Сущность и назначение лицензий. Виды лицензионных договоров.

Лицензия – это разрешение на использование другим лицом или организацией изобретения, технологии, технических знаний и промышленного опыта, секрета производства, торговой марки, необходимой для производства коммерческой или иной информации в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение. Лицензионный договор - это соглашение, по которому патентообладатель обязуется предоставить право на использование охраняемого объекта промышленной собственности другому лицу, обязанному вносить патентооблагаемые платежи и осуществлять иные действия согласия данному договору. Лицензиар – это патентообладатель, предоставляющий право на использование объекта промышленной собственности другому лицу. Лицензиат – лицо, получающее право на использование объекта промышленной собственности в соответствии с лицензионным договором. Цена на лицензию – должна обеспечить покупателю, несмотря на все виды издержек, возможность получать прибыль от реализации на рынке продукции, изготовленной по аналогичным технологиям и достаточно стабильную в течение длительного периода, как в РФ, так и за рубежом имеется специальные методики расчета цены лицензии. На практике доля продавца технологии в прибыли покупателя колеблется в пределах от 10 до 35%.

Виды лицензионных договоров: простой (разрешение использовать изобретение, оставляя за собой право как самостоятельного использования, так и выдачи аналогичной по условиям лицензий другим заинтересованным лицам); исключительный (предоставляется исключительное права на использование изобретения или секрета производства только одному лицензиату); полный (в данном случае лицензиар уступает все права вплоть до применения лично. Формы выплаты лицензионного вознаграждения: роялти (в виде периодических отчислений), паушальные платежи (выплата в 2-3 приема)

Сублицензией или зависимой лицензией признается такая лицензия, которую предоставляет не собственник изобретения (секрета производства), а владелец исключительной лицензии или полной лицензии. Как правило, по объему прав сублицензия не отличается от обычной простой лицензии. Порядок выдачи сублицензий оговаривается в лицензионных соглашениях. Обычно лицензиат продает сублицензию только с письменного согласия владельца патента и получаемая сумма вознаграждения делится между сторонами поровну.

В объем продаваемой лицензии могут входить: -техническая документация на конструкцию объекта лицензии; -техническая документация на технологию производства; -техническая документация на технологическую оснастку и специальное технологическое оборудование; -технические секреты, специальные знания и опыт производства – «ноу-хау»; -образцы объекта лицензии в сборе, а также их отдельные узлы и детали; -право на использование товарного знака; -готовые комплекты основной технологической оснастки и образцы специального технологического оборудования; -полные комплекты технологического оборудования для производства объекта лицензии; -техническая помощь фирме – лицензиату по наладке и освоению промышленного производства объекта лицензии, и т.д.

116.Предприятие как объект предпринимательской деятельности. Объекты предпринимательской деятельности - это виды деятельности, которыми занимается предприниматель.
Предприятие – это юр.лицо (организация, фирма, концерн), отвечающее определен. признакам, установленным законодательством страны, таким как: наличие обособлен. имущества; самостоятельная имущественная ответственность; право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью, а также осуществлять от своего имени иные дозволенные законом действия; Предприятие занимает центральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности. С макроэкономических позиций предприятия является основой для: - национального дохода, ВВП, ВНП; возможности существования всего государства и выполнения им своих функций (значит. часть гос. бюджета формирируется за счет налогов и сборов с предприятий); обеспечения обороноспособности государства; простого и расширенного воспроизводства; ускорения НТП;

- материального благосостояния граждан; развития медицины, образования и культуры; решения проблемы занятости. Эту роль предприятия будут выполнять только в том случае, если они эффективно функционируют.

Предприятия различаются между собой по многим характеристикам, по которым и ведется их классификация. Основными признаками классификации по группам является: отраслевая и предметная специализация (промышленные, с/х, строительные, транспорта); структура производства (узкоспециализированные: пр-во чугуна, выработка электроэнергии, пр-во зерна, мяса; многопрофильные пр-во холодильников, станков, судов; комбинированные: химические, текстильные, металлургические. промышлености); мощность производственного потенциала (размер предприятия); по организационно-правовым формам и т.д.

Деятельность предприятий регулируется нормативно-правовыми актами. Основой является ГК РФ, а также Конституция РФ, НК, ТК и др. кодексы РФ, законы, подзаконные правовые акты РФ и субъектов РФ, положения, приказы и иные норм.-правовые акты РФ и субъектов РФ.

Любая организация находится и функционирует в среде. Выделяют: Внутренняя среда - совокупность переменных составляющих предприятия. К ним относят: цели предприятия – конечный результат его деятельности. Бывают: общие – для всего предприятия, частные – для отд. видов деятельности, подразделений. структура предприятия – взаимосвязь и взаимодействие ее функциональных областей и уровней управления. задачи – работа, группа работ, выполняемая заранее установленным способом в заранее установленное время. Задачи устанавливаются по отношению к людям, к производству, к информации. технология – способ преобразования исходных ресурсов в готовый продукт или услугу. люди – рассматриваются с позиции личных характеристик работника, профессиональных, технических, человеческих. навыков, взаимоотношения в группе. 6. организационная культура рассматривается как внутренний элемент организации. Ее определяют как контекст на фоне кот. происходит весь управленческий и производственный процесс в организации. Внешняя среда – совокупность факторов, влияющих из вне и под воздействием кот. предприятие должно изменяться. Факторы внешней среды обладают след. характеристиками: взаимосвязанность факторов. сложность внешней среды, определяется кол-вом факторов, воздействующих на Предприятие. фактор неопределенности определяется подвижностью факторов внеш. среды. Внешние факторы подразделяются на факторы прямого воздействия и косвенного воздействия.

