Социальная профилактика: принципы, формы, методы.
Социальная профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие, социально неблагоприятные отклонения в поведении или социальном статусе индивида.
Социальная профилактика основывается на ряде принципов:
- системности, подразумевающем выявление комплекса причин социальной проблемы, создание максимального количества условий для урегулирования возникающих проблем и использование в профилактической работе всей совокупности доступных форм и методик работы;
- превентивности, означающем предупредительный характер предпринимаемых действий;
- оптимальности, предполагающем объективное выявление степени актуальности той или иной проблемы для клиента;
- активизации собственных сил человека, означающем субъектный характер участия клиента в профилактических мероприятиях.
Формы профилактических мероприятий разнообразны. Исходя из стадий предупредительного воздействия, они могут быть определены как: нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства; мероприятия по осуществлению последующего контроля за проведенной профилактической работой и ее результатами.
На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих методов социальной профилактики.
1.Медико-социальные - направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека.
2.Организационно-административные - создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базу, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике.
3.Правовые - разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил.
4.Педагогические - формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора.
5.Экономические - направлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей.
6.Политические - создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках.
Вопрос
Технологии социальной работы с инвалидами предполагают последовательность действий специалиста по социальной работе, основанных на его профессиональном мастерстве, индивидуальной технике, направленных на активизацию личностных ресурсов человека с ограниченными возможностями и достижение его выхода из трудной жизненной ситуации. Результатом применения технологий социальной работы является полное или частичное восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.
Технологии социальной работы с инвалидами существенно различаются по своему содержанию. Наиболее важные, которые чаще применяются в практической деятельности специалиста по социальной работе: технология социальной реабилитации, социальной адаптации, социальной терапии, социальной диагностики и др.
Социальная реабилитация инвалидов, как технология, включает комплекс мер, направленных на восстановление способностей инвалида к жизнедеятельности в социальной среде. Она состоит из социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации, социально-психологической, социально-педагогической и социокультурной реабилитации.
Технология социальной адаптации инвалида направлены на приведение его индивидуального и группового поведения в соответствие с существующей системой норм и ценностей.
Среди общих технологий социальной работы с инвалидами особое значение имеет технология социальной терапии. Она представляет собой совокупность приемов и техник социального, изобразительного, музыкального творчества, обеспечивающих включение человека с ограниченными возможностями в социальную среду. Активное участие инвалида в различных видах творческой деятельности позволяет развить либо компенсировать его способности, выровнять или повысить социальный статус.
Важную роль в формировании и развитии технологий социальной работы с инвалидами играет социальная диагностика. Она является методическим инструментом, дающим специалисту по социальной работе необходимые знания, на основании которых ставится социальный диагноз проблемы инвалида, выбираются технологии социальной работы, позволяющие разрешить имеющиеся трудности в жизнедеятельности человека с ограниченными возможностями.
Социальная диагностика – интегративная технология, которая включает в себя совокупность методов, приемов и предполагает способность специалиста по социальной работе распознавать личностные ресурсы инвалида, резервные возможности его социального окружения, обеспечивающие достижение успехов в отношениях с людьми, самореализации в различных сферах. Выявление социальных умений и навыков инвалида, определение их уровня сформированности осуществляется с помощью методов социальной диагностики: наблюдения, анкетирования, интервьюирования, обследования жилищно-бытовых условий, анализа документов.
Таким образом, применение различных технологий социальной работы способствует самовыражению, самоутверждению инвалида и позволяет ему освоить социальные умения и навыки. Созданные клиентом в процессе технологий социальной работы творческие работы и их признание окружающими повышают его самооценку, уровень его само признания.