Вопрос 1. Понятие и природа управленческого решения
Принятие решений входит составной частью в любую управленческую функцию и в процесс управления в целом на всех его этапах. Принятие решений осуществляется непрерывно в соответствии с непрерывностью процесса управления, а содержание управления определяется содержанием принимаемых решений.
-С позиций системного анализа управление являются по своей сути процессом решения проблем, возникающих в организации в ходе ее деятельности.
Управленческий цикл начинается с выявления проблем и формулировки целей организации, продолжается разработкой и принятием необходимого решения, организацией его выполнения, а завершается контролем реализации решения, то есть степени достижения цели.
Всякий управленческий цикл включает в себя три основных этапа:
1. идентификацию проблемы, или определение состояния управляемого объекта;
2. разработку и принятие решения, направленного на разрешение проблемы;
3. деятельность по реализации принятого решения.
Таким образом, управленческая деятельность заключается в идентификации проблемы, формулировке целей организации и выработке необходимых для их достижения мер путем принятия и реализации решений. Следовательно, разработка, принятие и осуществление решений представляет собой концентрированное выражение сущности управления.
Выше уже говорилось о том, что в теории управленческих решений существуют два подхода к пониманию решения: расширенный подход, когда под решением понимается по существу весь управленческий цикл по достижению целей организации и узкий подход, понимающий под решением выбор лучшего из нескольких вариантов действий, то есть выбор альтернативы.
В данном случае будем исходить из того, что решение – это выбор альтернативы.
Решения являются универсальной формой поведения как индивидов, так и социальных групп. Но управленческие (организационные решения) существенно отличаются от решений, принимаемых в частной жизни. Это отличие состоит в следующем:
─ По целям. Субъект управления принимает решение не для удовлетворения собственных интересов, а для решения проблем организации.
─ По последствиям. Решения, принимаемые в частной жизни сказываются на жизни принявших их индивидов и близких им людей. Организационные решения влияют на деятельность всей организации и ее сотрудников и чем выше уровень принятия таких решений, тем серьезнее их последствия даже для целых регионов и всей страны.
─ По разделению труда. В частной жизни решение обычно выполняется тем, кто его принимал. Организационные решения выполняются на основе разделения труда: одни их принимают (руководители), другие их выполняют (исполнители).
─ По профессионализму. Решения частного порядка принимаются людьми в силу их опыта и интеллекта. Управленческие решения требуют специальной подготовки, профессиональных знаний, дающих управленцу право получить полномочия для самостоятельного принятия определенных решений.
Таким образом, управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации (1).
Поскольку управленческое решение имеет комплексный характер, для понимания его сущности требуется уяснение его основных аспектов.
Психологический аспект означает, что решение представляет собой прежде всего логико-мыслительный акт субъекта управления, направленный на разрешение конкретной проблемы.
Информационный аспект касается информационной природы решений, поскольку принятие решений требует сбора и обработки релевантной информации в информацию управленческого решения, которое само является информацией, собранной и переработанной субъектом управления.
Юридический аспект означает полномочность и юридические последствия управленческого решения, которое представляет собой принятый субъектом управления в установленном порядке и соответствующим образом оформленный организационно-правовой акт.
Организационный аспект рассматривает управленческое решение как акт организационных изменений, как один из моментов волевого действия руководителя, состоящий в выборе цели, средств ее достижения и организующий практическую деятельность людей.
2. Решения, типичные для функций управления
Подобно процессу коммуникаций, принятие решений отражается на всех аспектах управления. Принятие решений - часть каждодневной работы управляющего. Как говорит проф. Фрэнк Харрисон: «Принятие решений - это интегральная часть управления организацией любого рода. Более чем что-либо другое, компетентность в данной области отличает менеджера от не менеджера и, что еще важнее, - эффективно работающего менеджера от его неэффективно работающего коллеги». В гл. 1 обсуждалась работа проф. Минцберга, который установил, что каждый руководитель играет свою роль в межличностном общении, информационных обменах и принятии решений. В области принятия решений Минцберг выделил четыре роли руководителя - предприниматель, специалист по исправлению нарушений в работе, распределитель ресурсов и специалист по достижению соглашений. Поскольку характер работы менеджера зависит от уровня управления, на котором он находится, существуют различия и в характере решений, принимаемых на разных уровнях. Тем не менее, все эти роли в той или иной мере периодически исполняет каждый менеджер.
Как определено выше, решение - это выбор альтернативы. Это, по сути дела, ответ на ряд вопросов. В сегодняшнем сложном, быстро меняющемся мире организаций многие альтернативы находятся в распоряжении менеджеров и, чтобы сформулировать цель перед группой людей и добиться ее достижения, необходимо дать ответы на многочисленные вопросы. Каждая управленческая функция связана с несколькими общими, жизненно важными решениями, требующими претворения в жизнь.
