А) формирование и развитие трудовой теории стоимости (1850-1870).

Английская классическая политическая экономия.

Учение Адама Смита (1723 - 1790) отражено в его главной книге «Исследования о природе и причинах богатства народа» (1776). Часто ее называют «Богатство нации…».

«Исследование» состоит из 5 книг, в которых последовательно раскрываются вопросы ценности и национального богатства, капитала и форм его функционирования; экономической истории стран Западной Европы; предшествующие взгляды и теории – прежде всего меркантилисты и физиократы; учение о государственных финансах.

Методологические особенности учения А. Смита:

1) А.Смит выделяет следующие функции экономической науки: она познает объективную реальность (позитивная функция); дает рекомендации экономической политике (нормативная функция),

2) А.Смит формирует представление об «экономическом человеке» - это теоретическая модель, призванная описать фундаментальные свойства личности, ее мотивации.

По мнению А.Смита рынок является идеальной формой по преодолению индивидуального эгоизма и получения общественно-значимых эффектов. Наиболее крупным продолжателем идей Смита в ХХ в. стал Фри́дрих А́вгуст фон Ха́йек (нем. Friedrich August von Hayek; 1899 — 1992) — австрийский экономист и философ. Лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 год. Его основная книга «Пагубная самонадеянность или ошибки социализма».

3) Смит рассматривает в своей работе отношения, тесно привязанные к отдельной мануфактуре. При этом он подчеркивает, что эти отношения носят всеобъемлющий характер, они объективны по своей природе. Т. о. уровень отдельного предприятия для него является лишь первичной ячейкой, с помощью которой можно познать всю систему экономических связей.

4) Смит рассматривает экономическую систему общества из ключевого значения для ее развития действия закона разделения труда. Он иллюстрирует действие закона разделения труда на примере булавочной мануфактуры, где наблюдает рост производительности труда в тесной связи с глубиной разделения труда между работниками мануфактуры.

5) Смит рассматривает общество как меновой союз. Он считает, что человек от природы склонен к мене. Это качество отличает его от других созданий в природе. В основе этого свойства человека – разделение труда. С обменом он связывает и функционирование рынка, которое считает самой совершенной формой обмена. Рынок и обмен подчиняются действию «невидимой руки», направляющей производство, распределение и обмен товарами.

«Невидимая рука» у Смита символизирует стихийные и в то же время рациональные начала рынка. Она оказывается связанной с конкуренцией и подчиняет деятельность производителей интересам удовлетворения потребностей потребителей.

6) А. Смит является основоположником концепции экономического либерализма. Она характеризуется тем, что рынок считается формой организации, значительно превосходящей по результативности любое внешнее воздействие (со стороны государства). Важнейшими силами, развивающими рынок, являются экономические интересы производителей и потребности потребителей. При этом производителей следует рассматривать в более широком контексте – как представителей капитала.

Приверженцев этой концепции называются либералами.

Либерал в экономике – последовательный сторонник снятия ограничений и сокращение государственного вмешательства в дела экономических агентов. Либералы полагают, что освобождение капитала от излишней опеки приводит к росту общественного благосостояния, т.е. большей свободе капитала, которая отражается на эффективности использования ресурсов, росте занятости и установлении оптимальных пропорций в экономике.

Смит считал, что разделение труда непосредственно вызывает рост количества выполняемых работ за счет:

1 повышения умелости (квалификации) отдельного работника,

2 сокращения времени при переходе от одной операции к другой,

3 упрощения операций, которые позволяют заменять человека машиной и превратить разделение труда в разделение обязанностей между людьми по управлению машинами.

Смит различал естественные и социальные границы разделения труда. Он считал, что разделение труда тем глубже, чем больше плотность проживания населения на территории страны и развитие дешевого транспорта.

В связи с разделением труда возникает возможность специализироваться на том продукте, который производится с наименьшими затратами. Эти обстоятельства позволили называть Смита основоположником концепции абсолютных преимуществ.

В своей работе Смит дал многогранную характеристику стоимости.

1) Стоимость определяется затратами труда. Такой механизм формирования стоимости характерен для т.н. первобытного и малоразвитого состояния общества (т.е. в условиях натурального хозяйства).

2) Стоимость определяется стоимостью рабочей силы.

3) Жертвою досуга, свободы, спокойствия.

4) В условиях существования наемного труда и развитого рыночного обмена, с точки зрения распределения продукта, стоимость формируется как сумма доходов: з/п + прибыль + рента.

При этом Смит называет стоимость действительной ценой.

Давид Рикардо (1772 - 1823). Основное произведение – «Начала политической экономии и налогообложения» (1817).

Д.Рикардо сформировал представление о предмете политической экономии как науке изучающей, прежде всего отношения распределения. Он дал двоякое определение меновой стоимости: 1) для основной массы товаров она определяется затратами труда, 2) незначительная часть товаров вследствие редкости (картины старинных мастеров; старинные монеты; вино, полученное из винограда, выращенное в особо благоприятных климатических условиях).

Рикардо разграничивает фактически товары, массово воспроизводимые и те, которые не могут быть воспроизведены.

Рикардо является основоположником классового подхода в экономической теории. Проблему распределения он рассматривал в тесной связи с этими классами.

Рикардо является автором учения об «абсолютной стоимости». Обратив внимание на то, что в основе обмена находится труд, освобожденный от своей конкретной формы, Рикардо вывел положение о характере связи меновой и абсолютной стоимости.

