Социальная экспертиза: цели, задачи и способы проведения
Социальная экспертиза является проводимым специалистами (экспертами) исследованием, включающим диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудноформализуема. Социальные объекты: люди, социальные общности, социальные институты и процессы, организации, социальные ценности, идеи, концепции, нормативные акты, прямо или косвенно предусматривающие социальные изменения, социальные проекты и т. п.
Основные функции социальной экспертизы:
— диагностическая функция — освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования;
— информационно-контрольная функция — исследование информации о социальном объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажения;
— прогностическая функция — выявление возможных состояний социального объекта в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;
— проектировочная функция — выработка рекомендаций по тематике экспертизы социального объекта для социального проектирования и принятия управленческих решений.
Цель и задачи социальной экспертизы.В общем виде целью социальной экспертизы является установление соответствия деятельности органов государственной власти, других социальных институтов интересам граждан и задачам социальной политики, а также формирование предложений по достижению этого соответствия.
Предмет социальной экспертизы.Чаще всего социальная экспертиза ведется по трем направлениям, которые и отражают предмет оценки.
1. Эксперты устанавливают социальные последствия для людей (группы, населения) принятых и подготовленных к принятию социальных проектов.
2. При помощи экспертизы может быть установлено соответствие реализованного проекта его первоначальному замыслу, а также принятому в отношении проекта управленческому решению.
3. Экспертиза может выявить адекватность восприятия в общественном сознании принятого или подготовленного проекта.
Организация социальной экспертизы.Возможности и способы проведения социальной экспертизы вытекают из специфики организационно-управленческих решений, поскольку к их обслуживанию в конечном счете сводится ее назначение. Проблемы организации социальной экспертизы напрямую связаны с проблемами организационно-управленческой деятельности.
Потребность в проведении социальной экспертизы возникает всякий раз, когда решение нормативного характера (принятое или подготовленное к принятию) может сказаться положительно или отрицательно на жизнедеятельности людей; при этом у принимающего решения органа нет ясности относительно:
— возможных масштабов влияния принимаемого решения на жизнедеятельность людей;
— того, насколько будут различаться последствия реализации управленческого решения для разных социальных групп, разных территорий, как они проявятся в разных социокультурных условиях;
— того, какое ресурсное обеспечение необходимо.
Принятие решения о проведении экспертизы — это типичный управленческий акт с присущими ему характеристиками. Задание на экспертизу включает:
— определение социальной проблемы, в связи с которой проводится экспертиза (в том числе установление масштаба, носителей, стадии развития проблемы и прочее, что не входит в задание, но непременно предваряет выработку исходных формулировок);
— постановку цели экспертного исследования;
— выдвижение требований к форме представления результата экспертизы.
Модели социальной экспертизы.Экспертиза может производиться по модели «Рецензия» — наиболее традиционной форме экспертной оценки, в основном применяемой при анализе текстов (документов). Это отзыв эксперта на материалы, представленные ему для изучения. Отзыв содержит положительные и отрицательные характеристики и общий вывод по этим материалам. В рамках данной модели может рассматриваться и консультирование: фактически это рецензирование без представления текста экспертного заключения.
Другая модель организации экспертизы — «Мониторинг». Мониторинг — регулярно повторяющееся исследование одного и того же объекта (явления, процесса) по одной и той же методике. Такое исследование позволяет выявить динамику развития объекта (явления, процесса).
Экспертиза может проводиться по модели «Проект». Эта модель экспертного исследования направлена на решение группы смежных задач, в которой экспертная оценка приобретает инструментальное значение как основа проектирования желаемых общественных состояний и тенденций.
22. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ:ЦЕЛИ ,ЗАДАЧИ И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ.СП – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно СП позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. СП можно рассматривать как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшен. СП есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.Цель СП:привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.Основные задачи:повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений, социальная мобильность и т.д.;закрепление навыков командной работы.
В разных сферах нашей жизни люди создают проекты, которые помогают им в их деятельности.
Управление проектом — это процесс руководства всеми работами над проектом от начала до завершения.Управление включает:1.Планирование- Определение желаемых результатов проекта. Разработка стратегии выполнения и графика выполнения работ различные встречи, акции, и опросы и риски. Расчет количества необходимых ресурсов-люди, деньги, транспортные расходы, канцелярские расходы и т.д.)2.Организация- Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды3. Управление- Руководство работами и контроль результатов (назначение ответственных и отчеты о проделанных работах).Решение возникающих проблем. Обмен информацией с заинтересованными лицами-администрация, школы, родители, соседи, различные общественные организации и т.д.Работа над проектом позволяет почувствовать как ребёнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности. Разрабатывая проект, мы проходим все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только наши положительные качества, но и позволяет определить слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.
