Внутренняя и внешняя среда социальной организации
Факторы внутренней среды организации
К внутренней среде организации относят такие факторы, как цель, задачи, кадры, структура, технологии. Постановка целей – важнейший момент процесса управления.
Основным пунктом внутриорганизационного целеполагания является формулирование миссии данной организации, которая отражает ее особенности, причины существования и ее будущую роль в обществе. Миссия– это генеральная (стратегическая) цель, которая не может быть задана количественными параметрами, а характеризует предназначение и философию, которой следует данная организация. Миссия, с одной стороны, как бы дает информацию об организации ее сотрудникам и возможным претендентам на работу в этой организации, с другой – она формирует о себе соответствующее мнение в глазах внешнего окружения. Понятие «миссия» – новое для нашей экономики.
На формирование миссии влияют:
– собственники организации,
– сотрудники организации, непосредственно создающие продукт
– покупатели продукции фирмы;
– деловые партнеры организации
Четко сформулированная миссия показывает отличие организации от других, подобных ей. Для этого должны быть сформулированы следующие характеристики организации:
– философия организации, выбранная администрацией компании для организации работы;
– сфера деятельности организации
– система ее целей, показывающая, к чему стремится организация;
– технологические возможности организации.
Цели организации – направление, в котором должна осуществляться ее деятельность. Это состояние, в котором хотят находиться организации. Цели организации принято называтьцелями функционирования. Цели формируются руководством и обладателями ресурсов. Формулирование целей всегда находится под воздействием интересов ряда субъектов:
– владельцев и руководителей;– сотрудников;– деловых партнеров– местной власти, общества в целом Если мы рассматриваем цель как желаемый результат, то нужно признать, что существует множество целей – различных в зависимости от типа организации.
Цели организации образуют иерархию, цели высшего уровня всегда являются более важными и более широкими по охвату, чем цели низшего уровня. Отсюда возникает необходимость построения дерева целей, в котором увязаны цели различных уровней управления организацией и по различным направлениям деятельности.
Цели важны с точки зрения существования организации, они должны удовлетворять ряду требований:
а) должны быть конкретными реальными гибкими совместимыми во времени и пространстве, с тем, чтобы не дезориентировать исполнителей в их действиях
не противоречивыми и согласованными с другими целями, а также с ресурсами, потребными для их достижения; должны быть признаваемы.
Цели организации имеют структурный характер, то есть они предполагают определенную классификацию:
– цели организации бывают стратегическими, тактическими и оперативными.
– исходя из периодавремени, необходимого для реализации, различают: долгосрочные(более 15 лет),среднесрочные (1–5 лет), краткосрочные (1 год) цели;
– выделяют технологические, экономические, социальные, производственные, административные, маркетинговые и пр. цели;
– по своему уровню цели организации подразделяются на общие и специфические.
– цели могут быть качественными и количественными.
Задачи организации.На основе целей организация формулирует задачи, которые представляют собой часть работы, которую необходимо выполнить установленным способом в заданные сроки. Задачи – это некоторая совокупность вопросов, подлежащих решению, а также условий, необходимых для этого решения. Поэтому задачи по сравнению с целями более конкретны, ибо они обладают не только качественными, но и количественными временными и пространственными характеристиками.
Задачи, стоящие перед руководителями, могут быть классифицированы какзадачи функционирования и развития
Внешняя среда организации
Внешняя среда обычно трактуется как более сложная, чем внутренняя среда, подсистема организации. Важнейшими характеристиками внешней среды организации являются ее динамизм, степень предсказуемости изменений (неопределенности), сложность строения и гетерогенность.
Термин «внешняя среда организации» был впервые использован в 20–30-е годы ХХ века. В настоящее время, как правило, различают широкую и узкую трактовку внешней среды организации. Широкая трактовка предполагает рассмотрение внешней среды в виде макро- и микроокружения. К макроокружению относятся характеристики культуры (ценности, нормы, право, технология), языковая среда и др. Микросистема включает в себя их носителей – общности, группы, социальные институты, организации. В классификации, приводимой М. Альбертом, М. Месконом, также выделяются факторы косвенного и прямого воздействия. К первым относятся: состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные факторы, политическая обстановка, ко вторым – трудовые ресурсы, потребительские рынки, другие фирмы, А.В. Сергейчук предлагает укрупненную типологию внешней среды, различая следующие ее разновидности: инертная, оптимальная и агрессивная.
Факторы, определяющие реакцию внешней среды, разнообразны:
– экономические– политические– технологические – природно-климатические– организационные – демографические – идеологические
Оптимальная среда управления является самой благоприятной. Ее характерные черты: гармоничное сочетание собственных целей организации, коллектива, руководителя с интересами общества, потребителей, партнеров. Все это позволяет избегать многих косвенных затрат, связанных с преодолением правовых барьеров, этических ограничений, негативного психологического отношения.