Д.Рикардо основоположник учения о сравнительных преимуществах. В их основе находятся сравнительно более низкие затраты труда на единицу продукции.

Томас Роберт Мальтус (1766 – 1834). был священником и первым преподавателем политической экономии. Основное произведение имеет краткое название – «Опыт о законе народонаселения» (1798).

Этот закон позже назовут народоненавистническим.

Мальтус полагал, что средства к существованию человека увеличиваются в арифметической прогрессии, в то время как численность населения – в геометрической прогрессии. В силу этого значительная часть населения испытывает нехватку средств существования. Данная диспропорция определяет нарастание бедности в широких слоях общества.

Мальтус связывал бедность с невоздержанностью, бескультурьем и непросвещенностью основных масс населения. Не ограничивая себя, неимущие слои населения придерживались патриархальных взглядов, согласно которым большая семья является самостоятельной ценностью.

Мальтус полагал, что несоответствие между ростом населения в геометрической и продуктов в арифметической прогрессиями регулируется естественными обстоятельствами (объективными обстоятельствами). Войны, голод и нищета вызываются этой разбалансированностью.

Мальтус утверждает, что есть 2 пути снятия напряжения по линии несоответствия количества людей и производимых ими ресурсов: 1) война, голод, катаклизмы, которые являются следствием действия природных сил. Это объективное обстоятельство является позитивной мерой. 2) ограничение рождаемости как мера сознательной деятельности, как инструмент политики, вызванной разбалансированностью на рынках труда и предметов потребления. Эти меры он называл негативными.

НЕМЕЦКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ ХIХ В. (НОВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА)

Исторические условия возникновения и особенности немецкой политической экономии ХІХ в. Наиболее значительными обстоятельствами, оказавшими влияние на формирование взглядов в Германии явились:

1) Территориальная раздробленность Германии.

В 70-х гг. ХУІІІ в. на территории нынешней Германии насчитывалось более 350 самостоятельных государств.

Фактор раздробленности оказал существенное влияние на формирование идей. В экономической теории это возвысило фактор национальной исключительности и зависимости экономического развития от особенностей формирования нации.

2) В начале ХІХ века Германия отставала в своем экономическом развитии и была преимущественно аграрной страной. В сельской местности наблюдалось заметное перенаселение. Постепенно складывается понимание того, что прогресс немцев связан с развитием промышленности.

В течение 50 лет Германия осуществляет индустриальный рывок. К 70-м гг ХIХ в. она выходит на второе место в Европе.

3) Теоретическая предпосылка.

Получает развитие теория исторического права, которая считает, что в основе развития общества и законов общества – обычай.

Основоположником этого учения в Германии явился юрист Фридрих-Карл Савиньи.

Эта теория противопоставляет себя концепции естественного права. Историческое право наделяет государство особой ролью. Государство по своему значению важнее индивидуальных прав. Оно выражает дух нации, является организмом, защищающим национальные особенности.

Учение Фридриха Листа. Фридрих Лист (1789 - 1846) является основоположником учения: 1) о воспитательном протекционизме, 2) о производительных силах общества.

Воспитательный протекционизм предполагает защиту национального капитала всеми силами и средствами национального государства. Государство выполняет свою роль, применяя систему дотаций и льгот для одних и вводя пошлины для других.

Истинное богатство общества определяется не количеством золота или товаров, а уровнем развития производительных сил. Именно производственные силы определяют возможность непрерывного роста потребляемых обществом благ. Поэтому ключевое значение имеют показатели квалификации кадров, состояния основных производственных фондов. Государство несет прямую ответственность в деле развития, как фондов, так и рабочей силы.

Историческая школа Германии. Историческую школу часто называют старой экономической школой.

Представители: Вильгельм Рошер (1817 - 1894), Бруно Гильдебранд (1812 - 1878), Карл Книс (1821 - 1898).

Историческая школа характеризуется: 1) критическим отношением к вкладу английских экономистов в развитие политической экономии. Немцы ставят под сомнение саму возможность существования законов общества (законы развития общества), 2) метод, которым пользовались немецкие экономисты, они считали «историческим». Для них история является той средой, в пределах которой они ищут закономерности. Национальная история порождает национальные закономерности, 3) значительное внимание немцы уделяют вопросам этики, связывают ее с духом нации, обычаями народа. Этот дух и обычаи формируют определенный порядок. 4) немцы возлагают большие надежды на твердое государственное устройство, которое ассоциируют с наследственной монархией.

Значительный вклад историческая школа внесла в представление об этапах развития общества и экономики.

Гильдебранд рассматривает историю развития как переход от аграрного общества к денежному хозяйству, а от денежного хозяйства – к кредитному хозяйству. При этом кредитное хозяйство является формой преодоления того отчуждения между людьми, которое складывается в условиях денежного хозяйства (капитализма).

Новая историческая школа. Шмёллер (1838 - 1917), Луйо Брентано (1844 - 1931), Карл Бюхер (1847 - 1930).

В этой школе формируется 2 крыла: консервативное, либеральное.

Шмоллер – лидер консервативного направления.

Для либерального направления характерен интерес к рынкам труда. Брентано и другие считали необходимым распространить опыт Англии в Германии в части поддержки профсоюзного движения. Они рассматривали профсоюзы в качестве института, устанавливающего равновесие на рынке труда, препятствующего занижению стоимости рабочей силы.

Наши рекомендации