Факторы прямого воздействия - их влияние на Предприятие можно просчитать с определенной долей вероятности (деловое окружение) К ним относят поставщиков, потребителей, конкурентов, законы гос-ва и органы власти. Изменение их может нести угрозы или открывать возможности для открытия предприятия. Необходимо отслеживать их изменение. Механизмы анализа внешней среды: метод 5 сил Портера, спейс-метод. При рассмотрении каждого фактора учитывается непросто наличие дан. фактора, а его основные характеристики, кот. влияют на Предприятие: поставщики рассматриваются по их видам: матер-х, денежных., трудов. ресурсов. Потребители определяют цели, задачи предприятия. Конкуренты: цены, инновационность, качество продукции. К внешней средекосвенного воздействия (макроокружение), действие факторов этой среды может осуществляется опосредованно: экономика страны в целом,(доля ВВП, уровень инфляции, банковск. %), политика (полит. стабильность, лоббирование интересов опр. групп), технология (достижение НТП), социокультурный (географическое расположение, демограф. состав, культура в стране) и международный факторы(отношение м/н окружения к стране, предоставление кредитов, и бизнес в др. стране, экспорт, транснациональные корпорации). Для того чтобы адаптироваться и развиваться в соответствии с факторами внешней среды осуществляют след. мероприятия: создают спец. (дипломатические) отделы – разведка – занимается изучением конкурентов, лоббирование в прав-ве своих интересов, создание различных ассоциаций, объединений для борьбы с конкурентами, проведение открытых мероприятий с привлечением общественности, публикации в прессе инфо о своем Предприятие, его успехе.
117. Интернет-технологии в управленческой деятельности, практика использования.

Информационная технология - совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.

Информационная технология — это системно-организованная noследовательность операций, выполняемых над информацией с использованием средств и методов автоматизации. Операциями являются элементарные действия над информацией. К типовым технологическим операциям относят: сбор и регистрацию информации, ее передачу, ввод, обработку, вывод, хранение, накопление, поиск, анализ, прогноз, принятие решений. Средства и методы автоматизации включают технику, программы, способы и подходы в организации информации, информационных систем и технологий, в обслуживании пользователей.

Интернет-технология основана на объединении информационных сетей в глобальную информационную структуру. Иными словами, Интернет — это глобальная международная ассоциация информационных сетей, которая имеет информационные центры, обслуживающие пользователей: они предоставляют документацию, распространяют программы, тексты книг, иллюстрации, коммуникационный сервис, электронную почту, службу новостей, передают файлы и т.д. Технология Интернет используется в образовательных, научных целях, в бизнесе. Через Интернет многочисленные фирмы предоставляют разнообразные виды сервиса: свои базы данных и базы знаний, рекламу продукции и услуг, консультации и другие виды помощи.

Совершенствование информационных технологий все более направлено в область принятия решений, интеллектуальных и наукоемких проблем.

Применение систем поддержки принятия решений (СППР) позволяет повысить скорость принятия решений, улучшить, качество решений за счет оценки многих факторов. Дальнейшее развитие СППР во многом будет зависеть от информации, поступающей из сети Интернет, а также от влияния Интернет-среды в целом на развитие экономики и бизнеса в России.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали использоваться и в практике российского государственного управления в целях повышения эффективности взаимодействия между властью и гражданами.

Развитию и использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в Республике Татарстан благоприятствует высокий уровень экономического развития.

Важным толчком внедрения ИКТ стало принятие республиканской целевой программы «Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан» («Электронный Татарстан» 2008-2010), среди задач которой обозначено развитие системы «Электронное Правительство Республики Татарстан» и реализация государственных услуг в электронной форме и принципа «одного окна».

С помощью информационных технологий решается широкий круг государственных проблем, в частности упрощается взаимодействие власти и общественности. Однако, внедрение новых систем не является показателем их эффективности, так как практическое функционирование связано не только с техническими возможностями, а так же с культурой, менталитетом и профессиональными навыками граждан, изменение которых процесс достаточно длительный.

В области продвижения информационно-коммуникационных технологий в Республике Татарстан сделаны значительные шаги - созданы межведомственная система электронного документооборота; Портал Правительства Республики Татарстан и сайты органов государственной власти республики; система видеоконференцсвязи органов государственной власти республики; система электронной цифровой подписи; и многое другое.

Одним из рассмотренных вопросов является функционирование Интернет-приемной органов государственной власти, созданной с целью упрощения процесса обращения граждан в структуры государственной власти; расширения географии обращений граждан; сокращения количества действий в работе с обращениями граждан. Интернет-приемная рассматривается как средство взаимодействия и двусторонней коммуникации с общественностью.

Эффективность работы Интернет-приемной в Республике Татарстан зависит от внутриведомственной политики каждой государственной структуры, ориентированной либо как на открытость к гражданам, либо, на поиск причин для отказа в информации, среди которых обычно обозначаются: некорректность обращения, информация служебного пользования. Исходя из этого «электронное правительство» может стать фикцией, а не средством взаимодействия.

Выявлены проблемы эффективности новых технологий в практике государственного управления, в числе которых консерватизм граждан, предпочитающих в основном традиционные способы взаимодействия: телефон, личный прием, почтовые обращения; усиление информационно-цифрового неравенства, обусловленного отсутствием у определенных категорий населения доступа к Интернету и навыков его использования. Существует проблема недостаточной осведомленности общественности о предоставленных возможностях взаимодействия с органами власти через сетевые технологии.

Наши рекомендации