразумевается организационно оформленная группа должностных лиц и муниципальных служащих, наделенные компетенциями и необходимыми средствами для осуществления управления определенным территориальным образованием, отраслью хозяйства, социально-культурной сферой.
Правовое положение органов МСУ состоит в том, что
1) они создаются на основе нормативно-правовых актов
2) их действие базируется на законе и во исполнение закона. При этом они не только исполняют закон, но и принимают подзаконные акты
3) органы МСУ принимают действия, которые либо прямо указаны в законе либо необходимые во исполнение закона
Органы МСУ образуют систему органов в которую входят представительный орган, глава МО, местные административные органы или иные органы, создаваемые в соответствии с уставом МО.
Но в любом случае законом прописано необходимость наличия представительного органа, кроме поселений с численностью менее 100 человек, где эту функцию выполняет сход граждан.
Представительный орган имеет следующие функции:
§ Представлять и реализовывать коллективные интересы населения
§ Формировать иные органы мун власти.
В поселении представительный орган избирается на муниципальных выборах. В поселениях с численность менее 1000- выбирается 7 депутатов, при численности свыше 50000- 35. Число депутатов конкретизируется в уставе МО.
ФЗ закрепляет следующие функции представительного органа
§ Принятие устава и внесение изменений
§ Установление ставок и отмена местных налогов и сборов
§ Создание специальных программ развития МО
§ Утверждение местного бюджета
§ Распоряжение имуществом
Название представительного органа закреплено в уставе МО, в соответствие с исторической традицией, либо совет либо городская дума, формируется на срок от 2 до 5 лет, в Татарстане на 5 лет. Способ создания и сроки функционирования определяются законом субъекта. Закон предусматривает досрочный роспуск в след случаях:
1) постановлением суда о неправомерности принятого НПА, противоречащего ФЗ и уставу ФЗ. А представительный орган со вступления решения суда в течении 3 месяцев не исправил ошибку
2) самороспуск
3) неправомочность данного депутатского состава по МО
4) при преобразовании МО.
Правовой статус депутатов определяется ФЗ. Они обладают неприкосновенностью, как правило, выполняют свои полномочия по совмещению, проводя не более 10% своего времени.
Глава МО может избираться на муниципальных выборах или из числа представительного органа. Если он избирается то может представлять исполнительный комитет или местную администрацию. Совмещение и местной администрации и представительного органа может быть лишь в поселениях с численностью менее 1000 человек.
В Татарстане глава избирается из числа депутатов и является главой Гор.Думы. Сроки полномочий определяются уставом и фед рег законами (2-5 лет).
Администрация. Исполнительный орган формируется в обязательном порядке в соответсвие с уставом. Возглавляет его либо глава МО, или назначенный руководитель на конкурсной основе. Во втором случае речь идет о контракте. Конкурс проводится следующим образом для мун района 2/3 членов конкурсной комиссии назначаются представит органом МО, 1/3 представит органом субъекта по назначению должносного лица. Определяются сроки проведения, члены комиссии. Отбирается не менее 2 кандидатов, глава МО подписывает с выбранным контракт.
Структуру местной администрации определяет устав. Руководитель администрации руководит на принципах единоначалия. Он подбирает кадры и несет ответственность за работу.
Название органа закрепляется в Уставе МО.
Иными органами являются- контрольные, избирательные комиссии, эк, соц. Советы.
Конституционное право.
1. Конституционные обязанности человека и гражданина
Правовой статус человека и гражданина характеризуется не только его правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.
Конституционное право закрепляет круг обязанностей лица как субъекта конституционно-правовых отношений — обязанности лица как избирателя, депутата, члена различных органов государственной власти, обладателя многих других конституционно-правовых статусов.
Вместе с тем конституционное право закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые носят всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица, закрепляются на высшем, конституционном уровне. К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества.
Причем в зависимости от своей специфики одни обязанности обращены к каждому, другие — только к гражданину Российской Федерации.
Основные обязанности — это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, предъявляющиеся каждому человеку и гражданину, связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.
Важнейшей обязанностью гражданина, так же, как и любого лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов Российской Федерации. Эта обязанность в отношении граждан Российской Федерации зафиксирована в главе об основах конституционного строя Российской Федерации (ст. 15).
Однако обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации не ограничивается требованием не нарушать их предписаний. Каждый гражданин должен содействовать претворению в действительность принципов, основ Конституции, положений законодательства.
Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). В условиях свободы предпринимательства, различных форм экономической деятельности, наличия различных не контролируемых и не учитываемых государством источников доходов уплата налогов уже связана с инициативой человека, обязанного сообщать о своих доходах в налоговые службы, заполнять декларации о доходах. От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависит возможность выполнения государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охраны его суверенитета, обороноспособности.
Законодательство устанавливает для граждан дифференцированные ставки налогов, что содействует в возможной степени сбалансированию доходов различных категорий граждан.
Конституция Российской Федерации закрепляет обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Природа как внешняя среда обитания человеческого общества в век научно-технического прогресса требует особых мер охраны. За последнее время принят ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. Обязанностью гражданина является соблюдение установленных правил, активное противодействие их нарушениям со стороны других лиц.
В статье 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества — долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет воинскую службу в соответствии с федеральным законом. Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и другие факторы.
Конституция Российской Федерации закрепляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы, однако до настоящего времени закон об альтернативной гражданской службе не разработан, что существенно ограничивает права граждан уже закрепленных конституцией.