В агрессивной среде косвенных, не имеющих отношения к основной деятельности расходов становится больше. Возникает социально-психологическая напряженность, может усилиться общественное давление, выраженное публичной критикой, пикетированием, иными формами проявления общественного недовольства.
Организационное поведение
Организационное поведение – понятие, широко используемое в современных психологических, социологических, экономических концепциях организации и управления. Оно введено в связи с необходимостью обозначения разнообразных поведенческих реакций личности, группы на организационные воздействия (стимулы, ролевые и административные требования, предписания и санкции), а также связи с вариативностью типов этих реакций.
Проблема поведения как особой формы активности организма, осваивающего среду, исследовалась в России И.П. Павловым. Он ввел термин «поведение», с помощью которого стало возможным отражать сферу отношений отдельного целостного взаимодействующего организма со средой, в недрах которой он существует и с которой активно взаимодействует. В большинстве отечественных исследований человеческого поведения под последним понимается совокупность совершаемых человеком поступков.Поступок как единица поведения выражает отношение человека к другим людям и моральным нормам общества.
Организационное поведение проявляет себя в следующих формах, аспектах, явлениях:
– поведение индивидов как членов организации, их установки, ценности, предпочтения, наклонности, формирующиеся в сознании;
– поведение групп, команд и других группировок, характеризующихся общением «лицом к лицу»;
– поведение организационных единиц, таких как отделы, отделения, фирмы или крупные концерны;
– поведение взаимосвязанной группы организаций;
– поведение организации во внешней среде.
Среди факторов, определяющих организационное поведение или частично влияющих на него, находятся такие, как социокультурная среда, менталитет, хозяйственная деятельность, ценности, ценностные ориентации, социальные нормы, мотивы, статусы, роли, индивидуальные особенности и др.
Существуют различные методологические ориентации, различные теоретические подходы к объяснению организационного поведения.
В рамках психологической наукиразличают методологию индивидуальных различий, бихевиористский подход, психоаналитический подход, когнитивную методологию.
Согласно методологии индивидуальных различий (теории А. Анастази, У. Шелдона и др.) особенности поведения социальных субъектов объясняются наличием врожденных или приобретенных черт человека (группы);
В рамках бихевиористского подхода поведение описывается в терминах адекватных рациональных реакций на различные внешние воздействия, при которых человек (группа) сознательно выбирает линию поведения в целях получения вознаграждения и избежания негативных санкций (теории Б.Скиннера, Дж. Хоманса и др.)
Основной проблемой бихевиористских исследований, точкой их особого внимания традиционно является научение.
С точки зрения психоаналитического подхода поведение описывается как неосознанное и являющееся следствием внутриличностных конфликтов и амбивалентных стремлений человека (теории Фрейда, Фромма, Беннис и др).
Согласно когнитивной методологии поведение рассматривается как результат интерпретации индивидом (группой) конкретной ситуации. Главный акцент в исследованиях делается на процесс познания.
В рамках социологической науки перечень различных теорий организационного поведения также достаточно широк. К наиболее известным можно отнести следующие:
– теория социального действия, рассматривающая организационное поведение как следствие рациональных и скоординированных коллективных действий, при которых каждый индивид (группа) учитывает интересы, восприятия, ожидания других участников взаимодействия (М. Вебер, Т. Парсонс и др.);
– нормативно-институциональный подход, в рамках которого организационное поведение рассматривается в контексте функционирования единой социальной системы и трактуется как результат принятия индивидом установленных в социуме социальных норм, ролевых требований и санкций за нестандартное поведение, что обеспечивает необходимый уровень предсказуемости и социального порядка (Вебер, Парсонс, Смелзер, Мид, Линтон);
– интеракционистский подход, описывающий организационное поведение через призму процессов взаимодействия, когда индивид (группа) вынужден в своем поведении учитывать систему ожиданий (ролевых предписаний);
– конфликтный подход, рассматривающий организационное поведение в терминах столкновения противоположных интересов и позиций участников взаимодействия через призму борьбы за дефицитные материальные и социальные ресурсы; конфликт трактуется как нормальное явление, лежащее в основе изменений и повышения степени интеграции социальной системы (Маркс, Зиммель, Дарендорф);
– феноменологический подход, трактующий организационное поведение как следствие сознательного, постоянно корректируемого взаимодействия различных акторов, которые преследуют свои цели, постоянно конструируют и интерпретируют конкретную ситуацию средствами наличной и создаваемой культуры (П. Бергер, А. Шюц и др.).