Планирование |
1. Выбор миссии 2. Выработка предположений о ситуации в будущем 3. Определение целей 4. Выбор стратегий по достижению поставленных целей 5. Формирование мероприятий по реализации стратегий |
Организация |
1. Адаптация организационной структуры под новые цели и задачи 2. Рационализация распределения задач, обязанностей и прав 3. Кадровые решения: найм и увольнения, создание резерва на выдвижение, повышение квалификации |
Мотивация |
1. Разработка системы оплаты труда и премирования, максимально соответствующей характеру и результатам труда, а также возможностям организации 2. Выбор социальных методов стимулирования эффективного труда 3. Создание надлежащего морального климата в организации 4. Разработка мероприятий по эффективному использованию факторов корпоративной культуры |
Контроль |
1. Создание системы контроля; выбор методов учета, анализа и внесения коррективов — для всех трех видов контроля: упреждающего, текущего и заключительного |
Выполнение общих и частных функций управления требует принятия решений. Например, при планировании принимаются плановые решения, при организации — организационные решения, при мотивации — стимулирующие решения. В каждую такую функцию управления можно «встроить» рассматриваемые ниже процедуры принятия решений. С этой точки зрения принятие решения, как и обмен информацией, — составная часть любой управленческой функции. Принятие решений обеспечивает ответы на вопросы, что делать и как делать, возникающие при реализации всех функций управления. Выполнение различных функций управления, таким образом, можно представить как последовательность соответствующих решений.
Кроме того, управленческое решение связывает функции управления, поскольку процесс управления, представляющий последовательную реализацию функций управления и направленный на достижение поставленных целей, может в целом рассматриваться как принятие решения. Так, планирование, как ранее уже отмечалось, предполагает постановку целей и выбор альтернатив и мероприятий по их достижению, организация и мотивация характеризуют главные действия по реализации принятого планового решения, а контроль предполагает оценку уровня выполнения принятого решения. Можно говорить, что функция принятия решений выполняет в процессе управления особую роль — она необходима для осуществления всех других функций.
Далее, функции управления можно «вписать» в отдельные этапы процесса принятия решения. Так, например, в этапе «определение проблемной ситуации», с которого, собственно, и начинается процесс принятия решения, можно выделить функцию планирования (работы на данном этапе надо планировать). Руководствуясь подобными рассуждениями, можно вести речь о выполнении на данном этапе также функций организации, мотивации и контроля.
Таким образом, имеет место взаимное проникновение и взаимосвязь функций управления и процедур принятия решений. По сути дела, это трудноотделимые друг от друга виды управленческой деятельности. Знание методов, средств и процедур процесса принятия решений является необходимым условием повышения эффективности выполнения отдельных функций управления, управления в целом. В организации и технологии принятия решений прежде всего находит свое отражение общее усиление роли науки и информационно-технических средств в управленческом процессе. Правильное понимание и рациональное использование современных математических методов и вычислительных средств в построении систем сбора, хранения, обработки и распределения информации в управлении возможны только на основе рассмотрения процессов принятия решений.
3. Общие требования к управленческим решениям
К управленческим решениям предъявляется ряд общих требований, к числу которых можно отнести:
1. Всестороннюю обоснованность;
2. Своевременность;
3. Необходимую полноту содержания;
4. Полномочность;
5. Согласованность с ранее принятыми решениями;
6. Непротиворечивость самого решения.
1. Всесторонняя обоснованность решения означает прежде всего необходимость принятия его на базе максимально полной и достоверной информации. Однако, только этого недостаточно. Для этого необходимо знание особенностей этой системы и окружающей ее среды. Необходим тщательный анализ ресурсного обеспечения, возможностей, целей развития, экономических и социальных перспектив предприятия, региона, отрасли.
2. Своевременность управленческого решения означает, что принятое решение не должно ни отставать от потребностей и задач социально-экономической системы, ни опережать их. Преждевременное решение не имеет подготовленной почвы для его выполнения и может иметь негативные последствия. Запоздалые решения не менее вредны, поскольку не способствуют решению уже "перезревших" задач и усугубляют и без того болезненные процессы.
3. Необходимая полнота управленческого решения означает, что оно должно охватывать весь управляемый объект, все сферы его деятельности, все направления развития. В наиболее общей форме управленческое решение должно охватывать:
а) цель или совокупность целей функционирования и развития системы;
б) средства и ресурсы, необходимые для достижения этих целей;
в) основные пути и способы достижения целей;
г) сроки достижения целей;
д) порядок взаимодействия между подразделениями и исполнителями (например, сетевой график);
е) организацию выполнения работ на всех этапах реализации решения;
ж) ответственных за исполнения решения.
4. Полномочность (властность) решения означает строгое соблюдение субъектом управления тех прав и полномочий, которые ему предоставлены высшим уровнем управления. Незаконные решения объект вправе обжаловать в вышестоящий орган и не выполнять.
5. Согласованность с ранее принятыми решениями означает прежде всего преемственность, непротиворечивость развития. Она необходима для соблюдения традиций уважения к законам, постановлениям и распоряжениям. На уровне отдельной фирмы она необходима для осуществления последовательной научно-технической, экономической и социальной политики, четкого функционирования производственного аппарата.
Согласованность с ранее принятыми решениями означает также необходимость соблюдения четкой причинно-следственной связи общественного развития.
6. Непротиворечивость решения самому себе означает, что отдельные его составляющие не должны противоречить друг другу, должны быть понятны исполнителям, иметь четкую и ясную формулировку, исключающую двоякое толкование типа "казнить нельзя помиловать".
Принятие и реализация управленческих решений требует высокого профессионализма и наличия определенных социально-психологических качеств личности, принимающей решения. Этим требованиям обладают далеко не все специалисты, имеющие профессиональное образование. То есть управлять должны прежде всего профессиональные управленцы – менеджеры, имеющие знания в области управленческой деятельности, а не ветеринары, агрономы, инженеры и другие специалисты, имеющие узкую отраслевую подготовку.
Важным фактором, активизирующим процессы принятие и реализации решений, являются современные средства оргтехники, включая вычислительные системы и сети. Это требует высокого уровня культуры в области математики и программирования, использования технических средств.