Правовая культура и правовое воспитание государственного гражданского и муниципального служащего.
Правовая культура, являясь критерием качества правовой жизни, оказывает существенное влияние на происходящие в России социально-политические процессы: правотворчество, реализацию законов, функционирование механизма государства, принципы и методы деятельности органов власти, формирование правосознания.
Правовая культура – это система и результат сложнейших социально-правовых отношений между государством и обществом. Таким образом, актуальнейшей на сегодняшний день задачей является повышение уровня правовой культуры именно государственных структур, учреждений, организаций, государственных служащих.
Правовая культура формируется в процессе осуществления субъектами властной деятельности своих должностных обязанностей и включает в себя следующие элементы: 1) знание правовых норм, уровень правового мышления; профессиональной подготовки; 2) широкий кругозор политического и экономического видения реальности, определяющий уровень общей правовой культуры; 3) профессионально-этические качества чиновника, профессиональную безупречность, служебную дисциплинированность, добросовестность, честность.
Низкая правовая культура определяет мотивацию, интересы, поведение властных субъектов. По результатам социологических исследований работа в аппарате органов государственной власти для значительной части чиновников ценна главным образом получением привилегий для удовлетворения личных интересов.
Государственный аппарат - это прежде всего люди, профессионально занимающиеся управленческим трудом. Их деятельность необходима любой стране независимо от государственного устройства и политической системы, формы правления или правящего режима. Именно государственные служащие выполняют практические задачи, которые все цивилизованные общества возлагают на свои государства. Правовые основы государственной службы в РФ регулируются Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г., 6 июля 2006 г.). Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации. В статье 10 Федерального закона № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. даны определения «Федерального государственного служащего» и «Государственного гражданского служащего субъекта РФ».
Качественное состояние правовой культуры зависит от обоих субъектов (государства и общества), однако государству в формировании высокого уровня правовой культуры принадлежит все же ведущая роль. Государство, которое не пользуется авторитетом у народа, не вправе рассчитывать на высокий уровень правовой культуры своего народа.К сожалению, в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция снижения нравственных качеств субъектов власти.
Вступление в должность, как правило, связано с получением различных материальных и нематериальных благ. Это не может не влиять на личные качества отдельных руководителей, у которых со временем гипертрофируется вкус к власти, и тогда высокая должность может способствовать обратному процессу: государственная воля трансформируется в личную, государственная власть присваивается должностным лицом, используется в собственных интересах. В итоге руководящий работник служит не обществу, а себе, его личная порочная воля, ставшая государственной, задает тон последней, направляет ее по неправомерному или даже преступному пути. Задача институтов, призванных обеспечивать формирование органов власти и должностных лиц и осуществлять контроль за их деятельностью, с точки зрения конституционной аксиологии предельно проста: нужно добиться, чтобы принадлежащую народу власть осуществляли лица, соответствующим образом воспринимающие идеальную ценность эталона власти, и чтобы от власти своевременно удалялись те, кто, добившись успеха, отказывается от необходимого конституционного восприятия ее статуса и роли.
Задача нравственно-правового воспитания - формирование законопослушной и высоконравственной личности, социально активного гражданина, субъекта власти.
Нравственная составляющая властной деятельности определяет уровень социальности и демократичности государства, его авторитет. Особую роль здесь призваны играть этические кодексы.Не стоит игнорировать моральные стимулы - всевозможные поощрения, награды, официальное признание заслуг, популяризация лучшей практики. В любой общественно полезной деятельности мерам поощрительного характера должно уделяться особое внимание. К сожалению, применительно к государственной службе поощрительные нормы практически не исследовались, за некоторым исключением
Сегодня значимость правового воспитания определяется возрастанием позитивной роли права в развитии политических, культурных, духовных и нравственно-правовых качеств личности, ее ценностных ориентаций. Формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения признано важнейшей составной частью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.