23.Организация,формы и методы соц.работы с лицами БОМЖ. В соответствии с Указом Президента РФ «о мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» вцелях оказания социальной, медицинской и иной помощи лицам бомж, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и укрепления общественного порядка Федеральному Правительству и органам исполнительной власти в регионах поручена реорганизация приемников-распределителей органов внутренних дел для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, в центры социальной реабилитации.согласно этому указу возлагается выявление лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, их задержание, доставление в центры социальной реабилитации и установление личности задержанных. Органам здравоохранения поручено проведение медицинского освидетельствования бомжей и при необходимости Направление их на лечение. Трудоустройство этой категории граждан и определение выплат по безработице отнесено к ведению федеральной службы занятости России. На органы социальной защиты возлагается направление лиц без определенного места жительства в учреждения социальной защиты, а также определение оснований и порядка выплаты пенсий. Правительство Российской Федерации своих Постановлением «О мерах по развитию сети учреждений социальной Помощи для лиц оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» от 5 ноября 1995г. поддержало инициативу органов социальной защиты населения о создании системы социальной защиты для лиц бомж, включающей в себя дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, социальные центры и др. Формы и методы социальной работы с лицами бомжРасходы, связанные с созданием и содержанием социальных учреждений для лиц бомж, отнесены за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Сейчас в Российской Федерации сложились четыре типа социальных учреждений, оказывающих помощь лицам бомж:— дома ночного пребывания;— специальные дома-интернаты для инвалидов и престарелых;— центры социальной адаптации;— социальные гостиницы и приюты.Центры социальной адаптации предназначены для трудоспособных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, снятых с учета органов внутренних дел и задержанных за бродяжничество. Данные учреждения решают вопросы бытового и психологического характера, а также оказывают помощь в трудоустройстве. Здесь проводятся культурно-массовая работа и предупредительно-профилактические мероприятия. Такие центры имеют общежития, где бомжи предоставляется возможность проживать до шести месяцев. За этот период клиентам оказывается помощь в решении различных правовых вопросов, а также в восстановлении утраченных социальных связей. Социальные приюты (гостиницы) дают Возможность 10-суточного бесплатного проживания, а также получения необходимых консультаций по вопросам бытового и трудового устройства, пенсионного обеспечения, В социальных приютах (гостиницах) оказывается также медицинская помощь. В период проживания лица бомж получают бесплатные горячие обеды, постельные принадлежности и предметы культурно-бытового назначения. Специальные дома-интернаты для инвалидов и престарелых являются медик социальными учреждениями. Они предназначены для проживания в них граждан, нуждающихся в постороннем уходе, в бытовой и медицинской помощи, из числа освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц без определенного места жительства и занятий, направляемых органами социальной защиты.Эта форма социальной работы с лицами бомж из числа освободившихся заключенных позволяет престарелым и инвалидам данной категории не только решить социально-бытовые проблемы, но и восстановить утраченные социальные связи с обществом. В социальной работе с бездомными можно выделить два направления: терапевтическое, направленное на преодоление уже сложившейся ситуации крайне бедственного положения, и профилактическое, предполагающее оказание помощи до наступления крайней нужды и предотвращающее ее. Профилактические меры возможны и необходимы при массовых перемещениях населения по каким-либо Причинам. Срочная терапевтическая помощь нужна людям, которые уже оказались на улице в экстремальных условиях.
24. СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА:ЦЕЛИ ,ЭТАПЫ И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ. СД - это анализ состояния социальных объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования, суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты. Предмет социальной диагностики - особенности развития трудной жизненной ситуации. Объектом социальной диагностики является не только клиент, но и потенциал его ближайшего социального окружения.Цель диагностики— установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты.задачи: выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента; определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях; описание диагностируемых особенностей . этапы соц. диагностики: 1. предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования; 2. проведение общей диагностики, т. е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, выбор методов диагностирования; 3. анализ всех необходимых показателей; 4. построение выводов, на основе которых делается заключение. 5. Определение диагноза -заключительный этап социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ.В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления могут использоваться различные методы исследования - интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки, методы обработки и анализа информации. Среди методов диагностирования личности следует также выделить следующие. Наблюдение — метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека. Беседа— метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации. Социометрия — это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Мониторинг — это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу. Методы тестирования. Во время проведения социальной диагностики необходимо учитывать объективную сторону ситуации - взаимосвязи клиента с окружающими людьми и субъективную - отражение этих взаимоотношений клиента с его социальным окружением, переживания, осознание этих взаимоотношений.