Основные принципы и морально-нравственные основы государственной гражданской службы. Проблемы коррупции и служебной этики.

Гражданский служащий обязан (ФЗ №58-ФЗ): 1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности; 3)осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции государственного органа;4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; 6)соблюдать ограничения, установленные настоящим ФЗ и другими ФЗ для гражданских служащих;7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;9) проявлять корректность в обращении с гражданами;10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов РФ;11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Указ Президента РФ 2002 г. «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Принцип: чем выше должность, тем более грамотный, профессиональный руководитель.

Государственная служба представляет собой не только правовую, социальную и организационную систему, но и этическую. Государственная служба выступает носителем должной морали, нравственных ценностей, ориентирует людей на соблюдение моральных норм.

Под нравственными принципами государственной службы понимается совокупность норм, выражающих требования государства и общества к нравственной сущности служащего, к характеру его взаимоотношений с государством, на службе у которого он находится, с гражданским обществом, которому он служит, обеспечивая взаимодействие государства и его граждан в защите их прав, свобод и законных интересов. Это система общих ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения государственных служащих между собой в процессе их совместной профессиональной деятельности с целью создания надлежащего морально-психологического климата в коллективе и повышения эффективности государственной службы.

Общими нравственными принципами служебной деятельности государственных служащих являются следующие принципы:
1.Принцип служения государству и обществу, требующий бескорыстной и безупречной службы на благо государства и гражданского общества.

2.Принцип законности. Это важнейший этический принцип, обязывающий должностных лиц, всех государственных служащих неукоснительно соблюдать букву и дух законов.

Этот принцип требует верховенства Конституции РФ, федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, положениями и инструкциями.

3.Принцип гуманизма, предписывающий признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Этот принцип требует от чиновника уважать каждого человека, признавать суверенитет личности и ее достоинство, быть вежливым, тактичным, толерантным. 4.Принцип ответственности, обязывающий государственных служащих нести не только юридическую, но и нравственную ответственность за принимаемые управленческие и кадровые решения.

5.Принцип справедливости, требующий разумного использования властных полномочий, защиты прав и законных интересов граждан. Удовлетворение потребности в справедливости властей – самое важное из моральных ожиданий общества.

6.Принцип лояльности, означающий осознанное, добровольное соблюдение служащими установленных государством, отдельными его структурами правил, норм, предписаний своего служебного поведения. Он предполагает верность государственной службе, уважение и корректность по отношению к государственным и общественным институтам. В соответствии с этим принципом, чиновник обязан проявлять лояльность по отношению к: государству, государственному строю; политическому большинству, находящемуся у власти (правящей группе); ко всем ветвям власти; к государственным институтам (армии, милиции, министерствам, ведомствам и т.д.); к обществу, населению; к другим государственным служащим [23, с.78].
7.Принцип политической нейтральности, который требует, чтобы государственная служба и кадровая деятельность были вне политики, вне непосредственной борьбы за власть.

8.Принцип честности и неподкупности, требующий категорического неприятия таких явлений, как коррупция и бюрократизм.

Признаками коррумпированности государственного служащего являются: незаконность получаемых служащим материальных и нематериальных выгод; злоупотребление властью, использование служебного положения вопреки интересам государственной службы; умышленное использование служебного положения и авторитета занимаемой должности для личного обогащения; наличие личной корысти и личной заинтересованности. Предметом коррупции могут быть: приватизация государственной собственности, распределение бюджетных средств, предоставление льгот и лицензирование, налогообложение и таможенная сфера, здравоохранение и образование, призыв на военную службу.
Коррупция – это системное явление, требующее не только уголовно-правовых мер борьбы, но и целенаправленной кадровой работы, нравственного воздействия.

То есть, нравственные принципы государственной службы понимаются как совокупность норм, выражающих требования государства и общества к нравственной сущности государственной службы, к кадровой политике и деятельности, к характеру взаимоотношений служащего с государством, обществом и другими служащими.
Смысл и главный принцип современной государственной службы – власть для людей. Служа государству, государственный служащий одновременно служит людям, обществу как главному, согласно Конституции РФ, источнику власти в стране. Это и конституционная, и нравственная норма.

Причинами существования негативных нравственных качеств в поведении и деятельности служащих являются:
− недостатки нормативно-правового обеспечения государственной службы;
− традиционные недостатки кадрового обеспечения государственной службы – протекционизм, коррупция, патернализм;
− слабость служебного контроля за соблюдением законодательства о государственной службе;
− отсутствие реальной связи государственной службы с гражданским обществом;
− традиционализм, использование старых механизмов и методов регулирования государственно-служебных отношений, отсутствие инновационных подходов;
− недостаточная социальная защищенность государственных служащих.
Пути решения этих проблем:
Правовой путь – активная разработка и применение антикоррупционного законодательства на государственной службе.
Организационный путь – проведение целенаправленных мероприятий правоохранительных органов по борьбе с коррупцией во власти, ужесточение государственного контроля за работой "зон повышенного риска" - административных служб, связанных с бизнесом, собственностью, налогами, пошлинами, госзаказами и т.д.
Кадровый путь – выработка и нормативное закрепление единых критериев оценки гражданских служащих по их профессиональным, деловым и нравственным качествам. Назначение на должность только по конкурсу на основании выработанных критериев оценки.
Морально-психологический путь – восстановление традиционных моральных ценностей государственной службы и кадровой политики – служения государству и обществу.
Социальный путь – выработка системы стимулирования высоконравственного поведения чиновников, позитивной мотивации на добросовестное исполнение служебных обязанностей.
Политический путь – наличие политической воли государства, направленной на решительное пресечение коррупционных и других аморальных явлений в сфере государственной службы и кадровой политики.

Наши рекомендации