Бщество и культура Южной Кореи в послевоенные 1950-е гг.
Правительство Ли Сынмана, находившееся во время войны в Пусане («столице военного времени»), использовало антикоммунистические настроения для того, чтобы путем чрезвычайных мер создать диктаторскую систему правления. В декабре 1951 г., опираясь на такие казенные (созданные режимом) организации, как «Кунминхве» («Национальное общество»), «Тэхан чхоннёндан» («Корейскую молодежную организацию»), «Нодон чхонёнмэн» («Конфедерацию труда»), «Нонмин чхонёнмэн» («Крестьянскую конфедерацию»), «Тэхан пуинхве» («Корейское женское общество») и др., организовали правящую Либеральную партию (Чаюдан), а в июле следующего года, в обстановке чрезвычайного положения, провели закон об изменении Конституции («о частичном изменении»). Этот закон устанавливал прямые (всеобщие) выборы президента, чтобы обеспечить Ли Сынману повторное избрание на этот пост. Оппозиционеры, поддерживавшие систему парламентского Кабинета, были разогнаны военной полицией и арестованы, и в опасной обстановке активизации гангстерских организаций типа «Пэккольдан» («Скелет») была принята новая Конституция, и прошли выборы президента и вице-президента, которые выиграли Ли Сынман и Хам Тхэён.
Вновь избранный президент Ли Сынман начал проводить политику, нацеленную на достижение абсолютной и перманентной власти, для чего убрал из Либеральной партии сторонников честолюбивого Ли Бомсока и поставил во главе руководства партией преданного ему Ли Гибуна. Затем, через год после окончания войны, 27 ноября 1954 г. была принята поправка к Конституции, ликвидировавшая ограничение сроков полномочий президента. Когда во время голосования по этому закону не хватило одного голоса, сторонники Ли Сынмана прибегли к арифметическому принципу округления чисел и протолкнули закон, что не могло не вызвать явного недовольства граждан.
На основе новой Конституции 15 мая 1956 г. прошли выборы, на которых Ли Сынман в третий раз был избран президентом страны. Но кандидат от оппозиционной Демократической партии (Минджудан) Син Икхи, выступивший с лозунгом: «Невозможно дольше так жить. Давайте поменяем», – и завоевавший огромную популярность народа, внезапно скончался; Чо Бонъам, кандидат от Прогрессивной партии (Чинбодан), выдвигавший лозунги мирного объединения и демократических преобразований, получил 30% голосов избирателей; кандидат в вице-президенты от Демократической партии Чан Мён обошел своего соперника Ли Гибуна и был избран на этот пост. В связи с этими событиями авторитет Ли Сынмана упал во всех городах Южной Кореи, но не в сельской местности.
Правительство Ли Сынмана, переживавшее кризис, приступило к подавлению всех политических сил, за исключением Демократической партии. Был издан закон Син кукка поанбоп («Новый закон о государственной безопасности», декабрь 1958 г.), сформирована организация «Пангон чхоннёндан» («Антикоммунистический молодежный союз», январь 1959 г.); лидер Прогрессивной партии Чо Бонъам был приговорен к смертной казни по обвинению в шпионаже (июль 1959 г.), а в апреле 1959 г. была запрещена газета «Кёнхян синмун», поддерживавшая Чан Мёна. В марте 1960 г. Ли Сынман и Либеральная партия фальсифицировали четвертые выборы президента и вице-президента, что вызвало неизбежную вспышку негодования в народе и привело к студенческой и гражданской революции 19 апреля 1960 г.
С другой стороны, Корейская война еще более обострила экономическое положение страны, которое и прежде было достаточно тяжелым. В условиях безработицы и инфляции американская помощь сыграла большую роль в послевоенном восстановлении народного хозяйства. Уже в период американской военной администрации Южная Корея получила помощь в размере 400 млн. долларов, а в период правления Либеральной партии американская помощь составила уже 3,1 млрд. долларов. Бóльшую часть полученной помощи составляли потребительские товары, причем четверть – продукты сельского хозяйства, которые восполнили недостаток продуктов питания. Однако половина американских денег была направлена на военные нужды, поэтому не могла содействовать активному восстановлению промышленности.
Бóльшая часть промышленности, развивавшейся при помощи США, работала на производство товаров потребления. Эта промышленность, так называемая «самбэк» («три белых предмета»), представляла собой производство муки (зерна), сахара и хлопчатобумажной ткани. Несколько таких предприятий, пользовавшиеся особыми правительственными привилегиями, выросли в монополистические компании (чэболь) и использовали свои средства в политических целях. Благодаря производству потребительских товаров удалось преодолеть крайнюю нужду и к концу 1950-х гг. достичь ежегодного прироста в 5-8% , но уровень зависимости от иностранной помощи в промышленности достигал 90%, а в целом все промышленное производство не превышало половину уровня производства конца периода японского господства; только уровень производства риса был выше, чем в довоенный период. Также из-за того, что все крупные электростанции находились на территории Северной Кореи, Южная Корея испытывала большие трудности с производством электроэнергии. В 1960 г. 82% населения деревень и 39% населения Сеула были лишены возможности пользоваться электричеством.
Однако после пика инфляции в конце 1950-х гг. этот вопрос был решен, и с этого времени начался период долгосрочных планов экономического развития. В 1958 г. в Пухынбу (Министерстве восстановления) был учрежден Саноп кэбаль вивонхве (Комитет по развитию промышленности), а 15 апреля 1960 г. Государственный совет утвердил «Проект трехлетнего плана экономического развития». Хотя с падением режима Либеральной партии он не мог вступить в силу, он был впоследствии использован при проведении политики экономического развития страны, проводимой правительством Демократической партии и правительства Пак Чонхи.
В период правления Либеральной партии в 1950-е гг. начались перемены, которые в корне подрывали традиционный социальный порядок в южнокорейском обществе. Даже во времена японского господства в южнокорейском обществе с его сильными конфуцианскими традициями сохранялись авторитарные порядки янбанского духа в провинциях и сельских местах, в то время как в Северной Корее в отличие от Южной, усилилось влияние новых тенденций, связанных с протестантизмом и влиянием западной демократии. Причем с приходом на Юг миллионов корейцев с Севера, которые стали господствовать в различных слоях южнокорейского общества, занимая руководящие должности, авторитет янбанской культуры стал падать. А в ходе Корейской войны миллионы столичных жителей бежали из районов военных действий на Юг, ускорив тем самым процесс распространения в сельских местах столичной культуры и подрыва янбанской культуры в провинциальном обществе. В процессе такого широкомасштабного переселения народа на основе распада местной культуры, разрушения авторитарного порядка и вымирания помещичьего класса янбанов быстро сформировалось эгалитарное общество. Хотя подобные перемены и играли роль генератора общественного развития, они стали также и фактором, вызвавшим беспорядки вследствие исчезновения традиционных авторитетов и размывания понятия личных и общественных ценностей.
Американская культура, наводнившая Южную Корею вместе с экономической помощью, сильно изменила понятия о ценностях и образе жизни в корейском обществе. Несомненно, что либерально-демократические идеи американского типа, разлагая традиционные понятия о ценностях, вырастили и современное гражданское сознание корейцев, но из-за чрезмерного преклонения перед западной культурой и господства национально-нигилистического мышления, принижающего традиции, произошла утрата понятия национальной самобытности (чучхесон – самоидентификации). В южнокорейском обществе, где еще не преодолено наследие японского колониализма, американизация культуры еще более размыла национальную культуру. Именно поэтому в среде идейной интеллигенции в тот период раздавались встревоженные голоса о наступлении культурного колониализма.