Управленческие решения и ответственность
Ответственность за результаты управленческого решения является важным фактором управленческой деятельности. Она возникает в случае причинения вреда организации или элементам ее внешней среды. Меру своей ответственности должен учитывать руководитель в процессе разработки управленческого решения.
Под ответственностью понимают принуждение к соблюдению и исполнению определенных норм, правил и требований. Если такие нормы, правила и требования вырабатываются государством и фиксируются законом, то возникает правовая ответственность, если руководством организации, то – административная ответственность, гражданским обществом – социальная ответственность, группой людей в процессе межличностного общения – моральная ответственность.
Свою ответственность руководитель несет прежде всего перед тем, кому он подчинен, подотчетен. Подотчетность является способом осуществления ответственности и определяется контролем, под которым находятся ЛПР и его решения.
Юридическая ответственность может иметь уголовный и гражданский характер.
Уголовная ответственность возникает в случае совершения преступления и состоит в применении к виновному государственного принуждения в виде наказания, определенного приговором суда.
Гражданская ответственность возникает в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств и заключается в применении к правонарушителю установленных законом или договором мер воздействия, влекущим для него экономически невыгодные последствия материального характера: компенсация убытков, уплата неустойки в виде штрафа, пени, иного возмещения ущерба.
Основным методом обеспечения юридической ответственности служит право обращения в суд в связи с решениями и действиями должностных лиц.
Наиболее распространенным видом ответственности руководителей является административная ответственность, средством реализации которой служит механизм иерархического контроля.
Ответственность и подотчетность в организации определяются ее иерархической структурой, системой господства и подчинения, реализуемой через канал отдачи управленческих команд сверху вниз и обратный канал ответственности и подотчетности снизу вверх.
Вышестоящий руководитель организации может назначать и отстранять своих заместителей, последние – своих подчиненных и т.д., то есть каждый руководитель в организации является ответственным и подотчетным перед каждым вышестоящим уровнем иерархии и в силу этого механизм иерархического контроля становится всеохватывающим. Тем, кто находится "внизу" всегда приходится реализовывать принятые "наверху" решения под угрозой санкций и держать ответ перед руководством за свои решений и действия.
Административная ответственность в зависимости от вида санкций может быть дисциплинарной или материальной.
Дисциплинарная ответственность – это форма воздействия, использующая дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, перевод на более низкую должность, вплоть до увольнения.
Материальная ответственность заключается в обязанности виновного возместить организации, в которой он работает, имущественный ущерб, причиненный по его вине.
Моральная ответственность (неформальная) – это необходимость следовать групповым нормам и ценностям, механизмом реализации которых является корпоративная культура - совокупность правил поведения и способов деятельности, выработанных группой и разделяемых ее членами. Если принятое ЛПР решение не соответствует этой корпоративной культуре, то руководитель теряет авторитет среди членов группы, что ставит под сомнение его право быть лидером в ней.
СГМУ.
1. ГУ - функции, методы, формы
Система управления - это форма реализации взаимоотношений управления, выраженная, прежде всего в законах и принципах управления, а также в целях, функциях, методе, процессе и механизме управления.
Общие функции- это всеобщие, типичные взаимодействия между субъектами и объектами социального управления, устойчивые, специализированные виды управленческой деятельности.
По социальному управлению функции управления разделяются на социально-экономические, социально-политические, духовно-идеологические и социальные.
Общие функции в реальной жизни конкретизируются, приобретают специфические черты. Например, существует не контроль вообще, а финансовый, внутриведомственный, контроль ГИБДД, госсаннадзора и т.д.
Методы управления показывают, как государство решает задачи в области управления. Метод управления - это способ осуществления его функций.
Г.В.Атаманчук выделяет две группы методов: а) методы функционирования органов государственной власти и местного самоуправления; б) методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления.
Большая группа методов функционирования органов государственной власти связана с правовой и организационной государственно-управленческой деятельностью. Это методы работы с информацией, методы правотворческой, оперативно- исполнительной и правоохранительной деятельности, методы отбора и развития управленческих кадров и т.д.
По содержанию методы управления можно подразделить на морально-этические, социально-политические, экономические и административные.
Методы управления могут быть исследовательскими и инструментальными. Исследовательские методы нацелены на анализ и диагностику исследуемой системы, тогда как инструментальные – на проектирование новых систем, новых подходов.
К числу инструментальных методов, используемых для организации функционирования систем государственного управления, можно отнести нормативный, балансовый и статистический методы.
Нормативный метод предполагает использование норм и нормативов в налаживании эффективной деятельности органов власти. На основе специально разработанных нормативов определяется рационально выверенный спектр базовых потребностей населения в товарах и услугах, структура затрат и объемы ресурсов для реализации приоритетных целей и задач. К перечню наиболее значимых нормативов можно отнести минимальный уровень оплаты труда, минимальный уровень пенсии, прожиточный минимум и т.д.
Балансовый метод используется при разработке и исполнении бюджета территориального образования.
Статистический метод предполагает использование средств математической статистики в выявлении складывающихся в обществе тенденций на основе анализа пространственных рядов данных.
Формы управления:
· Программы - это государственные служебные документы, воплощающие концепции, в соответствии с которыми должна осуществляться деятельность субъектов, причастных к их разработке и реализации. Программы (особенно общефедеральные) являются политико-правовыми актами, имеющими, следовательно, юридическое значение.
Программы могут содержать конкретные нормы и предписания. Основными видами программ являются федеральные и региональные (их разновидность - межрегиональные программы). Они в свою очередь подразделяются на: а) отраслевые и межотраслевые; б) общего характера и целевые. Их заказчиками и разработчиками являются, как правило, государственные органы и иные организации.
По целевым программам предусматривается целевое финансирование их выполнения и государственный контроль над расходованием средств по реализуемым программам. Программное управление позволяет обеспечивать согласование федеральных и региональных интересов, а также способствовать развитию отраслей и сфер, имеющих приоритетное значение.
· Концепции и доктрины, т.е. документы государственных органов, воплощающие собой теоретические обоснования (взгляды) основных направлений и содержания государственной деятельности, например, Военная доктрина, Концепция национальной политики и т.д.
· Государственный контракт (договор). С его помощью государство обеспечивает свои нужды и оказывает регулирующее воздействие на социально- экономические процессы в обществе.
Формами госуправления также являютсярегистрация, лицензирование, стандартизация.