Этапы становления и развития социальной работы в России.
Социальная работа как общественное явление представляет собой модель с. помощи, к-ую об-во реализует в конкретно исторический период, учитывая при этом особенности национально-культурного и социально-политического развития. Будучи современной формой соц помощи, она возникла на основе предпосылок сложившейся в истории культуры. К этим предпосылкам относятся различные формы соц помощи, развив-ся со времен древности. Соц помощь: а.) по формам: материальная, моральная; б.) по времени: разовая, систематическая, постоянная; в.) по субъектам ее существования: частные лица (церковь, общественные и благотворительные организации), гос-во. I период. Архаический – родоплеменные и общинные помощи у славян в Хв. II период княжеский и церковно-монастрблаготворХII-XIIIв. Крещение Руси в IXв призывало людей к милосердию. III период церковно-государственной помощи с XIV до второй половины XVIIв. IV период государственного призрения. Вторая половина XVIIв – вторая половина XIXв. Модели соц помощи, которые появились во время правления Петра1. Система гос-ого призрения включала: 1. социально-философские направления (теор. обоснования); 2. социально-административное (реформы, указы Петра в отношениях: а.) призрение детей, вдов и служащих, б.) попечение, в.) богадельни для людей, потерявших трудоспособность, профилактика нищенства, школа для детей); 3. социально-медицинские (госпитали, лазареты, дома для душевнобольных). Реформами Петра1 было положено начало формирования соц технологий, таких как: соц адаптация, соц коррекция, экспертиза, прогнозирование, посредничество, опека и попечительство. V период общественного и частного призрения со второй половины XIXв до XXв. Созданы специальные благотворительные об-ва, а так же большая роль отводится российскому меценатству. VI период Соц работа в послереволюционный и советский периоды. В России развивалась биполярная модель соц защиты населения, те 2 параллельные системы защиты: а.) государственная (финансирование гос-вом); б.) частная (для крестьян, за счет средств колхозов). Далее появилась административная модель соц защиты населения с 50-х годов: 55-68гг – закон о пенсиях. 70-80 гг – о защите нетрудоспособных. Конец 80-х г – распад СССР. VII период. Соц помощь и поддержка населения в России в 90-х г. В начале 90-х кризис. Последствия кризиса: безработица, беженцы и вынужденные переселенцы. Резко обострились проблемы россиян. Впервые в тарифно-квал. Справочнике появилась новая профессия – социальные работник. Специалисты ср должны были помочь гос-ву с реализацией новой политики. СР должна была стать новым механизмом, к-ый должен перевести социально-провозглашаемые права в реальные. С 1991 СР становится профессиональной деятельностью. Начинается подготовка в области СР.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ
В своем развитии государственно-правовые основы социальной работы в новой России прошли несколько этапов. В основание выделения этих этапов необходимо положить два взаимосвязанных процесса: а) социальное увеличение (снижение) государственной помощи малоимущим; б) государственно-правовая институционализация социальной работы.
Первый этап (1991-1994) формирования государственно-правовых основ социальной работы начался с реформ правительства Б.Н. Ельцина – Е.Т. Гайдара еще в рамках СССР, а затем после его распада. Вместе с подготовкой институциональных (нормативных, организационных, управленческих, образовательных) основ социальной работы подрывались социальные основы существования значительного числа людей, что подтвердилось политическим кризисом 1993 г., а затем падением курса рубля в 1994 г. («черный вторник»). Правительство пыталось сохранить некоторые социально-правовые гарантии, частично смягчить последствия роста цен, закрытия предприятий (например, Закон «О занятости населения»).
Второй этап (1994-1998). Значительное сужение социальной базы либеральных сил. Возник значительный социальный вакуум, поскольку исчезали прежние реальные социально-экономические гарантии. К этому времени относится и принятие ряда правовых нормативных актов о социальной работе, в том числе законов о социальном обслуживании. В нескольких вузах уже состоялись выпуски социальных работников, был утвержден государственный образовательный стандарт, изучался опыт социальной работы в зарубежных государствах.
Третий этап (сентябрь 1998—август 2004) начался с попыток преодолеть последствия спада, поддержать построение социального государства, поднять престиж социального работника. Установившаяся благоприятная внешняя конъюнктура на рынке топлива и сырья позволила в некоторой степени улучшить положение с пенсиями, зарплатами бюджетников, в том числе и социальных работников, реализовывать нормы законов о социальном обслуживании населения, социальной защите инвалидов.
Четвертый этап формирования социального государства начался с августа-сентября 2004 г. На очередь выходили отложенные, но необходимые для стратегии реформ крайне болезненные преобразования в социальной сфере. Они касаются социальных льгот в сфере транспорта, ЖКХ, здравоохранения Государство стремится освободиться от части обязательств перед обществом, данных на первом, втором и третьем этапе.
Новый этап показывает, что Россия стоит на распутье. И хотя состояние современной России еще не обрело должной стабильности, выбор этот предстоит между европейским типом социального правового государства и типом «минимального социального государства», к тому же весьма редуцированного в российских условиях.