Система органов ГВ в субъектах РФ
В соответствии с основами конституционного строя система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно. Правовой основой являются Конституция РФ, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов федерации.
Конституция РФ определяет основные базовые принципы, на которых должна строится их деятельность: самостоятельность и независимость, которые обладают всей полнотой государственной власти; государственная целостность и единство органов государственной власти; защита прав граждан на всей территории РФ и т.д.
Государственную власть в субъекте РФ осуществляют образуемые в нем законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, а также федеральные органы исполнительной власти и суды, образованные и действующие на его территории.
Закон предусматривает две схемы организации власти в субъектах РФ.
Согласно первой субъект федерации может иметь институт президентства, согласно второй такого института может не быть. В результате складывается несколько моделей организации государственной власти по выбору субъектов федерации.
Законодательные органы власти субъектов РФ являются постоянно действующими органами государственной власти. Структура их, официальное название и численность депутатов определяются самими субъектами.
Федеральный закон определяет полномочия регионального законодательного представительного органа власти, наиболее важные их них - принятие конституции (устава) субъекта Российской Федерации, соответствующих законов и иных правовых актов; утверждение бюджета, схемы управления и в соответствии с ней - структуры органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, программ и планов социально-экономического развития; установление налогов, сборов, пошлин и порядка их взимания, общего порядка управления и распоряжения собственностью, утверждение договоров.
Только республиканские парламенты имеют право принимать конституции соответствующих республик и носят название «парламент»; другие региональные представительные органы власти имеют право принимать устав области, края или города.
В президентских республиках, полномочия представительных законодательных органов власти ограничены, практически лишены контрольных функций над правительством, за исключением принятия бюджета; высшее должностное лицо, подписывает законы принятые представительным законодательным органом, самостоятельно формирует исполнительные органы власти.
В полупрезидентских республиках законодательный представительный орган участвует в формировании правительства и обладает частично контрольными полномочиями по отношению к нему; имеется должность главы правительства, председателя, однако высшее должностное лицо не имеет права роспуска своих парламентов.
В парламентских республиках полномочия парламентов весьма широки. Так, по Конституции Республики Марий Эл Государственное Собрание - не только высший представительный, но и постоянно действующий законодательный и контрольный орган государственной власти.
Законодательными представительными органами власти областей и краев являются областные и краевые думы. Спецификой областных представительных органов власти является их небольшой состав, основной деятельностью являются заседания. Несмотря на небольшой количественный состав в областных думах образуются комитеты и комиссии. Для обеспечения деятельности областных дум создаются аппараты, состоящие из отделов. Руководство ими осуществляет руководитель аппарата думы.
Таким образом, характерным отличием региональных представительных органов власти является их огромное разнообразие, они отличаются по структуре, размерам, по выполняемым ими функциям.
В республиках высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации является:
1) главой республики, избирается всенародно и одновременно главой исполнительной власти, возглавляет правительство и всю систему исполнительных органов власти.
2) главой субъекта федерации и главой исполнительной власти, при этом имеется должность председателя правительства, которого высшее должностное лицо назначает с предварительного согласия парламента; высшее должностное лицо назначает и освобождает от должности министров, руководителей государственных комитетов.
3) главой субъекта федерации (республики), гарантом конституции, но не главой исполнительной власти непосредственно. Имеется должность председателя правительства, который назначается с согласия парламента; правительство ответственно как перед президентом, так и перед парламентом.
Правовое положение высшего должностного лица в краях, областях и городах федерального значения также различается: глава администрации избирается всенародно и одновременно является главой правительства; глава администрации не является одновременно главой правительства, т.е. не возглавляет непосредственно исполнительную власть.
В целом высшее должностное лицо субъекта федерации имеет следующие полномочия: представляет субъект федерации в отношениях с иными субъектами Российской Федерации; подписывает законы, принятые законодательным органом власти; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Главы администраций субъектов Российской Федерации занимают посты в результате выборов. Глава администрации отвечает перед населением за социально-экономическую и политическую ситуацию на территории данной, выполнение предвыборных обещаний.